Найти в Дзене
Дровосек

Линейные корабли русского флота.

Линейные корабли играли важную роль в истории российского флота, начиная с эпохи Петра I и до середины XIX века. Они были основой военно-морского флота России и участвовали в многочисленных морских сражениях.История линейных кораблей в России
Появление и развитие
Первые линейные корабли в России были построены в начале XVIII века по указу Петра I. Они были созданы для усиления российского флота и участия в морских сражениях. Одним из первых линейных кораблей был "Гото Предестинация", построенный в 1700 году.Золотой век линейных кораблей
Золотой век линейных кораблей в России пришелся на XVIII-XIX века. В этот период они стали основой флота, участвуя в многочисленных морских сражениях, включая Русско-турецкие войны и Крымскую войну.Упадок и закат
С появлением паровых двигателей и бронированных кораблей в середине XIX века линейные корабли начали терять свою значимость. Бронированные корабли, такие как "Петропавловск" и "Севастополь", показали свою эффективность, что привело к постепенно

Линейные корабли играли важную роль в истории российского флота, начиная с эпохи Петра I и до середины XIX века. Они были основой военно-морского флота России и участвовали в многочисленных морских сражениях.История линейных кораблей в России
Появление и развитие
Первые линейные корабли в России были построены в начале XVIII века по указу Петра I. Они были созданы для усиления российского флота и участия в морских сражениях. Одним из первых линейных кораблей был "Гото Предестинация", построенный в 1700 году.Золотой век линейных кораблей
Золотой век линейных кораблей в России пришелся на XVIII-XIX века. В этот период они стали основой флота, участвуя в многочисленных морских сражениях, включая Русско-турецкие войны и Крымскую войну.Упадок и закат
С появлением паровых двигателей и бронированных кораблей в середине XIX века линейные корабли начали терять свою значимость. Бронированные корабли, такие как "Петропавловск" и "Севастополь", показали свою эффективность, что привело к постепенному отказу от деревянных парусных судов.Особенности линейных кораблей в России

Тактика

Корабли выстраивались в линию, шли друг за другом в кильватерной.  Если была не одна линия, то обычно в линии, ближайшей к противнику, находились более мощные корабли. Флотоводцы могли комбинировать построения в зависимости от противостоящих сил и менять их по ходу боя. Равномерное распределение сил флота по фронту. Каждый корабль занимал определённое место в строю и должен был сохранять его во время боя. Занятие наветренного положения по отношению к противнику. Это позволяло диктовать противнику время, место и дистанцию боя, а также прорезать строй противника через разрывы в его линии. Спуск со своей линией на линию противника, заняв параллельную позицию.


Конструкция линейного корабля
Линейные корабли в России имели деревянную конструкцию, чаще всего из дуба или сосны. Они были трехмачтовыми, с прямым парусным вооружением, что обеспечивало им хорошую скорость и маневренность.Вооружение
Линейные корабли в России были оснащены множеством пушек, расположенных на нескольких палубах. Пушечные (артиллерийские) палубы на парусных военных кораблях имели несколько видов, которые назывались
гондек, мидельдек и опердек. Эти термины применялись к палубам, на которых установлена артиллерия. Корабли с несколькими артиллерийскими палубами называли «двухдечными», а если на трёх палубах — «трёхдечными».

-2

  • Гондек — нижняя палуба на военных кораблях, где располагались орудия наибольшего калибра.
  • Мидлдек — средняя орудийная палуба на линейном корабле.
  • Опердек — главная палуба корабля, которая проходит непрерывно от носа до кормы.
  • Квартердек — приподнятая часть верхней палубы в кормовой части парусного корабля.
-3

Орудия более крупного калибра устанавливались на нижней палубе, а меньшего калибра — на верхних деках. Например, на 70-пушечном «Вэлиэнте» на нижней палубе было 28 32-фунтовых пушек, на верхней палубе — 30 24-фунтовых, на кормовой надстройке — 10 9-фунтовых пушек, на носу — две 9-фунтовыеКоличество орудий могло варьироваться от 60 до 120 и более. Пушки были разного калибра, что позволяло вести огонь как по надводным, так и по подводным частям вражеских кораблей.

Экипаж

В состав экипажа входили, например:

  • Офицеры. В числе высших были адмирал, капитан корабля, лейтенанты и офицеры морской пехоты. Младшие по чину офицеры отвечали за корабельные службы: за навигацию — корабельный мастер, за орудия, ядра и порох — старший канонир, за паруса и такелаж — боцман.
  • Мичманы. Они изучали морское дело, навигацию и тригонометрию, проходя на корабле шестилетнюю практику, после чего могли сдать экзамен и получить звание лейтенанта.
  • Обслуживающий персонал. К нему относились писари, ординарцы, стюарды и слуги.
  • Матросы. Более половины из них были опытными и долго прослужившими на военно-морском флоте, остальные из числа рядового состава — служившие до года и новобранцы, которых в основном задействовали на работах со снастями.
  • Морские пехотинцы. Они совершали десантные операции и сражались стрелковым и иным оружием.
  • Юнги. На борту служили более 30 моряков-подростков, их дальнейшая жизнь была связана с морем.

Наиболее известные примеры
"Гото Предестинация"

-4

Построенный в 1700 году, этот корабль стал одним из первых линейных кораблей российского флота. Он имел три палубы и около 60 орудий.

"Азов"

-5

Линейный корабль "Азов" был одним из самых известных кораблей российского флота. Он был построен в 1806 году и стал известен благодаря участию в Наваринском сражении 1827 года, где российский флот одержал победу над турецким флотом. "Азов" был оснащен 74 пушками и имел три мачты с прямым парусным вооружением. "Азов" стал символом мощи и славы российского флота в XIX веке.

"Париж"

На изображении представлен линейный корабль "Париж", который был спущен на воду в Николаевском адмиралтействе в 1826 году. Этот корабль был одним из самых мощных и современных линейных кораблей своего времени. Он имел 110 пушек и был оснащен тремя мачтами с прямым парусным вооружением. Корабль был построен из дуба и имел обтекаемую форму корпуса, что позволяло ему двигаться быстрее и легче маневрировать.


Линейные корабли были важной частью военно-морского флота России и сыграли значительную роль в истории страны. Их появление и развитие оказали значительное влияние на ход истории, особенно в период колониальных войн и борьбы за господство на морях.