Мы рассмотрим концепцию счастья с точки зрения Платона, одного из величайших мыслителей в истории.
Понятие счастья в философии Платона связано с его идеями о справедливости и добродетели. Этот влиятельный философ исследовал эти идеи преимущественно через диалоги в своих произведениях, среди которых «Государство» является одним из наиболее важных для понимания его позиции.
Платоновское видение счастья
Взаимосвязь между счастьем, справедливостью и добродетелью
В «Государстве » Платон описывает теорию форм, или идей, и то, как эти абстрактные идеи — справедливость, красота и благость — являются фундаментальной реальностью. Что касается счастья, Платон предполагает, что оно фактически связано с жизнью в соответствии с добродетелью и гармонией.
Теория форм и ее связь со счастьем
В свою очередь, Платон утверждает, что знание форм, вечных и неизменных реальностей, необходимо для достижения истинного счастья. Это подразумевает постоянный поиск истины и понимание универсальных принципов.
Основные добродетели в философии Платона
Из рассуждений Платона следует, что счастье связано с обладанием такими добродетелями, как мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Следовательно, эти добродетели необходимы для достижения индивидуального и общественного благополучия.
Строение души и поиск счастья
Три части души: разумная, яростная и жаждущая
Платон рассматривает душу как трёхчастное существо, состоящее из разумной, яростной и вожделеющей частей. Разумная часть стремится к знанию и истине и считается самой благородной из трёх. Яростная часть связана с эмоциями и мужеством, а вожделеющая часть отвечает за физические желания и потребности.
По мнению Платона, счастье достигается, когда эти три части души находятся в равновесии, а разум направляет и контролирует остальные две. Этот баланс имеет основополагающее значение для достижения добродетели и, следовательно, счастья.
Гармония души как ключ к счастью
Более того, ещё одним ключевым моментом философии Платона является гармония души. Однако для Платона душа неоднородна, а делится на три части (разумную, яростную и жаждущую), каждая из которых соответствует трём различным добродетелям (благоразумие или мудрость для разумной души, стойкость для яростной души и умеренность или воздержание для жаждущей души ). Таким образом, счастье достигается, когда эти части находятся в гармонии, а разум руководит и управляет остальными.
Индивидуальное счастье и общее благо: справедливость в обществе
Философ-царь и идеальное общество Платона
С другой стороны, трактуется, что Платон тесно связывает индивидуальное счастье со справедливостью и общим благом в обществе.
Идеальное общество, которое Платон рисует в своём труде «Государство», отличается крайней спланированностью и иерархичностью. Жизнь и действия граждан, по мнению Платона, должны развиваться в соответствии с государством, которым должен управлять философ-царь, дарующий нам величайшую политическую и этическую добродетель: справедливость.
Роль знаний в стремлении к счастью
В то же время Платон, как известно, выступает за определённую степень отстранённости от материальных удовольствий и имущества. Следовательно, из его точки зрения следует, что стремление к истинному счастью должно быть сосредоточено не на накоплении благ, а на реализации добродетели.
По мнению этого мудреца, зло есть плод невежества, незнания истинной сущности вещей, идей добра, справедливости и т. д., и поэтому знание этих идей (через разум) могло бы гарантировать возможность их применения на практике.
Однако следует подчеркнуть, что философия Платона сложна и допускает множество толкований. Тем не менее, его акцент на связи добродетели, справедливости и гармонии души может дать нам основополагающее понимание его видения счастья.
Этический интеллектуализм и очищение через добродетель
Отказ от материальных благ в пользу добродетели
Добродетель понимается Платоном как очищение или отрешение от телесного, которое будет превыше всего ценить деятельность, направленную на познание.
Невежество как источник зла и сила знания
Следуя линии, начатой его учителем Сократом, Платон, выступая против релятивизма софистов, отстаивал этический интеллектуализм. В частности, этот подход заключается в отождествлении знания и добродетели: то есть, только зная, что справедливо, хорошо или благоразумно, можно быть таковым в практической жизни.
Платон, мастер западной цивилизации
Несмотря на большое количество сохранившихся сочинений, приписываемых Платону, о его жизни известно крайне мало. Он родился в Афинах в знатной семье около 428 года до н. э. и был назван именем Аристокл , хотя и получил прозвище Платон («широкоплечий»).
Хотя ему, скорее всего, была уготована политическая жизнь, он стал учеником Сократа. Считается, что после того, как его наставник был приговорён к смерти, Платон разочаровался в Афинах и покинул город . Он передал потомкам то, чему научился у своего учителя Сократа, и использовал его методы для исследования и объяснения собственных идей.
Он много путешествовал и некоторое время жил в Южной Италии и на Сицилии, прежде чем вернуться в Афины, где около 385 г. до н. э. основал в Афинах Академию (отсюда и произошло слово «академический») — школу, в которой он излагал свои философские теории и которой руководил до своей смерти в 347 г. до н. э.
Философия Платона – одна из важнейших в истории мысли, и его влияние сохраняется и по сей день. Среди его основных трудов: «Апология Сократа», «Критон», «Горгий», «Гиппий Старший», «Менон» и «Протагор» (ранние диалоги); «Федон», «Федр», «Государство» и «Пир» (средние диалоги); «Парменид», «Софист» и «Теэтет» (заключительные диалоги).