Чертовски талантливый Ференц в 19 веке произвел эффект разорвавшейся бомбы. Его отец стал успешным продюсером тех лет, а он сам - секс-символом эпохи и большой европейской звездой. Поклонницы вырывали у него волосы с головы и пытались что-то отнять из рук на память, тащили в постель, чтобы родить от него ребенка, концерты всегда были аншлаговыми. С самого детства Лист купался в славе, которую ему создал отец, в молодости чудил в компании оторв из области искусства в парижских салонах и сбежал с замужней любовницей в Швейцарию, за что получил порицание от общества и католической церкви. В зрелом возрасте стал куда более сдержан, увлекся композиторством, написал самые свои грандиозные работы и даже ударился в религию.
Остается главный вопрос. Почему он считается венгерским композитором? Его родители венграми не были, он провел 11 лет детства в венгерской деревне, однако тогда это была Австрия и он был австрийским подданным. На данный момент та деревня тоже является Австрией. Уехав оттуда в детстве, он на небольшое время приедет в Венгрию лишь ближе к концу своей жизни. Обучение он проходил в австрийской Вене. Жил во Франции, в Швейцарии, в Германии и в Италии, там и творил. Более того, он даже не говорил по-венгерски. Попробуем в этом вопросе также разобраться.
Примечание! В группе "Запой с Тепляковым" главным хитом считается не самая известная вещь композитора, а та, которая первой сделала его широко популярным.
О КОМПОЗИТОРЕ
- Франц (Ференц) Лист родился 22 октября 1811 года в деревушке Райдинг, известной своим виноделием, в семье княжеского помощника немецкого происхождения и простушки-австрийки. Венгерский вариант имени Ференц закрепился за ним лишь в странах СССР и социалистического лагеря, при жизни сам он себя так не называл, так как не говорил на венгерском языке.
- Анна Лист (Лагер) (мать) родилась 9 мая 1788 года в Кремс-ан-дер-Донау (Австрия), в многодетной семье простого происхождения. В 9 лет стала сиротой и с одним из старших братьев уехала в Вену, где 11 лет отработала горничной. В 20 лет переехала к брату в Маттерсбург, где встретила будущего супруга. В январе 1811 года вышла замуж за Адама Листа, забеременев сразу после свадьба. В браке родился всего один ребёнок - Ференц. Мальчика крестили под латинским именем Franciscus, в честь святого Франциска Ассизского. Семья жила в доме в деревне Райдинг, где и появился на свет будущий композитор. После ранней смерти мужа, Анна посвятила себя сыну. Ференц Лист заботился о ней и обеспечивал её жизнь. Умерла 6 февраля 1866 года в Париже, в доме внучки Блондины.
- Адам Лист (отец) родился 16 декабря 1776 года в деревне Немешвёльдьи (ныне Эдельсталь, Австрия). Происхождение интересное. Семья считалась венгерской, однако на венгерском языке не говорила. Его матерью была Барбара Слезакова (Шлезак), сведений об отце нет. Фамилия "Лист" немецкого происхождения, была венгризирована отцом Адама в Liszt, так как на венгерском List читается как "Лишт". Дедушка и бабушка Ференца были немецкоязычными крестьянами, выходцами из южной Германии (дунайскими швабами), переселенными в Венгрию в 18 веке. Поэтому венгерские корни по отцовской линии Ференца также отсутствуют. Адам имел музыкальные таланты, которые от него унаследовал сын: играл на фортепиано, органе, скрипке, виолончели и гитаре. С детства Адам сам обучал мальчика музыке и вскоре разглядел в нём феноменальные способности. С 1790 по 1795 гг. учился в Королевской католической гимназии в Пресбурге (ныне Братислава). Далее некоторое время учился в Пресбургском университете на факультете философии. В 1798 году начал работать у князя Милоша Эстерхази в различных должностях. В 1810 году отправился урегулировать проблемы отца в Маттерсбург и познакомился с Анной Лагер, своей будущей супругой и матерью единственного сына. Был не только отцом, но и первым учителем, продюсером Ференца, сопровождая его на концертах и помогая в карьере. Умер 28 августа 1827 года от тифа, во время гастролей с сыном во Франции. Ференцу тогда было 15 лет.
- На протяжении всей статьи мы будем следить за тем, где ступала нога Ференца Листа. Его перемещения - основа биографии.
- Австрия, Райдинг (1811-1822 гг.) входил в состав Королевства Венгрия Австрийской империи. До 1867 года существовала провозглашённая в 1804 году Австрийская империя. Её история напрямую связана с династией Габсбургов и судьбой Римской империи. В 1804 году, опасаясь возвышения Наполеона, римский император Франц II провозгласил себя императором Австрии под именем Франц I Австрийский. В 1806 году Римская империя была официально ликвидирована, а Австрийская осталась самостоятельным, огромным и многонациональным государством. В её состав входили современные Чехия, Польша, Румыния, Словения, Хорватия, Италия и, конечно же, Венгрия. Австрия играла ключевую роль в Европе. После поражения в войне с Пруссией в 1866 году возник кризис - венгры требовали автономии. В результате был заключён Австро-венгерский компромисс 1867 года: империя стала дуалистической монархией - Австро-Венгрией. Австрия и Венгрия получили равные права и собственные парламенты. Их объединяли император Франц Иосиф I, общая внешняя политика, армия и финансы. Австрийская часть называлась Цислейтания (нынешние Австрия, Чехия, Польша, Словения, Северная Италия и пр.). Венгерская часть именовалась Транслейтания (нынешние Венгрия, Хорватия, Словакия, Румыния и пр.). Формально это были два государства, объединённые личностью монарха и некоторыми министерствами. В 1908 году Австро-Венгрия прибрала к рукам Боснию и Герцеговину, что обострило отношения с Сербией. 28 июня 1914 года в Сараево был убит наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд, с этого началась Первая мировая война. По итогу конфликта, осенью 1918 года, империя распалась: Австрия и Венгрия стали отдельными государствами. С 1921 года, Райдинг является территорией Австрии, федеральная земля Бургенланд. 4 июня 1920 года во французском дворце Трианон в Версале был подписан Трианонский договор - часть системы договоров после Первой мировой войны, именно он определил судьбу Венгрии - она лишилась 2/3 своей территории и более половины населения. Трансильвания и часть Баната были переданы Румынии. Хорватия и Славония - Королевству сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия). Словакия и Подкарпатская Русь - Чехословакии. Бургенланд - Австрии. Именно поэтому Райдинг сейчас австрийский. Кстати, находится он примерно в 100 км к юго-востоку от Вены. Закарпатская область Украины - это также бывшие территории Венгрии. Делаем вывод, что при жизни Листа в Райдинге (1811-1822 гг.), эти места были даже не Австро-Венгрией, а Австрийской империей, а последние более 100 лет это Австрия.
- В Райдинге сохранился дом Листа, где с 1979 года действует музей. Он был построен в XVI веке. Семья Эстергази приобрела это имение в 1805 году. То есть дом не принадлежал Листам, а арендовался у работодателя отца Ференца - князя Эстергази. Адам Лист часто устраивал здесь камерные концерты, в том числе с княжескими музыкантами. И именно здесь родился Ференц. Рядом, в 2006 году построен современный концертный зал Lisztzentrum Raiding, где проходят фестивали и концерты его музыки.
- Спустя 2 года домашнего обучения музыке, когда Ференцу исполнилось 7 лет, отцу стало недостаточно собственных музыкальных знаний и он задумался о том, что нужно отправлять мальчика в Вену, в которой трудились лучшие музыканты Австрии тех лет - Бетховен и Шуберт. Ни в коем случае нельзя было останавливаться, мужчина понимал, что на его глазах растет гений и здесь попахивает в перспективе безбедной жизнью. Но все упиралось в деньги, которых не было. И как же отец вышел из положения?
- С сентября 1814 по июнь 1815 гг. проходил так называемый Венский конгресс - международная конференция европейских держав, собравшаяся в Вене после поражения Наполеона. Его целью было восстановление старого порядка и установление баланса сил в Европе. Участвовали Австрия, Россия, Пруссия, Великобритания и Франция. Делили все знатно. Франция лишилась завоеваний Наполеона и вернулась к границам 1792 года. Австрия получила Ломбардию, Венецию, Тироль, Далмацию. Россия - Царство Польское и часть Финляндии. Пруссия - Рейнскую область, часть Саксонии, Вестфалию и Познань. Великобритания укрепила колониальные позиции (Мальта, Цейлон, Капская колония). Помимо этого еще были территориальные изменения, главное - никто не должен был доминировать в Европе, великие державы регулярно должны были собираться для решения международных проблем. На протяжении 15 лет, с 1815 по 1830 гг., шел так называемый "период реакции". Были поставлены цели сохранения монархического порядка, восстановление власти аристократии и церкви, недопущение революций и войн. В Австрии вводится строгая цензура, тайная полиция и запрет неугодных объединений. В связи с этим, чтобы не попасть в какую-то заварушку, многие стали находить отдушину в музыке. Богачи держали при доме музыкантов, порой целые оркестры. Чтобы не было вопросов от органов власти, пошла мода на талантливых детей, которые далеко не всегда хорошо музицировали. Таким образом Адам и продвинул своего сына Ференца - успешно воспользовался моментом. Мальчик в 1819 году выступает в Бадене (место отдыха австрийской знати) и в Айзенштадте (музыкальный центр Венгрии в составе Австрийской империи), а в 1820 году дает первый большой концерт в Пресбурге (ныне Братислава, Словакия), где от полнейшего восторга местная газета печатает о нем заметку как о вундеркинде. После этого, несколько влиятельных людей создали фонд на 6 лет в ежегодном размере 600 форинтов, а князь Милош Эстерхази предоставил отцу Ференца неоплачиваемый отпуск на год и пожертвовал 200 форинтов на развитие таланта ребенка. Продав все свое имущество, семья переезжает в Вену.
- Вена (1822-1823 гг.). Здесь Адам Лист проявил себя талантливейшим продюсером тех лет. В столицу Австрии семья приехала 8 мая 1822 года и поселилась на окраине города - в центре жить было очень дорого. Отец пустился в поиски учителя для сына и, обивая пороги, нашел двух отличных преподавателей, которые согласились обучать дарование бесплатно. Это были ученик Бетховена Карл Черни и 72-летний Антонио Сальери. Устроив сына, Адам решил заручиться поддержкой австрийской знати и добился рекомендательного письма от канцлера и министра иностранных дел Австрийской империи - Клименса фон Маттерниха. По его распоряжению были разосланы депеши в посольства Австрии в Лондоне и Париже, с указанием оказывать помощь Листам. Ну и, конечно же, Лист старший развил бурную деятельность в организации концертов, самым значимым в этот период было выступление 13 апреля 1823 года, на котором присутствовал сам Людвиг Ван Бетховен. И так великий композитор впечатлился 11-летним Ференцом Листом, что после сыгранного концерта си-минор Гуммеля, подошел и обнял парня. Ну а дальше - Париж!
- Франция, Париж (1823-1835 гг.). Отец Ференца посчитал, что лучшее продолжение обучения для сына будет в Парижской консерватории, уволился со службы у Эстерхази и принялся за дело - составил график турне для молодого дарования по пути в Париж, чтобы прибыть в столицу Франции с какими-то деньгами. Заручившись письмом от Маттерниха, удалось провести грандиозные гастроли в венгерском Пеште (ныне часть Будапешта), в немецких Мюнхене, Аугсбурге, Штутгарде и во французском Страсбурге. 11 декабря 1823 года Листы приехали в Париж и поселились в Hôtel d’Angleterre, где заняли 4 комнаты. Проживание для них было дорогим, что-то нужно было делать. Поступить ребенку в консерваторию не удалось по национальному признаку, так как принимали к поступлению только французов, а другого способа заработка, кроме как талантом Ференца - не рассматривалось. Отец снова включил продюсерский дар и организовывал концерт за концертом. С декабря 1823 по март 1824 гг. Ференц Лист выступил 38 раз перед высокосветскими людьми. Билеты стоили сопоставимо крупным звездам того времени. О нем пишут все газеты, его портрет помещен в Лувре, концерты исполняются практически ежедневно. В 13 лет Ференц становится одним из самых популярных артистов Европы. Все лето 1824 года мальчик гастролирует по Англии, гонорары, запрашиваемые отцом поражают даже очень богатых людей. За концерт в Манчестере Ференц получает 4.5 миллиона рублей по текущему курсу. Весной 1825 года проходит повторный гастрольный тур по Англии - публика требует! В 1826 году состоялись большие гастроли по городам Франции и Швейцарии. В 1827 году в третий раз повторяется Англия. Из-за постоянных длительных переездов между городами, отец Ференца заболевает и умирает 28 августа 1827 года, во время гастрольного тура. Переезды тогда осуществлялись на почтовых дилижансах и расстояния, которые сейчас преодолеваются на машине за пару часов, тогда занимали более суток в пути, о комфорте речи не шло.
- Смерть отца наложила серьезный отпечаток на творчестве юного Ференца - он исчезает из медийного пространства. "Желтая пресса" наперебой публикует некрологи пианиста, утверждая, что тот не выдержал удара и ушел вслед за отцом в могилу. Но не тут-то было, Ференц сначала начинает преподавать, в печали увлеченный философией и думая о монашеской жизни, а к 1830 году полностью возвращается к музыке.
- 1830-е годы в жизни Ференца Листа можно смело назвать периодом знакомств. Он вошёл в круг крупнейших писателей, поэтов, философов и музыкантов эпохи романтизма. Эти знакомства определили его мировоззрение и творчество. Среди друзей были: Виктор Гюго, Жорж Санд, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Александр Дюма-отец и другие. Париж сделал Листа частью романтической элиты Европы, а салонные связи дали ему доступ к влиятельным меценатам, заказчикам и интеллектуальной элите.
- Швейцария, Женева (1835-1839 гг.). Ференц Лист и графиня Мари д’Агу познакомились в 1833 году в Париже. В то время Лист был одиноким 22-летним виртуозом-пианистом, а Мари — 28-летней замужней женщиной, супругой графа Шарля д’Агу и матерью троих детей. Их отношения быстро переросли в роман. Союз воспринимался как скандал в аристократическом обществе. В 1835 году Мари оставила мужа и уехала с Листом в швейцарскую Женеву, за что была лишена родительских прав и получила серьезное порицание в обществе, ее перестали принимать в салонах. Ференц был осужден католической церковью за нравственное падение, стал героем сплетен, что, надо сказать, прибавило популярности. В их союзе родились трое детей: Бландина, Козима и Даниэль. Лист в этот период много гастролировал, а Мари вела литературную жизнь, публикуясь под псевдонимом Даниэль Стерн. Лист был окружён поклонницами и не всегда верен, что ранило женщину. Она, в свою очередь, была независимой и гордой, что приводило к ссорам. К концу 1830-х годов их союз начал разрушаться, в 1844 году они окончательно расстались. Мари не стеснялась нелестно публично высказываться против Листа в своих литературных произведениях, что усиливало скандал и добавляло ей популярности как писательнице. В это время Ференц преподает в Женевской консерватории и выпускает свои первые значимые работы, в том числе новаторские на тот момент "Трансцендентные этюды на тему Паганини" (1837), про которые мы еще поговорим подробнее. Семья посещает Италию, где Лист впервые сыграл сольный концерт.
- Мария Катрин София де Флэвиньи (Мари д'Агу) родилась 31 декабря 1805 года во Франкфурте-на-Майне во время Наполеоновских войн. Происходила из аристократической семьи: отец был французским эмигрантом-вельможей, мать — немецкой патрицианкой. Воспитывалась в католическом духе, получила хорошее образование — знала несколько языков, увлекалась литературой и философией. В 1827 году вышла замуж за графа Шарля д’Агу, офицера, представителя старинного французского рода, в браке родила троих детей. Мари было тяжело жить в строгих рамках светской жизни с супругом, поэтому она сбежала в Швейцарию с Листом. Нашла себя в литературе, писала под псевдонимом Даниэль Стерн. Самые известные работы: "История революции 1848 года" и роман "Нелли" 1846 года, в котором легко угадываются её отношения с Листом. Мари д’Агу была представительницей раннего феминизма. Она размышляла о роли женщины в обществе, о необходимости образования и независимости для женщин. Активно писала книги до конца жизни и умерла 5 марта 1876 года в Париже.
- И куда же без "разлучницы"? В тех же парижских салонах Ференц Лист подружился с Авророй Дюдеван, знаменитой бунтаркой Жорж Санд. Если верить источникам, романа у них не сложилось, но они друг другом восхищались. Восторга возлюбленного не разделяла Мари д'Агу, она считала Санд распущенной и безнравственной девкой, подозревала в связи с Листом. Санд тоже не стеснялась в отвешивании нелестных характеристик оппонентке. Был ли в действительности тот самый знаменитый "Дуэль на ногтях" или дамы просто упражнялись в "фехтовании остротами слов" - никто не знает. Слух о том, что женщины пустились друг друга расцарапывать ногтями за внимание Листа долго ходил по Европе и дошел до наших дней. Кто тогда победил? По легенде была ничья, но пух и перья летели! Так как у Жорж Санд характер был горяч, она решила на этом не останавливаться. В начале 1838 года бунтарка пригласила с коварными целями своего друга Оноре Де Бальзака к себе в поместье в Ноане. Между делом в подробностях рассказала о совместной жизни Ференца Листа и Мари д'Агу, вплела в повествование весь негатив, который накопился к Мари... в общем, постаралась на славу. Бальзак переложил весь этот долгий и эмоциональный монолог в свой скандальный роман "Беатриса". Жорж Санд стала Мадемуазель Фелисите де Туш, Ференц Лист - композитором Дженнаро Конти, Мари д'Агу - Маркизой Беатрисой де Рошрид. Не злите Жорж Санд!
- Европа (1840-е гг.). В эти годы у Ференца Листа пик концертной деятельности. Он бесконечно гастролирует по всей Европе. Его концерты вызывают небывалый восторг - современники назвали это явление "листоманией". Женщины падали в обморок, вырывали у него перчатки и локоны волос. Лист выступает не только в столицах, но и в провинции, собирая огромные залы. Пару раз раз приезжает в Россию, где высоко оценивает оперу "Руслан и Людмила" Михаила Глинки, общается с композиторами "Могучей кучки". Позднее издаёт сборник с отрывками из русских опер. В 1842-1843 гг. выступает в Санкт-Петербурге и в Москве, получает в дар драгоценности и шокируется щедрым размахом приема. Повторное турне по России 1847 года было судьбоносным, в Киеве он познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн, которая сыграла огромную роль в его жизни. Помимо Москвы и Петербурга, в этот раз он проехался по ныне украинским городам. Неожиданно возникла еще одна точка на карте - Ференц едет гостить к княгине в ее имение. На этом завершается его карьера пианиста-виртуоза, теперь он больше сосредоточен на композиции и дирижировании.
- Германия, Веймар (1848-1861 гг.). Каролина была замужем за польским князем Николаем Витгенштейном, жила отдельно от мужа. Брак был несчастным, фактически разорванным. Между ней и Листом вспыхнул роман, который стал для обоих судьбоносным. В итоге, в 1848 году они обосновались в Веймаре (Германия), где Лист занял пост придворного капельмейстера (руководитель хора/оркестра). Каролина стала его ближайшей советницей и вдохновительницей. Она была образованной женщиной, философом и писательницей (автором богословских трудов, комментариев к Библии, эссе о Церкви), подтолкнула Листа к более духовной музыке. Именно в эти годы он создаёт симфонические поэмы, большие хоровые и церковные сочинения. Ференц и Каролина хотели узаконить свои отношения, но невеста была замужем и исповедовала католицизм. После развода ей нужно было получить позволение от русского императора и Папы римского. Ватикан не дал разрешения: официальный развод Каролины с мужем был признан недействительным. В итоге свадьба не состоялась.
- Каролина Витгенштейн (Ивановская) родилась 8 февраля 1819 года в Комаровцах (ныне Украина), в семье польско-литовских аристократов. Воспитывалась в католической традиции, получила хорошее образование, рано проявила интерес к литературе и философии. В 17 лет вышла замуж за польского князя Николая Витгенштейна, в браке родилась дочь Мария. Союз оказался несчастливым: супруги жили отдельно, отношения были формальными. Умерла 9 марта 1887 года в Риме, через год после смерти Листа. Дочь Каролины Мария удачно вышла замуж и, разбогатев, сделала многое для популяризации творчества Ференца Листа, в том числе открыла дом-музей в Веймаре.
- При Листе Веймар превращается в центр музыкальной жизни Европы. Ференц дирижирует премьерами, поддерживает молодых композиторов, собирает вокруг себя "новую немецкую школу". Именно там были написаны многие главные сочинения автора: "Тассо", "Прелюды", "Мазепа", "Орфей", "Гамлет", "Фауст-симфония", "Данте-симфония", переработка "Трансцендентных этюдов" и пр. Эти произведения утвердили за ним репутацию реформатора симфонической музыки. Веймарское общество не всегда принимало творчество Листа. Его симфонические поэмы и поддержка Рихарда Вагнера вызывали ожесточённые споры. Консервативные критики обвиняли его в разрушении традиций. В 1858 году напряжение достигло апогея и Лист постепенно сворачивает свою деятельность в Веймаре. В 1861 году Ференц покидает город и переезжает в Рим вместе с Каролиной, но селятся они в разных домах.
- Италия, Рим (1861-1886 гг.). В конце 1860-х годов Лист всё чаще обращается к религии, в Риме он становится аббатом Листом. Каролина живет неподалёку, но уже более как подруга и духовная соратница, чем любовница. Ференц и Каролина сохраняли близкие отношения до конца жизни, их союз стал больше духовным и интеллектуальным, чем романтическим. В Риме Лист обратился к духовной музыке: "Грандиозная месса", "Крестный путь", Хоральные произведения и псалмы, "Христос". Одновременно он создавал камерные и фортепианные пьесы - более сдержанные, философские по стилю. Жил близко к Ватикану и поддерживал отношения с кардиналами и священнослужителями. Вёл уединённый образ жизни, но оставался открытым для учеников и друзей. Лист часто ездил между Римом, Веймаром и Пештом (ныне часть Будапешта, Венгрия) - называл это "жизнью в трёх городах". В 1875 году он некоторое время находится в Пеште, так как был избран президентом Высшей школы музыки. В Риме оставался до конца жизни, но умирает в Байрёйте, куда приехал на музыкальный фестиваль. Простудился, подхватил воспаление лёгких, здоровье пошатнулось, стало беспокоить сердце, 31 июля 1886 года он скончался в гостинице.
- Бландина Лист (дочь) родилась 18 декабря 1835 года в Женеве (Швейцария). Была первой из троих детей Ференца и Мари. Все дети воспитывалась преимущественно матерью. Бландина получила блестящее образование: знала языки, интересовалась литературой и музыкой. В 1857 году вышла замуж за Эмиля Оливье (1825–1913) — французского юриста и политика, который позднее стал премьер-министром Франции при императоре Наполеоне III. Брак считался удачным и гармоничным, у пары родился сын, Даниэль Оливье - юрист, французский политик, бизнес-консультант. Бландина умерла рано — 11 сентября 1862 года, в 26 лет от послеродовых осложнений.
- Даниэль Лист (сын) родился 9 мая 1839 года в Пезаро (Италия). Избрал карьеру юриста, интересовался общественными и культурными вопросами. Страдал от туберкулёза, умер очень рано — 13 декабря 1859 года в возрасте всего 20 лет, в Париже.
- Козима Лист (дочь) родилась 24 декабря 1837 года в Беллерив (пригород Женевы, Швейцария). В 1857 году Козима вышла замуж за Ганса фон Бюлова (1830–1894), одного из лучших учеников и ближайших друзей Листа, дирижёра и пианиста. В браке родились две дочери — Даниэла и Бландина фон Бюлов. Однако отношения постепенно разрушились: Козима увлеклась композитором Рихардом Вагнером. Их роман начался, когда оба еще состояли в браке. В 1865 году у них родилась дочь Изольда, а в последующие годы — ещё двое детей: Ева и Зигфрид. Развод с Бюловым был оформлен только в 1870 году, после чего Козима вышла замуж за Вагнера. Женщина стала верной соратницей Рихарда. После его смерти в 1883 году она возглавила Байрёйтский фестиваль, руководила им до 1906 года, затем передала дело сыну Зигфриду. Умерла 1 апреля 1930 года в возрасте 92 лет.
- Козима была невероятно плодовитой. От первого ее брака родились две внучки Ференца. Даниэла фон Бюлов вышла замуж за искусствоведа Генри Тодэ, но брак был неудачным, спустя 30 лет жизни порознь, супруг попросил развода. Дочь жила при матери в Байрёйте, преподавала фортепиано и работала костюмершей Байрёйтского фестиваля. Бландина фон Бюлов вышла замуж за морского офицера Бьяджо Гравина, который в итоге от депрессии покончил жизнь самоубийством. В браке родилось четверо детей-правнуков Листа, один из которых, Гилберт, был ответственен за занавес в Байрёйтском театре. Внучка Ференца от второго брака Козимы, Изольда Вагнер, ничем не отметилась. Другая внучка, Ева Вагнер, сама по себе не была музыкантом или писательницей, но её судьба важна для истории семьи Лист-Вагнер. Через её брак с Хьюстоном Стюартом Чемберленом (1855–1927), английским публицистом, философом и эссеистом, прославившимся авторством расистских и националистических трактатов ("Основы XIX века") "вагнерианство" получило сильную идеологическую окраску, что позже оказало влияние и на восприятие Вагнера в XX веке. Внук Зигфрид Вагнер получил разностороннее образование, но в итоге посвятил себя музыке, хоть и успехов в этом не добился. Автор 15 опер и ряда оркестровых произведений. Его стиль находился под влиянием отца, но без гениальности папы и дедушки. Вошёл в историю как сохранитель Байрёйтского фестиваля. Его собственные оперы не выдержали испытания временем, но организационная деятельность обеспечила продолжение вагнеровской династии. С женой Венифред Вагнер они родили 4 детей. Это, кстати, интересная персона. Невестка Ференца Венифред Вагнер воспитывалась в Германии в приёмной семье ученика Листа, пианиста Карла Клиндворта. После смерти Зигфрида в 1930 году возглавила Байрёйтский фестиваль. Была близкой подругой Адольфа Гитлера. Ходили слухи, что она могла выйти за него замуж. В 1945 году был наложен запрет для Винифред руководить Байрёйтом из-за её тесной связи с фюрером. Руководство фестивалем перешло к её сыновьям (правнукам Ференца Листа) Виланду и Вольфгангу Вагнер, они считаются крупнейшими режиссерами оперы 20 века. Ах, да, что за Байрёйтский фестиваль? Ежегодное мероприятие, которое проводится по сей день, посвящено полностью одному композитору - Рихарду Вагнеру, ставят только его оперы. Проходит в городе Байрёйт (Германия), билеты купить очень сложно. Сейчас фестивалем руководит пра-правнучка Ференца Листа и правнучка Рихарда Вагнера - Катарина Вагнер, 1978 года рождения.
- Имя Ференца Листа носит международный аэропорт Будапешта, а в Венгрии он считается музыкальным символом страны. Изучив множество трудов и материалов о Листе, я так и не смог уловить нить, почему же он сам считал себя венгерским композитором. Стоит отметить выдающийся сборник произведений Листа - "Венгерские рапсодии" (1847-1886). Наверняка это самые яркие классические фольклорные произведения Венгрии. Тогда жанр инструментальной рапсодии был определенным ноу-хау. Считая себя венгром, Ференц поставил перед собой обязательство оставить крупный след в истории страны - оставил!
LA CAMPANELLA
Евгений Кисин - La Campanella. Королевский Альберт Холл. Лондон. 1997
- Ференц Лист вдохновился игрой Никколо Паганини, скрипача-виртуоза, которого называли "скрипичным дьяволом". Он хотел сделать для фортепиано то же, что Паганини сделал для скрипки - сдвинуть границы возможного. В 1837 году выходят "Трансцендентные этюды на тему Паганини" (Études d’exécution transcendante d’après Paganini). Лист впервые переложил чисто скрипичные приёмы на фортепиано (трели, флажолеты, арпеджио через всю клавиатуру, скачки). Это был шок для современников: казалось, что пианино звучит как оркестр. Эти этюды стали школой для всех пианистов, подняв уровень техники на недостижимую ранее высоту.
- La Campanella основана на финале скрипичного концерта № 2 си-минор Паганини - Rondo à la clochette (La Campanella), где в оркестре звучит маленький колокол, задающий узнаваемый звонкий мотив.
- У Листа это Этюд № 3 из цикла на темы Паганини. Было 2 версии: первая - 1838 года (Grandes Études de Paganini, S.140 № 3) и окончательная - 1851 (Études d’exécution transcendante d’après Paganini, S.141 № 3). В версии 1838 экстремально трудная фактура, огромные размахи и непрактичные растяжки - показательная витрина сверхвиртуозности. В 1851 году Лист упорядочил фактуру, сделал музыкальную линию яснее и удобнее для рук, но пьеса всё равно остаётся очень сложной.
- Замысел — имитация колокольного звона: мельчайшие фигуры, искры вверху клавиатуры, мгновенные перелёты через клавиатуру.
- Становится всемирным хитом, так как соединяет паганиниевскую невозможность с фортепианной поэзией Листа. "Визитная карточка" композитора, на тот момент порождает феномен "листомании".
ОБО ВСЕМ СКАЖЕТ КОНЦЕРТ
Валентина Лисица - Венгерская рапсодия №2. Лейден, Нидерланды. 2010
ИЗ УСТ ПРОФЕССИОНАЛА
Иван Соколов. Ференц Лист. Творческий облик композитора.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, а я, Александр Тепляков, буду продолжать делать обзоры главных хитов, с которыми "выстрелили" знаменитости, вспоминать чарты прошлых лет, классических композиторов и исполнителей одного хита.
Мой официальный сайт, мой YouTube-канал.
Я в Instagram, в TikTok, в ВК, в Facebook.
Слушайте мои собственные песни на всех площадках. TEPLYAKOV. Apple Music, VK Music, Яндекс Музыка, Spotify, Одноклассники Музыка, Зайцев.нет, Сбер Звук, YouTube Music, Deezer, Tidal, Bandcamp.
Где Тепляков, там история музыки!