Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики канала «Назад в СССР»! 👋 Приготовьтесь к очередному путешествию во времени. Мы уверены, что многие из вас считают себя истинными знатоками советского кинематографа, способными наизусть цитировать «Иронию судьбы» или «Бриллиантовую руку». Проверим вашу эрудицию! 😉 Это не только проверка памяти, но и прекрасная возможность заново открыть для себя любимые картины, вспомнить игру гениальных актёров и мудрые режиссёрские находки. ✨
Советское кино — это не просто развлечение, это огромный пласт культуры, наполненный глубоким смыслом, искренними эмоциями и неповторимым колоритом эпохи. Каждый кадр в таких фильмах — это искусство, каждая реплика — на вес золота. Пройдя этот тест, вы не только оцените свои силы, но и, возможно, почувствуете непреодолимое желание снова окунуться в атмосферу добра, юмора и романтики, которую дарили нам талантливые режиссёры. Это ваш шанс блеснуть знаниями перед друзьями и доказать, что вы — настоящий ценитель! Проверьте, сможете ли вы узнать шедевр по двум случайным моментам? Готовы к вызову? Тогда вперёд, навстречу кино-приключениям! Удачи!
«Единственная...» — странная мелодрама или скрытая драма о болезни, которую не называли?
Советское кино, как правило, вызывает у зрителей теплые и ностальгические чувства. Особенно это касается комедийных лент, созданных мэтрами вроде Леонида Гайдая или Эльдара Рязанова. Однако в то время были и иные произведения — вязкие, тревожные, пронизанные ощущением тупика. Такие фильмы не оставляли чувства умиротворения: напротив, за финальными титрами оставалась горечь и ощущение незавершённости.
Одним из таких неоднозначных и редких примеров стала картина Иосифа Хейфица «Единственная...», вышедшая на экраны в 1975 году. Формально — это мелодрама. Но по своей сути — вещь, противоречащая многим канонам жанра. История странная, неуютная, будто скользящая по грани драмы и почти скрытой трагедии. Особое место в восприятии картины занимает образ главной героини в исполнении Елены Прокловой.
Многие киноведы и зрители считают, что роль Тани стала вершиной актёрской карьеры Прокловой. Причина в том, насколько тонко и противоречиво она изобразила женщину, совершившую измену, но не утратившую человеческой притягательности. Настолько, что зритель на мгновение начинает сомневаться — а действительно ли прав главный герой Николай (в исполнении Валерия Золотухина), когда уходит от неё?
Чтобы понять, почему фильм вызывает столько неоднозначных чувств, нужно обратиться к его литературной основе — рассказу Павла Нилина «Дурь». Именно по этому пронзительному, но неудобному для советской морали тексту Хейфиц и снял свою картину. Правда, весьма вольно.
Что скрывал рассказ Нилина «Дурь»?
Повесть Нилина — это история от лица простого человека, шофёра по имени Коля, чья судьба складывается вопреки его собственному желанию. Он не горел желанием жениться, но под напором матери и под влиянием сиюминутного увлечения решился на брак с официанткой Таней. Та была внешне привлекательна, волосы — по моде, поведение — скромное. Они прожили год, родилась дочь, Коля считал, что всё идёт как надо.
Но вскоре его призвали в армию, и он уехал служить на Дальний Восток. Там, среди холодных сопок и океанского ветра, он вдруг почувствовал прелесть уединённой жизни, стал мечтать о будущем, где жена и ребёнок переедут к нему, и всё наладится. Однако из дома стали приходить тревожные письма. Родные намекали, что Таня ведёт себя странно. Мать прямо писала о "гулящей жизни", а сестра и брат подтверждали это. Таня же, напротив, уверяла мужа в любви и преданности.
Разрываясь между доверчивостью и подозрением, Коля даже обращается за советом к военному лектору, выступавшему в клубе, — тот рекомендует читать Толстого и Достоевского, как знатоков семейных драм. Однако эти книги в гарнизонной библиотеке найти не удаётся, и герой остаётся наедине со своей тревогой.
Вернувшись домой, Коля сталкивается с правдой. В рассказе Нилина Таня представлена не как женщина, оступившаяся один раз, а как личность, страдающая от явно выраженного расстройства — то, что сегодня психиатры назовут нимфоманией. Она принимает у себя мужчин одного за другим, порой даже не скрываясь от ребёнка. Дочь рассказывает отцу о "дяде Шурике", "Потапове", о подарках и конфетах, а в один из дней Коля застаёт жену в объятиях престарелого Костюкова прямо в доме, за шторкой, за которой спит ребёнок.
Для самого Коли это — катастрофа. Он не знает, что делать, не может простить, но и забыть Таню не в силах. Он остаётся один на один с болью и отчаянием, для которых в обществе нет ни языка, ни лекарства. Общество отмахивается: «дурь это всё». А Коля, оказавшийся заложником чужой болезни и собственной любви, начинает пить.
Что осталось от Нилина в фильме «Единственная...»?
Иосиф Хейфиц, вероятно, был глубоко тронут рассказом Нилина, но не мог позволить себе экранизировать его в полном виде — цензура того времени просто не допустила бы на экраны столь мрачную правду. Режиссёр оставляет в сюжете лишь одну измену и заменяет череду безымянных любовников на одного — Бориса Ильича, руководителя хора. Эту роль исполнил Владимир Высоцкий — символ мужской харизмы и внутренней силы. Он во многом изменил восприятие героини.
Появление Высоцкого в роли "того самого другого" подспудно оправдывает Таню. Для зрительниц 70-х это был не просто актёр — это был идеал, человек, перед обаянием которого трудно устоять. Его харизма словно оправдывала всё происходящее.
Фильм, благодаря мягкой мелодраматической интонации и яркой игре Прокловой, рисует Таню не порочной, а несчастной. Женщиной, оступившейся под гнётом обстоятельств. Золотухинский Коля — благороден, он прощает, делает вид, что ничего не знает. Но когда Таня снова приводит Бориса Ильича домой, сразу после его отъезда, Коля уходит окончательно. Однако уход этот — не победа, а трагедия: оба страдают.
Странная мелодрама или история без диагноза?
В этом и заключается парадокс фильма «Единственная...»: зритель сочувствует героине, не зная, что сценарист и режиссёр утаили от него главный мотив её поведения. В литературном первоисточнике Таня — человек с заболеванием, непонятым ни окружающими, ни ею самой. В фильме она — загадка, женщина, чья вина перед мужем кажется и лёгкой, и неискупимой одновременно.
Так картина, начавшаяся как история об измене, превращается в медленную, пронзительную повесть о непонимании, одиночестве и невозможности найти выход. Ни в жизни, ни в библиотеке.
Если вы ждёте от фильма «Единственная...» лёгкой ностальгии, как от кинематографа Рязанова или Данелии, — возможно, он не для вас. Но если вы готовы к тому, чтобы увидеть историю человека, который полюбил не того и не сумел себя спасти, — это одна из самых сильных и недооценённых мелодрам советского кино.
Новые тесты на канале «Назад в СССР»:
Правила теста:
Вам предстоит ответить на 15 вопросов, в каждом из которых мы покажем два кадра из культового советского фильма. Ваша задача — внимательно изучить изображения, вспомнить киноленту и из предложенных вариантов ответов выбрать единственное верное название. Не спешите, вглядывайтесь в детали — иногда именно мелочи становятся главной подсказкой! Готовы проверить свою эрудицию и память? Тогда вперёд, к ностальгическому зачёту! 😉