Оттуда дальше простирается страна Богемия, называемая иначе Прагой; это начало Склавонии, и евреи, там живущие, называют эту землю Ханааном
Вениамин Тудельский
Логично бы после немецких евреев было рассказать про вторую, а во многом первую составляющую дружной еврейской семьи ашкенази- славянском типе, который тоже в свою очередь ни разу не монолитен, но для начала придётся объяснить откуда эти евреи среди славян взялись и не откуда-то из Палестины или Хазарии (хотя может и из Хазарии, просто надо разбираться где же она была). Славяне еврейского типа жили вместе с самими славянами и произошли от общего "предка", и здесь ещё вопрос произошли евреи от славян или славяне от евреев. Имя тем предкам было Кнааниты (кенааниты) в исторических источниках, что значит ханаане или хананейцы, или жители библейской страны Ханаан! Я вам рассказывал про израиилизмы европейцев- идеи о том, что именно французы или англо-саксы являются истинными потомками библейского народа, так вот славян это тоже не обошло.
Для начала достаём банановую карту.
Эти изогнутые линии на карте- "бананы"- территории наибольшей концентрации промышленного, научного и торгового потенциала в мире вплоть до середины 20-го века. В предыдущих исследованиях мы разобрались, что "золотой" банан- ареал распространения сефардов, "голубой" банан- евреев тевтонского или североевропейского типа, а вот "зелёный"- славян и проживающих с ними евреев славянского типа (или славян иудейского вероисповедания). Смущает, меня конечно, что у автора рисунка банан не захватывает запад Чехии- Богемию, которая и является местом основных действий, но не суть. А теперь давайте ещё раз взглянем на "зелёный банан". Его нижняя- южная часть - это путь от центра империи Вены к её порту Венеции (банан нарисован немного неправильно)- далее на север-путь от Вены к её промышленному сердцу- Богемии и первой столице империи Праге (с оговоркой, о которой ниже) и далее на север к балтийскому морю через ещё один промышленно-развитый регион Силезию.
На карте выше Священная Римская империя 1618 года согласно официальной хронологии, но я думаю что этот порядок вещей верен и для 1818 года, а красным обозначена непосредственно историческая область Богемия, а вместе с розовым- королевство Богемия. Так вот именно Богемия- это хребет СРИ, за счёт её индустрии вся империя и держалась, и что же такое Богемия- это земля Богов или при другом прочтении Земля Бога, то есть Израиль, она же земля Обетованная или Ханаан!
Согласно устоявшимся на сегодня мнениям:
КЕНААНИ́ТЫ (כְּנַעֲנִים, кна‘аним), средневековая еврейская этнолингвистическая группа, разговорным языком которой был славянский. Существовала на восточнославянских землях с 9 по 17 в., на западнославянских — с 10 по 15 в.
Ареал распространения "западнославянских" на Богемию и приходится, только со временными рамками не всё так просто, общины кнаанитов существовали на периферии обитания европейских евреев вплоть до 20-го века. Существование "восточнославянских"- большой вопрос, но об этом ниже.
Религию кнаанитов сложно назвать иудаизмом в современном понимании, там скорее был микс из примитивной корпоративной этики, семейного кодекса и правил поведения с внешними контрагентами (властями, партнёрами, конкурентами). В историю это вошло как секты адамитов, авраамитов и прочих.
ЭСБЕ:
Течений местных жидовствующих было мешками, не все попали в поле зрения составителей энциклопедий и прочих религиоведов. Если вы мне скажете, что это протестантские деноминации, то я вам скажу, что изучающие вопрос исследователи склонны рассматривать протестантские течения как минимум проявлением иудействования, а как максимум видеть в нём ветвь иудаизма.
Современные энциклопедии утверждают, что Кнааниты проживали в Киевской Руси, всё встаёт на свои места если понять, что летописный Киев к современному имеет очень мало отношения и находился в центре Европы, но отечественная историография именно к современному Киеву и привязывает. Я впервые данную трактовку прочитал у историка и самолёта Льва Гумилёва, потому и запомнил, а вот появилась на свет она только во второй половине 19-го века благодаря стараниям профессора Петербургского университета и заведующего отделом еврейской литературы и восточных рукописей в Имперской публичной библиотеке Аврахама Гаркави. Кстати, в 1890-х он получил титул потомственного дворянина, это в N-ный раз о том как в Российской империи евреев гнобили. Так вот, Аврахам Гаркони является автором труда «Об языке евреев, живших в древнее время на Руси, и о славянских словах, встречаемых у еврейских писателей» 1865 года, где утверждал в угоду хазарской теории, что еврейская община была организована в Киеве переселенцами с берегов Чёрного моря и Кавказа и приняли диалекты славянских языков как собственного, так и стали кнаанитами. Вообще профессор был одним из авторов хазарской теории, я уверен, что без него она бы и не существовала. Гаркави является одним из основных создателей "древней еврейской истории". Ну и по большому счёту изучение первоисточника даёт понимание, что история про общины кнаанитов в Киевской руси- ложный след, более ранние исследователи вопроса ничего подобного не сообщали. В современном Киеве на начало 19-го века конечно же было, достаточно большое еврейское поселение- Подол и я вполне допущу, что они говорили на славянском, но это не был центр развития- обыкновенная колония переселенцев.
В богословии кнааниты пользовались священными книгами на славянских языках, такие сохранились в православных монастырях Великого княжества Литовского (главным образом Беларусь) на церковнославянском языке. Но церковнославянский был языком литургии, в общении пользовались диалектами языков соседей. Кнааниты среди чехов пользовались еврейским диалектом старочешского языка (почему-то подчёркивается, что) бесписьменного периода, который называли лешонену кна‘анит (наш хананейский язык), а свою страну они именовали малхутену Кна‘ан (княжество Ханаан).
Кнааниты носили славянские имена: Гостята, среди женских обнаруженных на еврейских кладбищах в Шпандау (в черте современного Берлина) были Дражена, Слава, Либка.
От общины кенаанитов в ашкеназской среде сохранились личные имена, преимущественно женские: Злате (ср. чешское злата, то есть золотая), Зейде (ср. белорусское дзед, то есть дед), Слове (славянское слава), Хволе (славянское хвала), Бадане (ср. белорусское багдана, то есть `Богом данная`), Черна, Чарна (то есть черная) и другие. Мужские имена «ханаанских» евреев дошли до поздних времен в составе фамилий, например, Живов (от древнего имени Жив, соответствовавшего Хаим, Хай). Крымчаки, ассимилировавшие некоторую часть еврейской славяноязычной общины, сохранили до 20 в. женские имена Прва (от древнеславянского първа, то есть первая), Зденка (`жданая`, ср. чешское Зденка) и другие
КЕЭ, том: 7.
От славянского женского имени Прива произошли еврейские фамилии Привин, Привес. Еврейское имя Бейла и фамилии Бейлин, Бейлис, Белкинд, Белявский происходят от славянского имени Бела. От славянских женских имён Незлая, Гнеда, Пригожа происходят еврейские фамилии Невзлин, Гнедин и Пригожин.
Известно о присутствие славяноязычных еврейских общинах в Вене, Праге и других городах Богемии и Моравии, на Волыни и в Подолии, Вильне.
Но с последующим наплывом в города Чехии и Польши идишеговорящих евреев из немецких княжеств кнааниты за несколько поколений были ими абсорбированы. Перенимая идиш, кнааниты не становились тождественны немецким евреям, во многих городах существовали параллельно две отдельные друг от друга общины говорившие на идиш, а например во Львове они очень продолжительное время конфликтовали.
Долгий срок славянские язык и имена сохранялись в употреблении среди евреев общины Гродно.
Ну и не будем забывать, что очень многие евреи двуязычны, они учили идиш, но и родные языки не забывали.
Ашкеназиции были подвержены не все кнааниты, многие из них приняли христианство и стали чехами, поляками словаками, венграми или немцами. На территории России их потомков стоит поискать среди сект жидовствующих и субботников: в 1823 году граф Кочубей в представленном совету министров меморандуме оценивает численность еретиков в стране до 20 000 человек и не стоит забывать, что поскольку они были преследуемы властями, то зачастую скрывали свои религиозные воззрения называясь ортодоксальными христианами.
Ну а теперь, давайте разбираться, кто же эти хананейцы были в реальной истории, почему оказались "ашкеназированы" и где же искать их следы.
Давайте для начала я обозначу некоторые позиции, которые могут абсолютно не понравятся современным славянофилам:
1. Современные русские, белорусы и тем более украинцы и частично поляки до (плюс-минус) Крымской Войны к славянам учёными умами не относились, а были носителями славянских языков. Николай I- император Российский был и императором Священной Римской империи (Романов) и проводил политику германизации, в академиях наук разрабатывалась и продвигалась теория нормандского происхождения Руси и только предательство "пасынка" императора Австрии Франца Иосифа и не более вменяемое поведение Пруссии заставили внести свои коррективы- "у России два союзника- её армия и флот" и встать на путь панславизма для создания постоянного давления на вчерашних побратимов.
2. Славяне действительно происходит от "раб", но рабы не в смысле прямо кто-то бесправный и вечно угнетённый, нет, раб- рабочий класс. Славяне были рабочим классом в Священной Римской империи (да, СССР был не первым государством где выделяли рабочих передовым классом).
В Богемии производили самые передовые товары в мире, здесь были доступны уголь, железная руда и дерево, как следствие были развиты дерево и металлообработка. Практически на индустриальном уровне налажено производство стекла, сельскохозяйственных и промышленных инструментов и оружия (вплоть до артиллерии), также здесь были селитра и сера, а следовательно и изготовление взрывчатых веществ. Как следствие должна быть широко развита торговля и здесь вот такой момент, на местных торгах не только сбывалась местная продукция, но и известно о существовании невольничьих рынков. И это не должно удивлять, так как создание индустриальной базы требует рабочих рук (вспомните как в СССР загоняли людей из деревни на заводы или в Англии у людей отнимали землю). И если, к примеру, в том же Омане цвет кожи местного населения значительно темнее чем у соседних арабов и объясняется это тем, что жители страны занимались пиратством и торговали темнокожим населением, с которым заодно и смешивались, у жителей Чехии более тёмного, по сравнению с соседями цвета кожи не наблюдается, то возникает вопрос, а кем же торговали- правильно такими же европейцами.
Более того, некоторые источники утверждают, что работорговля в Праге и других городах Богемии контролировалась кнанаитами, которые выкупали людей за просроченные долговые обязательства и перепродавали цеховым структурам. И как здесь не вспомнить библейскую байку, что ханаантиы были рабами сынов дома Израиля
3. Славяне - славящие. Кого? -Бога! Славящие Бога- практически идентично понятию Израиль. Славяне были этнической основой СРИ и им создавали идеологию Богоизбранного народа. Эту тему разбирало несколько авторов, более простым языком на моей памяти Вадим Макаренко.
Допущу себе сейчас короткое творческое отступление, приведу небольшое наше совместное с Сергеем Толмачёвым (Skunk_69) исследование на тему славян (оригинал, возможно там и читать будет удобнее)
В общем перевожу, если в целом славяне были рабочим классом, то конкретно в Богемии они были чехами то есть цеховыми и племена их носили чисто производственные названия, по сути они являлись торгово-промышленными корпорациями на первоначальных стадиях. Точно так же жили в своих гетто и еврейские общины по всей Европе.
Своё начало цеховая структура чехов и берёт от еврейских гето, точнее общин кнаанитов.
Но что же послужило толчком для превращения кнаанитов в чехов и ашенази.
Я буду разбирать на примере Праги, но утверждение верно для всего региона.
Никакого единого города Прага не было- это была конурбация цеховых, торговых, фермерских, военизированных и прочих поселений. Прага и сегодня не отличается монолитной застройкой и до 40% территории города занимают сельскохозяйственные угодья.
На сегодняшний день Прага состоит из районов, которые долгое время считались отдельными городами (Старе-Место, Нове Место, Градчаны, Мала-Страна, Вышеград). В прошлом они не только имели различный статус, систему подчинения, управления, финансов и т. д., но зачастую и враждовали между собой, иногда доходя до настоящих военных действий. Первая попытка объединения пражских городов относится к 1518 году, когда горожане Старого Места объединились с Новым Местом, в 1523 году это событие было подтверждено королевским указом Людовика Ягеллонского. Однако уже спустя десять лет, после избрания чешским королём Фердинанда Габсбурга, противоречия между горожанами в отношении его политики привели к их повторному разъединению. Окончательно объединить отдельные города на территории Праги удалось только в 1784 во время правления императора Иосифа II, известного реформатора. История Праги до 1784 года — это история каждого из этих городов, на сегодняшний день её кварталов.
Так вот, мало, того, что были независимы друг от друга, так ещё и враждовали. Вот названия городов которые я насчитал при прочтении википедической статьи: Завист (современный Збраслав), Касургис (вероятно колония-эмпория) Бойхем (Богемия), Бутовице, Пражский град, Вышеград, Мала Страна (немецкий город, жил по Магдебургскому праву) Нове Место, Граданы. Сколько городков, замков, сёл и деревень может перечислить местный краевед боюсь представить.
И судя по всему Иосиф II, второй не просто произвёл реформу города, а сделал это после его физического захвата, при подавлении, каких-либо очередных волнений. Он упразднил старые принципы градообразования и ввёл новое административное деление с использованием в названиях кварталов Прага 1, Прага 2 и пр, с именем собственным правда остался еврейский квартал Йозефов. Еврейская община Праги составляла до четверти населения города. Но евреи были как местные так и пришлые о чём свидетельствует, к примеру присутствие испанской синагоги, неудивительно Прага была центром всеевропейской торговли, еврейские общины со всей Европы имели здесь торговые представительства.
Чем ещё запомнился император Иосиф II. Политикой "иосифизма" он закрывал протестантские монастыри и духовные ордена, подчинял независимые церковные структуры государству, поощрял распространение немецкого языка, заменял местную родо-племенную аристократию на венских чиновников, в общем проводил политику централизации и укрепления вертикали власти. Отменил в Богемии крепостное право и скупал по возможности земельные участки.
Вот деятельность императора Иосифа с его иосифизмом или (иосификацией) и была пусть и нечёткой и размытой чертой отделивших кнаанитов от чехов, только происходило на мой взгляд не в конце 18-го века, а в середине 19-го. Вообще изучая его историю всё больше видишь его сказочность- такой Пётр восточнонемецкого образца!
Как мне представляется, в первой половине 19-го века века власть Вены над Богемией была относительно номинальной. Середина 19-го века известна своими потрясениями, в том числе и религиозными. Все эти верованиями жителей Богемии ничего из себя страшного не представляли, но в какой-то момент они приобрели черты мессианства. Простой люд уверовал в спасительную сущность местного проповедника Яна Гуса (Jan Hus, почти как Jésus). Под Вифлеемской звездой- звездой над Вифлеемской часовней Староместной площади современной Праги (тогда ещё Старе-Места, то есть Старый Город) родился проповедник Ян Гус (в смысле не как человек, а как именно пророк), чья деятельность подняла волнения по всей Чехии. Ну и казалось бы, при чём здесь иудаизм, поднявшие восстание гуситы- христиане?
Так очень тонкая грань тогда была: самым, по мнению историков, радикальным крылом гуситов были пикарты Мартина Гуска проповедовавшие о "воцарении Правды Божьей на земле", ну то есть на современном - царство Израиль. Да и остальные чашники, подобои недалеко ушли. Кстати, представители разных течений гуситов очень часто враждовали между собой (та же война городов или цехов). Евреи же зачастую выступали вместе с гуситами, снабжали их продовольствием и оружием.
Со всем этим безобразием в Вене решили разобраться, а заодно усилить контроль над стратегически важным регионом.
Но вот что интересно, император Иосиф II получив контроль над Богемией издаёт эдикт о веротерпимости, все эти сектанты скидывают маски добропорядочных христиан, власти выявляют самых маргинальных и подвергают репрессиям.
Помните абрамитов из ЭСБЕ, вот как вам не библейский сюжет: царь Иосиф берёт Иерусалим ( Вифлеем Яна Гуса), превращает его в прах (Прагу) и высылает ханаан в изгнание! Не отсюда ли берут начало байки об изгнаниях и пленениях?
Анализируя эти истории я склоняюсь к выводу, что происходило всё это не в 1780-х, а в тот самый 1848 год, когда революции "Весны народов" сопутствовали волнения на религиозной почве, император подавив все эти движения навёл заодно порядок в регионе и его столице, направив становление чешского народа в нужное русло. Помните те же упоминания о адамитах вполне себе проскакивают в 1848 году, а упоминания о гуситах и кнаанитах упаковали в историю куда поглубже, мол давно всё это было, а не вчера. Подробное и красочное описание событий знакомых нам как гуситские войны стало известно благодаря стараниям отца чешской историографии Франтишека Палацкого. Внешние враги империи французы (вспоминаем. что французы могут быть не тем, кем кажутся), по версии отдельных исследователей финансировали Франтишека и его сподвижников для подъёма чешского национального сознания и следовательно ослабления могущества Габсбургов и пангерманских тенденций.
Профессор Палацкий, главный борец за чешскую национальность, — это всего лишь свихнувшийся ученый немец; он даже до сих пор не умеет правильно и без иностранного акцента говорить по-чешски.
Ф. Энгельс
Палацкий был политическим деятелем и продвигал идеи австрославянизма и федерации Австрийской империи, но победа реакции заставила его отказаться от политических амбиций. Кстати, ключевым элементом в разгроме гуситского движения были французские рыцари, опять же вспоминаем что это могли быть наймиты из свободных (франко) земель той же соседней Польши. Восстание в Венгрии подавляла Царская армия Российской империи, Чехию Габсбурги тоже врядли могли утихомирить сами, без вмешательства Николая I, Вена власть над империей не удержала бы. После политического поражения в Австро-Венгрии Палацкий нашёл для себя новое поприще в России, там его идеи, дающие рычаги давления на Вену и Берлин (да и Константинополь) после Крымской Войны стали пользоваться спросом. В 1866 году был признан Советом Санкт-Петербургского университета доктором русской истории и принимает участие в Славянском съезде в Москве и Санкт-Петербурге 1867 года. И при этом к гуситским войнам в отечественной науки начинают относится серьёзно только после 1920 года, с появлением государства Чехословакия и налаживания с ним связей, остальные государства брали на вооружение историю гуситских войн во времена разлада с Веной (ну что-то типа признания геноцида для Турции). Таким образом гуситские войны- переосмысление религиозного подавления старых культов с последующим окатоличиванием, с созданием местного Мессии и отправленным в практически глубокое прошлое (для местных аргумент- мы издревле придерживались этих традиций, для представителей нового порядка- аргумент, что все волнения были очень давно). А если вы наберёте в поисковике "гуситы сегодня", то найдёте достаточно большое количество упоминаний о существующих ныне носителях веры разгромленной в глубоком средневековье.
P.S. небольшой оффтоп, цитата из википедической статьи про Прагу:
В Праге жил раввин Йегуда Лев Бен Бецалель (Махараль), который, по легенде, сотворил самого известного голема. По преданию, голем был сотворён на берегу Влтавы из четырёх стихий. Останки голема до сих пор лежат на чердаке Староновой синагоги, самой старой в Европе, действующей и поныне. В ней сохранён в неприкосновенности стул, на котором раввин сидел во время молитв. Во время экскурсий гиды рассказывают ренессансную притчу о големе, которая была развита в произведениях Карела Чапека и Густава
Поверьте, если изучать историю Праги и Чехии, то там найдётся очень много библейских и еврейских историй, намного больше, чем в современных Иерусалиме и Израиле.