Дорогие друзья, как и обещал, просто вынужден поделиться своими мыслями о происходящем при авиаперелетах. Допекают постепенно наши авиакомпании и хозяева аэропортов (не уверен, то это одни и те же лица, но по нацеленности на кошельки пассажиров и встречающих/провожающих – они явная и близкая родня).
Вернусь ненадолго к своей статье о букмекерстве (кто не читал, пройдите, посмотрите). Удивлен незначительной реакций на нее, и прежде всего не в читательской среде, а среди своих товарищей. Некоторые считают, что дело личное – проигрывать свои деньги, или нет. При этом приводят случаи счастливцев, которые якобы раз за разом выигрывают значительные суммы и даже превратили это в стабильный доход.
А я вот не верю: проигравший трезвонить не будет, глупо стремиться выглядеть лохом. А выигравший - будет. И если он через пару дней свой выигрыш спустит – не факт, что об этом сообщит, не факт.
Я о другом писал, о засилье рекламы, о фактической продаже нашего спорта букмекерам, о вовлечении всех интересующихся спортом в этот омут, о воздействии рекламы БК на детей, о негативном влиянии на экономику страны.
Кстати, об экономике. В 2024 году букмекеры собрали 5,9 триллионов рублей с россиян. Сравните: расходы федерального бюджета на образование – 1,53 трл. руб., общие расходы на здравоохранение – 6,7 трл. руб.!!!
Расходы страны на здравоохранение (в эту сумму входят и расходы Фонда обязательного медицинского страхования) практически равны размеру ставок на спорт… Дожили… В воюющей стране…
Стесняемся спросить, а сколько из своих лихих денег букмекеры передали в помощь фронту?
Ну да ладно. Вернемся к авиаторам, точнее, к авиакомпаниям.
Хоть кто-нибудь обратил внимание на то, как нас эти самые авиакомпании варят, как ту лягушку, медленно, постепенно? Все усложняют и усложняют свои правила, открывают для себя все новые и новые возможности по выдавливанию денег из пассажиров. При этом услуги скукоживаются, права урезаются, даже места для размещения пассажиров в аэропортах уменьшаются (зато количество ларьков растет, поглощая необходимое жизненное пространство для ожидающих вылета).
Как нас загоняют в эти самые «калибраторы», вымеряя миллиметры «свободного закрытия» крышки этого самого калибратора. «Победа», лоукостер по определению, поразила недели три назад своим «эффективным менеджментом».
Провожал дочь, стоим на стойке регистрации. Два окна, в каждом по два человека – что само по себе уже нонсенс – ранее с этой функцией вполне успешно справлялись по одному человеку. Ну да ладно, потрясло не это. В пассажирской зоне перед стойками регистрации мечется девушка из той же «Победы», тащит пассажиров с ручной кладью к калибратору, стоящему метрах в пятнадцати. Заставляет засунуть вещи в эту шайтан-машину и снимает все это на свой мобильник.
Это ж какая высокая степень доверия у капитанов «победного» бизнеса к своим сотрудникам, раз они содержат целого отдельного сотрудника, занимающегося столь ответственным (и главное, крайне нужным и высокопрофессиональным) обслуживанием пассажиров!!!
Я не удивлюсь, если фото вещей в калибраторе ложатся лично высшему руководителю компании в реальном режиме времени и из всех аэропортов – просто важность в выражении лица сотрудницы, занимавшейся, как по мне, этой чепухой, может быть объяснима только этим.
На самом деле, если отбросить шелуху, этот бизнес-процесс «Победы» выглядит так: мы примем размеры клади, отличающиеся от других компаний, понаставим калибраторов с требованием к пассажирам соблюдать эти размеры миллиметр в миллиметр (что будет однозначно порождать конфликтные ситуации), а для разрешения конфликтов и для фиксации безусловной правоты авиакомпании добавим еще трех к работавшим ранее двум сотрудникам. И включим их зарплату в стоимость билетов, естественно.
Дети летают заграничными авиакомпаниями, я сам летал за границу, и не раз – в большинстве случаев никаких калибраторов нет, компании на глаз определяют, соответствует или нет ручная кладь отведенным для нее местам в самолетах. И в большинстве случаев эту самую кладь пропускают, даже если она немного превышает установленные правилами компаний размеры – ведь главное не миллиметры соответствия, а безопасность и удобство для пассажиров – и здесь лишний сантиметр в разумных пределах ничем и никому не помешает, это просто факт!
Но это только не у нас.
А как вам нравится разнообразие форм и размеров габаритов ручной клади для разных компаний?
1 место до 10 кг в экономе или до 15 кг в бизнес-классе. Габариты сумки — 55 × 40 × 25 см
1 место до 10 кг. С тарифами «Лайт» и «Оптимум», а также на чартерах габариты сумки — 40 × 30 × 20 см, с «Премиум-экономом» — 55 × 40 × 20 см
По основным правилам можно взять любое количество вещей без ограничения по весу. Общие габариты не должны превышать 36 × 30 × 27 см. Дополнительно в салоне разрешают провозить только ноутбук или планшет в мягком чехле и зонт-трость
По альтернативным — одно место ручной клади до 5 кг габаритами до 4 × 36 × 30 см. В дополнение можно взять предметы из списка федеральных авиационных правил: рюкзак габаритами 23 × 36 × 30 см, дамскую сумку или портфель, а также букет цветов, верхнюю одежду и так далее. Полный список — в пункте 9.2.1 правил авиакомпании. Дамскую сумку или портфель могут попросить поместить в калибратор
1 место до 10 кг в экономклассе, до 15 кг — в бизнесе. Габариты сумки — 55 × 40 × 23 см
1 место до 10 кг в экономклассе, 2 места до 15 кг — в бизнесе или комфорте. Габариты сумки — 55 × 40 × 20 см
(данные взяты из статьи Павла Серикова «Обязан ли пассажир помещать ручную кладь в калибратор?», Т-Ж 22.11.2024 г.)
При этом авиакомпании, естественно, объясняют свои действия своей крайней озабоченностью безопасностью и удобством для пассажиров, только этим.
Однако очевидно же, что движут ими совсем другие соображения – а именно желание извлечения максимальной прибыли за рейс. В Федеральных авиационных правилах прямо указано что вес и габариты ручной клади определяет каждый перевозчик самостоятельно, главное чтоб габариты ручной клади позволяли её безопасное размещение в салоне воздушного судна (п. 133 ФАП).
Просто наличие разных размеров разрешенной к провозу ручной клади позволяет сдирать с пассажиров, в той или иной (порой в совершенно незначительной) степени вышедших за пределы одного из размерений плату за багаж. Если это не так, то пусть мне кто-то объяснит, почему эксплуатирующие одинаковые модели самолёта авиакомпании устанавливают разные предельные размеры бесплатной ручной клади? (например, 40х30х20см у Smartavia, 55х40х25см у Аэрофлота и 55х40х23см у S7). У их Airbus A320neo разные конструкции? Точно также можно пройтись и по другим моделям самолетов.
И да, а как же обеспечивают комфорт и безопасность пассажиров зарубежные авиакомпании, не имеющие денег на калибраторы и на зарплату бегающих по аэропорту безумных теток с телефонами? Может, они зарплату этих сотрудниц с телефонами на кофе для пассажиров пускают? Вот дураки, так ведь и разориться недолго. А пассажиры наши потерпят. Чай, не иностранцы…
Режим максимального доения пассажиров, установленный авиакомпаниями (особенно лоукостерами, для которых подать бесплатные газету, стакан воды, чая или кофе – как лишний рубль, оставшийся в кармане пассажира – личное оскорбление), с энтузиазмом подхватили собственники аэропортов и приаэропортовской земли (я не уверен, что это одни и те же лица).
Про цены в аэропортах на самые элементарные продукты, чай, кофе и воду не писал только ленивый.
Я о стоянках. Встречал я в аэропорту Минеральные Воды детей из Стамбула. Это же песня, товарищи. Сайт, показывающий время прилета, завис после сообщения о том, что рейс задерживается на семь минут. Завис на пару часов. Все это время висело сообщение о семиминутной задержке. Связи с детьми в самолете, понятно, нет, что происходит (и как долго будет происходить, непонятно). Заехал на территорию аэропорта, высадил жену и выехал, чтобы дождаться информации о прилете (связи и информации нет, и мы, соответственно, не знаем, когда прилетит самолет). Конечно, надо было просто стать там на стоянку и ждать ясности. Но раньше я мог свободно стать за пределами аэропорта, а потом вернуться к нужному времени.
Теперь все оказалось не так. Вся территория вдоль дорог на пару километров вдоль трассы, Ростов-Баку, проходящей мимо аэропорта, и вдоль съезда в аэропорт утыкана знаками «Остановка запрещена» - они стоят через десять метров, и вся эта территория заставлена машинами с сидящими в них водителями. Понятно, почему – безостановочно курсирует машина ДПС и разгоняет водителей, угрожая эвакуатором. Машины стартуют, делают круг и снова становятся на обочину – много рейсов задерживается, и людям просто надо где-то переждать несколько часов, ведь не у всех есть деньги заплатить несколько тысяч рублей за ожидание на территории аэропорта.
А что, о том, что из-за атак беспилотников иногда задерживается огромное количество рейсов в Минводы в разгар курортного сезона, никто не знает?
Что, трудно создать временную (пусть даже гравийную) перехватывающую бесплатную стоянку в непосредственной близости от аэропорта? С учетом того обстоятельства, что аэропорты Минвод и Ставрополя приняли на себя весь поток направляющихся на юг людей? И с учетом того, что никто не может предположить, как часто, в каком количестве и на какой срок будут закрываться аэропорты из-за украинских атак? И что делать встречающим-провожающим в Минводах со всей территории Кавказа?
Или наоборот, надо успеть срубить побольше деньжат, пока идет война?
Кстати о Ставрополе. Там почему-то проблемой повышения прибылей приаэропортовских автостоянок местные власти и ДПС не озаботились. Они озаботились другим – удобством для людей, и рядом с аэропортом на вполне близком расстоянии на оборудованных площадках можно остановиться и дождаться вылета или прилета. И сотрудники ДПС курсируют по опасным участкам трассы от города до аэропорта, а не сгоняют людей с обочин. То есть заняты своим непосредственным делом, за что им почет и уважение.
И еще об одном хочу написать, о квинтэссенции отношения к пассажирам. Вылетала дочь из Санкт-Петербурга самолетом одного известного лоукостера. Попала под самый разгар отмен и задержек вылета из-за атак беспилотников – прошла регистрацию, просидела несколько часов, получилось так, то вылетать в этот день стало уже бессмысленно: встретить ее уже не получалось. Вылет к этому моменту переносился уже несколько раз. Она подошла к стойке авиакомпании и спросила, может ли она сдать билет вследствие форс-мажорных обстоятельств, на что получила утвердительный ответ. Такой же ответ она получила и на свое онлайн-обращение. Только присовокупили, что обращаться за возвратом средств ей нужно в компанию-посредник, продавшую ей билеты.
Уехала из аэропорта домой. Купила новый билет (понятно, что значительно дороже), вылетела на следующий день.
Обратилась в продавшую билеты компанию, и через несколько дней получила отказ. Основание: авиаперевозчик отказался признавать отказ от полета по форс-мажорным обстоятельствам, так как сомневается в подлинности предъявленного вами посадочного талона как доказательства вашего присутствия в аэропорту. Мол, не факт, что вы просто не опоздали на рейс.
И ничего, что она прошла регистрацию, получила этот самый посадочный талон из рук представителя этой самой авиакомпании, что у нее есть переписка с компанией по поводу задержек рейса и возможности сдачи билета, что она обращалась в авиакомпанию непосредственно в аэропорту.
Получается, авиакомпания подозревает, что она каким-то образом изготовила поддельный посадочный талон? А у вас, что, данных о регистрации пассажиров на рейс нет? Или вам лень туда заглянуть?
Как по мне, бывшему оперу, все идет к суду, где решающим доказательством по данному поводу будет случайно сохраненный ею чек с указанием времени выдачи из аэропортовского кафе, где она после нескольких часов ожидания купила себе кашу за 400 рублей. Хотя и не факт, скажут – вы приехали позже.
Других объективных данных, подтверждающих (или опровергающих) заявление дочери авиакомпания, видимо, предъявить не может (или не хочет).
Пока что дело находится на стадии жалоб в прокуратуру и в органы по защите прав потребителей. Посмотрим. Но что-то мне подсказывает, что дело дойдет до суда.
И здесь тоже будет продемонстрирован принцип: мы заплатим нашим юристам, спрячем явные доказательства, будем врать, заплатим издержки пассажира (если проиграем суд), но добровольно денег не отдадим!!!
И у меня для вас, товарищи, очень грустные выводы.
После того, как государство фактически устранилось от регулирования в данных «мелких» вопросах, отдав их на откуп самим авиакомпаниям, авиаперелеты их старанием становятся настоящей роскошью. Способы выдаивания из пассажиров остающихся у них денег изыскиваются лучшими умами маркетинговых служб. Вот дети летели из Стамбула, нашей авиакомпанией. Через калибратор, счастью, не пропускали – видимо, стыдно на фоне отсутствия такой «услуги» у турок и других авиаперевозчиков, стремновато. Зато попытались провернуть другой фокус: на регистрации увидели доплату на приличнейшую сумму, едва успели разобраться до посадки. Оказывается, уже после покупки билетов за одну сумму компания добавила кучу привилегий типа воды, кофе, газет, питания и так далее, за что по умолчанию попыталась содрать приличные деньги. Мол, вы же от них не отказались, значит, согласны их оплатить. И ничего, что билет уже был куплен за пару месяцев до этого и за совсем другую сумму и на других условиях.
А сколько еще возможностей для развития? Дарю навскидку пару-тройку идей:
1. Продавать билеты не на перевозку пассажира как личности или как гражданина, а как на перевозку биомассы, то есть по весу. Ну ненормально же брать одинаковые деньги с меня с живым весом за сто килограммов (причем существенно) и за девушку в пятьдесят пять кило?
2. Ввести калибраторы пассажиров. Я бы, например, для женщин прежде всего ввел. 90-60-90? Проходите, гражданочка. милости просим. 120-60-90? И вы проходите, вам скидочка в аэропорту или кофе бесплатный в самолете за услаждение глаз других пассажиров и мужского персонала компании. Что? 70-70-95? Пожалуйте доплатить гражданочка, таковы правила авиакомпании.
3. И главное: платные туалеты в самолетах. Там можно брать сколько захотите, даже на скидку хватит, детям, например, пенсионерам и студентам. Чтобы прослыть ответственной и социально ориентированной компанией. Или плату за туалетную бумагу ввести. А если начнут свою таскать (с них, иродов, сбудется), то поставить калибраторы. Для туалетной бумаги, и размеры ее ввести, согласно правилам авиакомпании.
Кстати, о студентах. У дочери есть знакомая родом из Якутска. Она поступила в университет в Санкт-Петербурге, проучилась там, осталась работать в престижной компании. Инженер-строитель, проектировщик.
Так вот впервые после отъезда на учебу она смогла поехать домой только после окончания университета, и деньги на билеты заняла у своей начальницы. Вы спросите у меня, почему? Понятно же, что дорого и неподъемно для студента. Но дело даже еще и не в этом. Можно купить билет подешевле, если покупать его заранее и без возможности возврата.
Но разве может студент быть за пару месяцев уверен в том, что у него сессия закончится 15 февраля, к примеру?
Что не перенесут экзамен, например? Или что ему не потребуется один день на пересдачу, и он сможет вылететь не 15, а 16 февраля?
И вот стесняюсь спросить: в то время, когда во всех других видах бизнеса люди гоняются за клиентами, наши авиакомпании просто выкидывают из потенциальных пассажиров (домой и обратно два раза в год) целую группу населения? И речь ведь не о скидке идет, Боже упаси!
Речь всего лишь о том, чтобы предоставить им, студентам, право сдавать их недорогие билеты в силу описанных выше обстоятельств.
Но нет, не позволим. Завтра еще кто-нибудь поблажек захочет.
Пущай лучше ужо сидят и не летают…
Тем более что в аэропорту нищие студенты ничего не купят, навару с них...
PS: В год пришествия коронавируса собрались мы с женой в Голландию. Заранее приобрели билеты на рейс "Белавиа", в Схипхол и обратно. По тем временам около ста тысяч рублей. В результате запрета на полеты пришлось отменять поездку и связываться с "Белавиа" по поводу возврата денег. Они написали нам письмо с просьбой немного подождать, так как из-за массовых отмен компания испытывает финансовые трудности. Потом прислали еще пару писем с извинениями и с просьбой подождать. В итоге примерно через месяц нам вернули все деньги, до копейки.
Летом того же года дочь собиралась прилететь из Санкт-Петербурга в Краснодар. Тоже пришлось отменять вылет. Это был, если мне не изменяет память, "Аэрофлот". Вопросов нет, сказали ей, только мы вернем не деньгами (около 3-5 тысяч, не помню точно сколько), а мы зачтем вам эти деньги при вашем следующем полете. Да, зачли. Через несколько месяцев дочь летела к нам, и ей действительно зачли эти три или пять тысяч, продав билет по этому же маршруту не за пятнадцать тысяч, к примеру. а за десять.
Почувствуйте, как говорится, разницу...