Найти в Дзене
Московская беседка

В тисках железного сапога

О спектакле «Ночь в Лиссабоне» Московского драматического театра «Модерн». Премьера 4 сентября 2025 Даже в штатском ты чувствуешь на ногах сапоги, которыми тебе хотелось бы пройти по телам других. Эрих Мария Ремарк «Ночь в Лиссабоне» (1961) О чем пишет Ремарк? Ну конечно же, в первую очередь о любви, как и вся большая литература. О любви сильной и красивой, самоотверженной, преодолевающей все преграды на своем пути. О любви теплой, человечной и очень хрупкой, особенно по сравнению с тем страшным миром, в котором осмеливается существовать. Хрупкость любви рождается не изнутри, не из эгоизма любящих, их любовь сильна. Но она вынуждена противостоять огромному грязному миру, который в тысячу раз сильнее. Любящие сопротивляются мировому злу, чтобы сохранить неземное чудо, связавшее их. Роман «Ночь в Лиссабоне» - как раз о такой любви. В романе — и в спектакле противопоставлены два мира: мир насилия и мир нежности. Режиссер Юрий Грымов подчеркивает эту разницу чисто театральными средствами:

О спектакле «Ночь в Лиссабоне» Московского драматического театра «Модерн». Премьера 4 сентября 2025

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Даже в штатском ты чувствуешь на ногах сапоги,

которыми тебе хотелось бы пройти по телам других.

Эрих Мария Ремарк «Ночь в Лиссабоне» (1961)

О чем пишет Ремарк? Ну конечно же, в первую очередь о любви, как и вся большая литература. О любви сильной и красивой, самоотверженной, преодолевающей все преграды на своем пути. О любви теплой, человечной и очень хрупкой, особенно по сравнению с тем страшным миром, в котором осмеливается существовать. Хрупкость любви рождается не изнутри, не из эгоизма любящих, их любовь сильна. Но она вынуждена противостоять огромному грязному миру, который в тысячу раз сильнее. Любящие сопротивляются мировому злу, чтобы сохранить неземное чудо, связавшее их.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Роман «Ночь в Лиссабоне» - как раз о такой любви. В романе — и в спектакле противопоставлены два мира: мир насилия и мир нежности. Режиссер Юрий Грымов подчеркивает эту разницу чисто театральными средствами: подтянутые немцы с военной выправкой и хрупкая, смертельно больная героиня (пронзительная Анастасия Сычева) и подчеркнуто полный, с каким-то мягким абрисом фигуры, самозабвенно любящий ее, вопреки войне, болезни и даже смерти, Йозефом Шварцем (замечательная актерская работа Александра Колесникова).

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Эта пара не рождена для жесткости и рабства, она рождена для любви и свободы. Помимо любви друг к другу в этих людях живет органическое неприятие насилия, ненависть к тому самому миру железных сапог, в который их любыми средствами пытаются впихнуть фашисты. Это неприятие возникает на тонком чувственном уровне, не говоря о мировоззренческом уровне глубинной ненависти к террору. Этот тончайший уровень выражен светом и цветом, яркими и ясными, как всегда в «Модерне» (художник-постановщик Юрий Грымов). Алые лучи крови заливают сцену, а золото света возникает только на безопасной территории.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

В спектакле очень сильно выражено ощущение давящего страха, который постоянно живет в людях, вынужденных скрываться от фашистов. Сценическое существование героев пьесы буквально наполнено этим нечеловеческим предчувствием беды, которая вот-вот обрушится на них и от которой нет спасения. Их ведет любовь — любовь друг к другу и ко всему человечеству, которая живет в каждой земной любви.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Финал трагичен, но исполнен надежды. Надежды на то, что смерть не сможет победить героя, отважившегося бросить вызов мировому злу и который идет с ним воевать. Воевать до победы. Воевать до смерти. Воевать до гибели того самого железного сапога, символического инструмента насилия и гибели всего живого. И пока не погибнет железный сапог, Йозеф Шварц будет жить.

Поддержать канал можно здесь.