Утреннее солнце ласково заглядывало в окно поезда. Анна сидела, прикрыв глаза, и думала о предстоящих выходных. После трёхнедельной командировки в Новосибирск она мечтала только об одном – оказаться на даче, вдохнуть запах сосен, полежать в гамаке с книжкой и ни о чём не думать. Никаких отчётов, совещаний и бесконечных телефонных звонков. Только тишина, природа и полное одиночество.
Телефон в сумке завибрировал. Анна нехотя открыла глаза и достала мобильный. Звонил муж.
– Алло, Андрей, я уже подъезжаю к Москве, – сказала она, поднося трубку к уху.
– Привет, родная! – голос мужа звучал бодро. – Как доехала?
– Нормально. Устала только. Еле дождалась выходных, хочу на дачу.
В трубке повисла странная пауза.
– Слушай, Ань... Там на даче... В общем, мама поехала туда на выходные, – наконец сказал Андрей. – Она не знала, что ты вернёшься.
– Что? – Анна нахмурилась. – Почему она поехала на нашу дачу?
– Ну, я ей ключи дал... Она говорила, что ей нужно отдохнуть от города.
Анна глубоко вдохнула, стараясь сдержать раздражение. Её отношения со свекровью, Зинаидой Петровной, никогда не были простыми. Властная, привыкшая всё контролировать женщина, она постоянно пыталась вмешиваться в их с Андреем жизнь. Дача, которую они купили три года назад, была для Анны убежищем, местом, где можно было спрятаться от всех проблем. И теперь там хозяйничает свекровь.
– Ладно, – сказала Анна после паузы. – Ничего страшного, я всё равно поеду. Думаю, места хватит на всех.
– Ты уверена? – в голосе Андрея слышалось беспокойство. – Может, останешься дома? Отдохнёшь, выспишься...
– Нет, я хочу на дачу. Три недели мечтала о свежем воздухе.
– Хорошо, – вздохнул Андрей. – Я бы поехал с тобой, но сам знаешь – работы полно. Может, на следующих выходных выберусь.
Они ещё немного поговорили о разных мелочах, и Анна отключилась. Настроение было испорчено. Вместо спокойного отдыха придётся терпеть общество свекрови, её бесконечные советы и замечания.
На вокзале Анна взяла такси до дома, быстро собрала вещи для дачи и, не задерживаясь, поехала на электричку. Ещё полтора часа пути – и она на месте.
Дачный посёлок встретил её привычным шумом – где-то вдалеке стучал молоток, лаяли собаки, смеялись дети. Анна шла по знакомой дорожке, вдыхая запах хвои и прогретой солнцем травы, и постепенно успокаивалась. В конце концов, дача большая, две спальни, гостиная, просторная веранда. Места хватит и ей, и свекрови.
Подойдя к калитке, Анна удивилась – во дворе было непривычно многолюдно. На веранде сидели какие-то незнакомые люди – мужчина, женщина и двое детей. Они о чём-то оживлённо беседовали, попивая чай.
«Неужели Зинаида Петровна пригласила гостей?» – подумала Анна, открывая калитку. При звуке её шагов люди на веранде обернулись. На их лицах отразилось такое же удивление, какое, вероятно, было и на лице Анны.
– Здравствуйте, – неуверенно сказала женщина. – Вы к кому?
– Я хозяйка этой дачи, – ответила Анна, останавливаясь у крыльца. – А вы кто?
Мужчина и женщина переглянулись.
– Мы сняли этот дом на выходные, – сказал мужчина, поднимаясь. – У Зинаиды Петровны.
– Что? – Анна не поверила своим ушам. – Сняли? У кого?
– У Зинаиды Петровны, – повторил мужчина. – Она сказала, что дача принадлежит ей, и она иногда сдаёт её.
Анна почувствовала, как краска бросилась ей в лицо. Значит, свекровь сдаёт их дачу посторонним людям? Без спроса, без их ведома?
– Извините, но произошла ошибка, – как можно спокойнее сказала она. – Эта дача принадлежит мне и моему мужу, Андрею. Зинаида Петровна – его мать, и у неё нет права сдавать наше имущество.
Люди на веранде выглядели растерянными и смущёнными.
– Но мы уже заплатили за два дня, – сказала женщина. – Пятнадцать тысяч рублей. И привезли продукты...
Анна вздохнула. Не выгонять же людей, в самом деле. Они не виноваты, что её свекровь оказалась такой... такой...
– Хорошо, – решила она. – Оставайтесь. Дом большой, места хватит. А Зинаида Петровна где?
– Она уехала час назад, – ответил мужчина. – Сказала, что у неё дела в городе.
«Ну конечно, – подумала Анна. – Сдала дачу и сбежала. Удобно».
Она поднялась на веранду и представилась:
– Меня зовут Анна. Я невестка Зинаиды Петровны.
– Очень приятно, – улыбнулась женщина. – Я Ольга, это мой муж Игорь, а это наши дети – Максим и Соня.
Дети, мальчик лет десяти и девочка чуть помладше, смущённо кивнули.
– Мы можем уехать, если вам неудобно, – предложила Ольга. – Только деньги...
– Нет-нет, оставайтесь, – махнула рукой Анна. – Я займу маленькую спальню, а вы располагайтесь в большой. Деньги... Ну, это я с Зинаидой Петровной решу.
Она пошла в дом, отнесла вещи в маленькую спальню и, стараясь не показывать своего раздражения, вышла обратно на веранду.
– Давно вы здесь отдыхаете? – спросила она, садясь за стол.
– Второй раз, – ответил Игорь. – В прошлом месяце мы тоже приезжали на выходные. Здесь очень хорошо – лес рядом, речка. Детям нравится.
«В прошлом месяце? – подумала Анна. – Когда я тоже была в командировке?»
– А часто вы снимаете дачи на выходные? – поинтересовалась она.
– Иногда, – пожала плечами Ольга. – Своей дачи у нас нет, а детям нужен свежий воздух. Обычно снимаем через специальные сайты, но тут нам повезло – коллега Игоря порекомендовал. Сказал, что его друзья отдыхали здесь и остались довольны.
«Значит, здесь регулярно бывают чужие люди, – мысленно подытожила Анна. – Интересно, сколько раз свекровь сдавала нашу дачу?»
Она достала телефон и набрала номер Зинаиды Петровны. Гудки шли долго, но трубку никто не взял. Анна отправила сообщение: «Зинаида Петровна, я на даче. Нам нужно поговорить». Ответа не последовало.
Затем Анна позвонила Андрею, но и он не ответил – видимо, был занят на работе. Пришлось отправить ему сообщение: «Приезжай на дачу, как только сможешь. Тут такое...»
Вечер прошёл в странной, натянутой атмосфере. Ольга с Игорем старались быть вежливыми и предупредительными, предложили Анне разделить с ними ужин. Дети освоились быстрее взрослых и скоро уже носились по участку, играя с мячом. Анна сидела на веранде, наблюдая за ними, и думала о том, какой разговор предстоит ей со свекровью.
Зинаида Петровна появилась только на следующий день, ближе к обеду. Анна увидела, как она входит в калитку, и сразу заметила, как изменилось лицо свекрови, когда та увидела её.
– Анна? – удивлённо воскликнула Зинаида Петровна. – Ты что здесь делаешь? Я думала, ты в командировке.
– Я вернулась, – сухо ответила Анна. – И обнаружила, что свекровь сдаёт мою дачу посуточно, пока я в командировках, а деньги кладёт себе в карман.
Зинаида Петровна на мгновение растерялась, но быстро взяла себя в руки.
– Что за глупости! – фыркнула она. – Я просто пригласила людей отдохнуть. Они – родственники моей подруги, им негде провести выходные. А насчёт денег... Они сами предложили, я не могла отказаться.
– А в прошлом месяце? – прищурилась Анна. – Тоже родственники подруги? И все предыдущие разы? Я знаю, что вы регулярно сдаёте нашу дачу.
– Какие ещё «предыдущие разы»? – Зинаида Петровна сделала вид, что удивлена. – Ты что-то придумываешь!
В этот момент на веранду вышла Ольга.
– Здравствуйте, Зинаида Петровна, – улыбнулась она. – Спасибо, что снова пустили нас. Здесь так хорошо!
Свекровь бросила на Ольгу испепеляющий взгляд, но было поздно.
– Пройдёмте в дом, – сказала Анна свекрови. – Нам нужно поговорить.
В маленькой спальне, закрыв дверь, Анна повернулась к Зинаиде Петровне:
– Как давно вы это делаете?
Свекровь молчала, отводя глаза.
– Зинаида Петровна, я спрашиваю: как давно вы сдаёте нашу дачу?
– Ну, может быть, пару раз... – нехотя ответила та.
– А если я проверю? – Анна достала телефон. – Сейчас есть много сайтов, где люди оставляют отзывы о съёмном жилье. Наверняка найдутся и отзывы о нашей даче.
Это был блеф – Анна не знала, размещала ли свекровь объявление на каких-то сайтах или действовала через знакомых. Но блеф сработал.
– Ладно, – вздохнула Зинаида Петровна. – Да, я иногда сдавала дачу. Но только когда вы не пользовались ею! Дом стоит пустой, а людям нужно где-то отдыхать.
– И сколько вы на этом заработали? – спросила Анна.
– Ничего я не заработала! – возмутилась свекровь. – Мне предлагали деньги, я брала. Но только чтобы покрыть расходы на содержание дачи. Траву надо косить, забор красить, крышу чинить...
Анна недоверчиво посмотрела на неё.
– Мы с Андреем сами занимаемся содержанием дачи. И платим за электричество, и за воду. Так что не надо мне рассказывать сказки.
Зинаида Петровна поджала губы.
– Что ты хочешь от меня услышать, Анна? Что я была неправа? Хорошо, я была неправа. Довольна?
– Нет, не довольна, – покачала головой Анна. – Вы не просто были неправы. Вы присвоили себе право распоряжаться нашим имуществом и брали за это деньги. Знаете, как это называется? Мошенничество.
– Не смей так со мной разговаривать! – вспыхнула Зинаида Петровна. – Я мать Андрея, и я имею право...
– На что? – перебила её Анна. – На то, чтобы обманывать собственного сына? Сдавать его имущество без его ведома?
– Я... я думала, что помогаю, – неожиданно сникла свекровь. – Деньги лишними не бывают, а дача всё равно пустует половину времени.
– Но почему вы не спросили нас? Почему не предложили официально сдавать дачу, когда мы ею не пользуемся?
Зинаида Петровна молчала.
– И сколько вы получили за всё время? – продолжала Анна. – Десять тысяч? Двадцать? Сто?
– Не знаю, – пожала плечами свекровь. – Не считала.
– А сколько раз вы сдавали дачу?
– Ну... может быть, раз десять. Или пятнадцать.
Анна быстро подсчитала в уме. Если брать по пятнадцать тысяч за выходные, то получается минимум сто пятьдесят тысяч. Немаленькая сумма.
– И что вы сделали с этими деньгами? – спросила она.
– Часть потратила на подарки Андрею, – ответила Зинаида Петровна. – Помнишь тот свитер, который я ему на день рождения подарила? И планшет на Новый год? А остальное... ну, лежит на сберкнижке.
– То есть вы фактически украли наши деньги, часть потратили на подарки нам же, а остальное припрятали, – подытожила Анна. – Замечательно.
В дверь постучали. Это был Игорь.
– Извините, – сказал он смущённо. – Мы, пожалуй, уедем. Неудобно как-то получилось...
– Нет-нет, – возразила Анна. – Оставайтесь до завтра, как договаривались. Мы с Зинаидой Петровной просто кое-что обсуждаем.
Когда Игорь ушёл, Анна снова повернулась к свекрови:
– Я не буду сейчас звонить Андрею и рассказывать ему всё. Пусть он спокойно доработает до вечера. Но потом вы сами всё ему расскажете. Всё, понимаете?
Зинаида Петровна кивнула, глядя в пол.
– А теперь, – продолжала Анна, – вы отдадите мне все деньги, которые получили за сдачу дачи. И я имею в виду все – и те, что на сберкнижке, и те, что вы взяли с Ольги и Игоря.
– Но... – начала было свекровь.
– Никаких «но», – отрезала Анна. – Либо вы возвращаете деньги, либо я рассказываю Андрею всё прямо сейчас. И, поверьте, это будет очень неприятный разговор.
Зинаида Петровна тяжело вздохнула.
– Хорошо, – сказала она. – Я отдам деньги. Только... не говори Андрею.
– Нет, – покачала головой Анна. – Андрей должен знать. Но если вы сами всё расскажете, будет лучше. Для всех.
Они вышли из комнаты. Анна направилась на веранду, а Зинаида Петровна осталась в доме, пристыжённая и подавленная.
Вечером приехал Андрей. Анна встретила его у калитки и кратко обрисовала ситуацию. Лицо мужа менялось от удивления к недоумению, а потом к гневу.
– Не могу поверить, – сказал он. – Мама? Сдавала нашу дачу?
– И брала за это деньги, – кивнула Анна. – Серьёзные деньги.
– Где она?
– В доме. Ждёт тебя.
Разговор Андрея с матерью был долгим и тяжёлым. Анна не вмешивалась – она сидела на веранде с Ольгой, пила чай и обсуждала рецепты домашних заготовок. Игорь с детьми отправился на речку.
Наконец дверь дома открылась, и оттуда вышли Андрей и Зинаида Петровна. Оба выглядели уставшими.
– Мама хочет сказать тебе что-то, – сказал Андрей, обращаясь к Анне.
Зинаида Петровна подошла к невестке:
– Анна, я... я хочу извиниться. Я была неправа. Очень неправа. Не знаю, что на меня нашло. Наверное, старость... Деньги я отдам, все до копейки. И больше никогда...
– Хорошо, – кивнула Анна. – Я принимаю ваши извинения. Но доверие придётся долго восстанавливать.
– Я понимаю, – тихо сказала свекровь. – Я... я, пожалуй, поеду домой. Вы останетесь на даче?
– Да, – ответил за обоих Андрей. – Мы останемся до воскресенья.
Когда Зинаида Петровна ушла, Андрей обнял Анну:
– Прости за всю эту историю. Я и подумать не мог, что мама способна на такое.
– Всё в порядке, – Анна положила голову ему на плечо. – Главное, что мы разобрались.
– Как думаешь, что нам делать с деньгами, которые она вернёт?
Анна задумалась.
– Знаешь, – сказала она наконец, – давай потратим их на ремонт дачи. Крыша течёт, веранду надо подправить, забор покрасить. А то, что останется, можем положить на счёт для твоей мамы. Пусть это будет... ну, её фонд на чёрный день.
Андрей улыбнулся:
– Ты удивительная. После всего, что она устроила, ты ещё думаешь о ней.
– Она твоя мать, – пожала плечами Анна. – И, знаешь, мне её немного жаль. Одинокая пожилая женщина, которой нечем заняться...
– Может, предложим ей приезжать на дачу вместе с нами? – предложил Андрей. – Не сдавать её, а просто отдыхать?
– Отличная идея, – кивнула Анна. – Пусть лучше проводит время с нами, чем придумывает такие... предпринимательские схемы.
Они рассмеялись, и напряжение последних часов начало отпускать. Впереди были выходные – с книгой в гамаке, с запахом сосен и тишиной. Ну, может, не такой полной тишиной, как планировала Анна, – дети Ольги и Игоря были довольно шумными. Но это была приятная суета, наполнявшая дачу жизнью.
А ещё впереди было лето, и Анна подумала, что, возможно, они действительно будут приглашать Зинаиду Петровну на дачу. Не так уж часто у них выдаются свободные выходные, и дача действительно стоит пустой большую часть времени. Может быть, её и правда стоит иногда сдавать – только уже официально, с ведома хозяев и без тайных махинаций.
«В конце концов, – подумала Анна, – из этой неприятной истории может выйти что-то хорошее. По крайней мере, мы наконец-то откровенно поговорили со свекровью».
🔔 Чтобы не пропустить новые рассказы, просто подпишитесь на канал 💖
Рекомендую к прочтению увлекательные рассказы моей коллеги: