В Париже в квартале Марэ этот дом не виден с улицы. Его можно посетить только в Дни культурного наследия и полюбоваться только снаружи. Примечательнее всего внутренняя его часть: войдя в дверь, вы попадаете в небольшой двор. Во дворе видны два фасада с резным деревянным каркасом (южный и восточный), украшенные небольшими каннелированными пилястрами с коринфскими и капителями и фризом с геральдическими лилиями.
Сбоку на верхние этажи ведёт красивая винтовая лестница с резными деревянными перилами. Её не видно, так как в здании располагается юридическая фирма. Однако похожая лестница видна в соседнем доме. Фасады и лестницы здания внесены в список исторических памятников (отчёт Комиссии по старому Парижу 1926 года).
Это жилище было построено во времена правления Франциска I, поэтому оно является типичным строением эпохи Возрождения. Оно построено из кирпича и камня, в нем можно заметить высокие окна, украшенные витражами.
В кирпичном доме (самом старом из построек) находится большая комната с тщательно отреставрированными открытыми резными деревянными балками, большим камином и плиткой XVI века (парадная комната, известная как Комната Карла IX)
Кто же жил в этом доме?
Говорят, что это была очаровательная обитель Мари Туше - единственная любовь французского короля Карла IX.
***
Мари Туше приходилась дочерью Жана Туше, владельца Бове (лейтенанта и помощника наместника в суде Орлеана), и Мари Матье. Мари родилась в Орлеане в 1549 году.
Волею судьбы она стала фавориткой короля Карла IX и считается одной из самых скромных королевских любовниц в истории Франции, поскольку играла лишь минимальную политическую роль во время отношений с королем. И это не удивительно - Екатерина Медичи прочно держала бразды правления государством, находясь подел сына Карла.
Мари Туше встретила Карла в 1566 году в Орлеане, во время охоты. Соблазненный молодой женщиной, король сразу же влюбился в неё без памяти. Он будет писать стихи своей фаворитоке. Говорят, что Мари Туше была в те времена очень красивой, изящной, образованной и остроумной девушкой. Король приблизил ее ко двору – отныне она часто пересекалась с королем Франции, будучи одной из фрейлин принцессы Маргариты де Валуа.
Помимо просто исполнения роли любовницы, Мари стала также другом Карла IX. Король был одержим страстью к молодой женщине, которая понимала его и смягчала его сложную сущность. Она единственная могла обуздать его нервные припадки. В её присутствии король, часто угрюмый, вспыльчивый или жестокий, выглядел очень спокойным и хладнокровным.
Королева Елизавета Австрийская, официальная супруга короля, вышедшая замуж за Карла IX 22 октября 1570 года, никогда не питала к Мари особой симпатии. Что касается фаворитки, то, как говорят, она сказала, увидев портрет будущей королевы:
«Немка меня не пугает».
В том же году Мари родила королю сына, который, к сожалению, умер во младенчестве в 1572 году. В 1573 году, к великой радости Карла IX, его любовница родила ему второго ребёнка: 28 апреля в замке Файе в Барро, в строжайшей тайне, она родила мальчика по имени Карл (Шарль), будущего герцога Ангулемского (✞ 1650).
Узнав, что фаворитка подарила королю сына, Елизавета Австрийская была уязвлена: с момента рождения их единственной дочери в 1572 году Карл IX пренебрегал ею, и она так и не родила ему ни одного ребёнка мужского пола. В том же в 1572 году Карл IX обустроил для Марии Туше Шато-де-О (особняк, находящийся вблизи родного ей Орлеана).
***
Можно сказать, что Мари Туше сыграла и свою – невольную - роль в Варфоломеевской ночи. Конечно, любой скажет, что резня в Варфоломеевскую ночь была сведением счётов между католиками и протестантами, что кровопролитие произошло из-за того, что семья герцогов де Гизов претендовала на французский престол, что именно Екатерина Медичи спланировала её заранее, устроив брак своей дочери Маргариты с Генрихом Наваррским.
Всё это может быть правдой и, безусловно, сыграло решающую роль. Но именно Мари, это «властительница сердца» короля Карла IX, будучи гугеноткой, и, зная, что Карл беззаветно любит её, хотя она этим и не злоупотребляла, убедила своего возлюбленного обратиться к адмиралу Гаспару де Колиньи, лидеру протестантов. Колиньи пользовался большой милостью короля, который считал его своим вторым отцом. К адмиралу относились как к принцу крови, что вызвало гнев Екатерины Медичи, ненавидевшей Колиньи.
В начале лета 1572 года Колиньи предложил Карлу IX поддержать фламандцев в войне против испанцев и начать войну против Филиппа II Испанского. Екатерина Медичи не одобряла того, кого поддерживала любовница ее сына. И не одобряла саму любовницу сына. 22 августа Колиньи избежал покушения, но был ранен неким Шарлем Моревером.
Тогда поползли слухи, что за всем этим стоит королева-мать, стремящаяся избавиться от Колиньи, который, по ее мнению, имел слишком большое влияние на Карла IX. Но поскольку это убийство было отменено, кровопролития избежать не удалось.
После покушения на своего друга Карл IX, как сообщается, пережил нервный срыв, в то время как его мать заявила ему, что Колиньи — предатель и должен умереть вместе со всеми лидерами партии гугенотов.
Вспыльчивый характер Карла взял верх, и, как говорят, он воскликнул:
«Мы должны убить их всех, чтобы ни один из них никогда не обвинил меня!»
За исключением короля Наваррского и принца Конде (которым был предложен выбор между «мессой, смертью или Бастилией»), всех протестантов, присутствовавших в Париже, а они массово приехали на свадьбу Генриха Наваррского с принцессой Маргаритой, решено было перебить. Среди первых жертв был Колиньи.
Хотя Карл IX приказал устроить резню, он сделал это неохотно. После резни король долгое время пребывал в подавленном и подавленном состоянии, несомненно, чувствуя себя ответственным за гибель нескольких тысяч протестантов – мужчин, женщин и детей.
Екатерина Медичи не выказала никакого раскаяния перед лицом этой трагедии, неизменно отрицая свою причастность. По словам Агриппы д’Обинье, королева-мать дошла до того, что приказала забальзамировать голову своего врага Колиньи и отправить её папе!
***
Сама гугенотка Мари Туше, стоявшая за возвышением Колиньи, этим поступком косвенно ответственная за резню в Варфоломеевскую ночь, в результате которой чуть не была убита, после события перебралась в замок Файе. Но сам король ненадолго пережил события той страшной резни. После смерти короля, скончавшегося от болезни 30 мая 1574 года в возрасте всего 23 лет, при дворе о Мари забыли.
Однако, в отличие от умершего молодым Карла, Мари прожила долгие годы. В 1578 году Мари Туше вышла замуж за Франсуа де Бальзака, сеньора Антрага, и родила ему двух дочерей: Генриетту Катрин (1579–1633) и Мари Шарлотту (1588–1664), обе из которых стали причиной скандала при дворе Генриха IV. Сын, родившийся от её любовной связи с королём, Карл Ангулемский, стал крёстным отцом маленькой Мари Шарлотты. В 1591 году он вступил в союз с влиятельной семьёй, женившись на Шарлотте де Монморанси.
В 1599 году ей предстояло узнать, что одна из её дочерей, Генриетта, стала фавориткой короля Франции Генриха IV. В 1604 году Мари была вовлечена в заговор, организованный её детьми, Шарлем Ангулемским и Генриеттой д'Антраг, фавориткой короля Генриха IV, и её мужем Франсуа де Бальзаком, с целью признания Гастона-Анри, сына Генриетты, наследником Генриха IV.
В 1613 году её муж, Франсуа де Бальзак, умер. 9 февраля 1633 года умерла и её дочь, Генриетта д'Антраг, бывшая фаворитка короля Франции Генриха IV. Мари скончалась на девяностом году жизни - 28 марта 1638 года в том самом упомянутом особняке на площади Вогезов, за несколько месяцев до рождения другого долгожителя - будущего короля Франции Людовика XIV.
Читайте также: