В тот раз я отправилась в Хельсинки (июль 2017).
Поездка на пригородном поезде из аэропорта до центрального железнодорожного вокзала продлилась примерно полчаса. Всю программу я составила самостоятельно и могла вносить изменения в любой момент, так как путешествовала в одиночку.
Вечером, когда большинство музеев Хельсинки закрыты и экскурсии не проводятся, есть немало возможностей приятно и без особых затрат провести время. Например, во второй день после посещения крепости Суоменлинна, когда сильный дождь закончился,
я поехала в парк Сибелиуса.
Сибелиус (1865 - 1957) - известный финский композитор. Для финнов он значит примерно то же, что и Пушкин для нас на литературном поприще, поскольку им было положено начало финской профессиональной музыки. К примеру, он написал симфоническую поэму "Финляндия", заключительная часть которой стала впоследствии неофициальным гимном страны. Композиция была создана в период национального подъема и вторила духу времени. Кроме этого, Сибелиус является автором множества других патриотических произведений, написанных по мотивам финского эпоса и истории народа.
Парк, где находится постамент, переименовали в честь великого композитора еще при его жизни, в 1945 году. А вот идея с памятником возникла позже, уже после его смерти, в 1960 году. Был объявлен конкурс, который выиграла Эйла Хилтунен. Она трудилась над памятником 7 лет, поэтому открытие состоялось в 1967 году.
Решение архитектора оказалось довольно оригинальным.
Памятник Сибелиусу сооружен из нержавеющей стали. Почти 600 труб в вертикальном положении соединены между собой и создают ощущение движения.Кому-то эти трубы напоминают берёзовый лес. Когда воздух проходит сквозь них, они издают звуки, напоминающие мелодии великого композитора. Вся конструкция выглядит как гигантский орган или фонтан. Вот уже более 50 лет этот дивный инструмент из металла играет в честь великого композитора. Получается, что памятник Сибелиусу можно не только посмотреть, но и послушать. Это и делает его уникальным.
Но честно скажу, в тот день памятник молчал. Или у меня совсем нет слуха. Я никаких мелодий не услышала.
Вторая часть памятника — это бронзовая голова композитора, которая находится неподалеку. Кстати, Сибелиус тут изображен молодым, поскольку у него есть шевелюра, а в поздние годы он волосы потерял. Скульптор запечатлела композитора в том возрасте, когда он создал наиболее известные свои произведения.
Этот скульптурный ансамбль вызывает неоднозначные эмоции у жителей и гостей столицы Финляндии. Во-первых, не все понимают или принимают стиль, в котором выполнена работа - абстракционизм. Во-вторых, многих смущает голова, которая лежит отдельно на каменном возвышении. Некоторые находят такое исполнение негуманным, мол, надо было или изображать в полный рост, или соорудить бюст
Еще один факт: Эйла Хилтунен заплатила дорогую цену за создание шедевра, заработав бронхиальную астму от паров, которые выделялись при плавке труб. Любимым занятием посетителей памятника является попытка засунуть голову в трубу. Правда, это удается только детям и людям с деликатным телосложением, потому что трубы имеют небольшой диаметр. В такой же позе многие предпочитают фотографироваться около скульптуры. Я экспериментировать не стала. Иначе фотографий для этого отчета не было бы.
Интересно, что вечером посетителей в парке было мало. Зато было много птиц, которые очень активно щипали траву. Если я не ошибаюсь. то это казарка.
Третий день в Хельсинки я начала с посещения музея под открытым небом.
Музей находится на острове Сеурасаари.
Я доехала из центра Хельсинки до острова на автобусе №24. Это конечная остановка. Чтобы попасть в музей, нужно пройти по деревянному мосту.
Музей финского зодчества был создан в 1909 г. Примером послужил стокгольмский этнографический музей под открытым небом Скансен в Швеции (1891 г).
Музей Сеурасаари открыт для посещения постоянно, в любое время года.
При покупке билета посетитель получает стикер. Он дает возможность заходить во все открытые постройки. Здесь же мне дали план музея.
За все время на остров Сеурасаари со всей территории Финляндии перевезены 87 самостоятельных зданий и сооружений, построенных в XVIII – XX веках. Это крестьянские дома, церковь, ветряная и водяная мельницы, дворянская усадьба, фермы, лодки и хозяйственные постройки.
Кажется, что я попала в старинную сказку. Впечатлили сооружения с растительностью на крыше.
В музее я провела половину дня.
Все здания продуманы до мелочей.
Внутри выставлены предметы быта, посуда, домашняя утварь, сельскохозяйственные орудия.
Заборы, , построенные по такому же принципу, я видела месяцем ранее на острове Кижи.
Лошадки ждали маленьких посетителей.
Созрели лесные ягоды.
Можно было увидеть и временные инсталляции. Это работы современных архитекторов.
Современные архитекторы, как обычно, хотят переплюнуть своих предшественников. Кому-то тоже нравятся их конструкции.
Посетив небольшое кафе, я вернулась в центр столицы.
Благодарю вас, уважаемые подписчики и гости канала, за то, что знакомитесь с моими материалами и делитесь впечатлениями в комментариях. До новых путешествий!
О том, что я увидела в первый день пребывания в Хельсинки, можно прочитать и посмотреть здесь.