Продолжаем обсуждать новых "Форсайтов" и вернёмся к главному красавчику сериала - младшему Джолиону, который, в отличие от кузена, женился на женщине предсказуемой и преданной идеалам Форсайтов. Всё в их жизни шло своим чередом, и даже отсутствие общих детей не особо омрачало горизонт, пока Фрэнсис не отвезла Джун перед её первым выходом в свет к портнихе.
Первая часть обзора:
Для пошива дебютного платья была выбрана некая Луиза Бирн. По сюжету она популярна у дам в обществе, но её ателье с виду несколько простовато. Да и помощница всего одна - при этом она ещё и присматривает за детьми портнихи. Как Луиза справляется с заказами, если она действительно популярна, непонятно. Если же это пока малоизвестная, пусть и очень хорошая портниха, неясно, зачем Фрэнсис-само-совершенство потащила единственную дочь к ней, а не в самый модный салон.
Итак, Луиза изготавливает платье, но в день бала требуется срочная переделка и портниху вызывают в особняк Форсайтов. Тут то всё и завертелось. Оказывается, десять лет назад в Венеции Луиза была знакома с Джолионом-младшим, который до свадьбы путешествовал, оставляя, по словам его жены, шлейф из разбитых сердец по всей Европе. Ну насчет шлейфа не знаю, а вот с Луизой у красавчика Джолиона был роман. Каким образом служанка и "мальчик из хорошей семьи" сошлись и полюбили друг друга, дело десятое. Итог: у них вспыхнула страсть, но вскоре Луиза трезво объяснила Джолиону, что будущего у них нет, и напомнила, что ему пора домой. Тот что-то мямлил про любовь, но домой все-таки поехал. (Отмечу: Джолион убедился, что девушка знает его адрес, и призывал писать ему. Тут ничего не скажу, молодец. Не Уиллоби какой-то!)
Но, как мы понимаем, никто ему не писал, и всё осталось в прошлом. Ну разве что иногда он рисует на страничке блокнота венецианские пейзажи. Так, ничего особенного, кто же молодость не вспоминал! И вдруг такой поворот... Фрэнсис не лыком шита и замечает странный разговор мужа с портнихой, поэтому вскоре наведывается к Луизе. Сюрприз - у той двое детей-близнецов, и мальчик трогательно сообщает: его все зовут Джоз, но полное имя - Джолион! Даже не обладая знанием, что имя это для Англии редкое и сейчас, а во времена Голсуорси и вовсе присутствовало только в романе про Форсайтов, два и два сложить нетрудно.
Я думала, что нас ждет одна из ситуаций:
1) Джолион всё узнает и бросит Фрэнсис;
2) Джолион ничего не узнает, и тайна будет раскрыта в конце сезона, как кульминация;
3) раз уж мы говорим о бизнесменах Форсайтах, то они сообща примут взвешенное решение и обеспечат детей деньгами в обмен на неразглашение тайны. И займутся своими брокерскими делами.
Однако сценаристы не так просты, как мы думаем! Если о детях стало известно во второй серии, то до самого конца шестой мы будем наблюдать "развитие событий". Развиваться они будут так: Джолион будет приходить к Луизе, выслушивать от нее "больше не приходи", объясняться с женой, объясняться с подслушавшей их разговор Джун, ссориться с Джун по этой почве, мириться с Джун, объясняться с отцом, приходить к Луизе, объясняться с женой... Потом нужно будет положить наконец на имя детей деньги, которые они получат при совершеннолетии, закрыть эту тему, открыть эту тему снова, решить участвовать в их жизни, довести жену до белого каления... В общем, Фрэнсис в этом сериале - не нежный цветок, а серьёзная и деловая дама (хотя понимающую жену она прекрасно отыгрывает), и какой-то особой симпатии к этой амбициозной женщине, повёрнутой на выгодных браках, я испытывать не должна. Но вот сочувствие она вызывает, и очень искреннее. Ну представьте - на руках дочь-подросток, которой "всё не так" просто по определению, а тут еще и конфликт Джун с отчимом, плюс сам Джолион, который никак не определится, как себя вести. И это изо дня в день! А общих детей у семьи, напоминаю, нет, что тоже ставит интересные вопросы.
Но мы позабыли про Джун Форсайт и её прекрасные перспективы выйти замуж! Кандидат продвигается один - некий Горацио Картерет. Любитель бабочек и мотыльков, не умеющий связать двух слов, зато обладатель земельных владений и родственницы, которую играет Сьюзан Хемпшир. Многие помнят Флёр Форсайт в сериале 1967 года в ее исполнении. Считаю достойной уважения попытку создателей этой экранизации перекинуть мостик между восхитительной телеверсией 1967 года и версией современной.
Джун не в восторге от этого варианта (кстати, я, как зритель, тоже не понимаю, зачем выпихивать замуж дочь, которая вот только что открыла первый бал, ну хоть посмотреть на других-то молодых людей можно?). Впрочем, справедливости ради надо заметить, что Горацио выглядит просто как очень застенчивый юноша, посмотрите, какой он молодой! Так что тот факт, что жених из него "не очень", совсем неочевиден! При этом на него наскакивают со всех сторон свои родственники, чужие родственники, смотрят недвусмысленно и ожидают чего-то. А что можно ожидать, если с Джун они парой слов перемолвились, да к тому же девица она решительная и всем своим видом даёт понять, что ей скуууууууучно с этим Горацио даже рядом стоять, не то что говорить.
Зато Джун в восторге от случайного знакомого по имени Филип Босини. Здесь без неожиданностей - это нищий архитектор. Несколько более нищий, чем в романе - там были хотя бы дядя из приличной семьи и рента. Но зато - кто, как я любит подробные экранизации? - с какао! Да-да, а ещё у Филипа есть головной убор, который определённо можно принять за кошку, полюбуйтесь!
В общем, чем не жених? Неудивительно, что Джун не захотела терять такое сокровище и сама сделала ему предложение, о чём и сообщила как-то за ужином семье. И вот здесь начинается интересное (нет, не домашнее заточение в спальне): отчим Джолион ведёт себя как нормальный человек, чего мы, конечно, от него не ожидали! Он готов встретиться с предполагаемым женихом, прежде чем что-то решать насчет их брака - и встречается! И даже разрешает помолвку, поясняя жене, что прекрасно всё понимает, но прямой запрет только сделает хуже, а вот за время долгой помолвки (в слове "долгая" никто не сомневается, ибо условие брака - первый построенный дом, который пареньку в шляпе-кошке никто не торопится заказывать) чувства-то могут и подостыть.
Параллельно Джун успевает подружиться с молодой женой Сомса. Как расцвела эта дружба, я лично не поняла, потому что по сюжету, как вы помните, Сомс на пару минут привел невесту на семейное мероприятие, потом через две недели, в течение которых Ирэн явно должна была быть занята подготовкой к свадьбе, женился, а затем увёз жену в Париж. Конечно, вернувшись, она получила возможность общаться с дамами Форсайт, но за такое короткое время ДРУЖБА, да еще с девушкой, которая увлечена свежепоявившимся женихом, вряд ли состоится.
У Ирэн при этом есть и свои проблемы - подозрения, что Париж становится призрачным, крепнут. А потом и вовсе Сомс заявляет, что ей пора стать настоящей женой из семьи Форсайт. Довольно резко заявляет - не сказать, чтобы на ровном месте эта резкость возникла, у брокера Сомса некие проблемы с акциями - но "викторианской женушке" Ирэн, в отличие от деловой жены кузена, Фрэнсис, это невдомёк, а вот обида на несостоявшуюся карьеру танцовщицы уже накопилась нешуточная. Резкая перемена в Сомсе и его воззрениях на их брак и становится причиной неприязни. Здесь надо виртуально снять шляпу перед сценаристами: это, конечно, логичнее, чем книжное "вышла замуж - не знаю, зачем - наверно, потому что я леди - а теперь я внезапно недовольна мужем, хотя он не изменился ни на йоту".
Что касается сходства героев и их поступков с книжными прототипами: ювелирные изделия присутствуют! Сомс дарит, как заведённый! Но это ж, сами понимаете, не балет и не абсент. Вот и стоит Ирэн на балу в ожерелье как неприкаянная. А проницательные зрители уже догадались, что толстенное колье на шее - его показывают несколько раз крупным планом для тех, кто не с первого раза провел параллели - символизирует ее несвободу в браке.
Ну ничего, Джун уже отвела Филипа посмотреть, как подружка в прозрачной юбке прыгает в балетной студии, а Сомс задумался о постройке дома, так что скоро скуки в браке Ирэн поубавится, да и остальные взбодрятся.
Джолион к финалу сезона уже взбодрился и ушел с чемоданом в купленный ранее для Луизы и детей дом. Там он будет рисовать на стенах Венецию. Есть серьёзный плюс: в отличие от книжной гувернантки, к которой ушел Джо-младший (неуверенной в себе леди депрессивного склада), Луиза - вполне разумная женщина. Заметьте, она смогла десять лет растить в одиночку двоих незаконных детей и организовала приличное дело, приносящее доход. Она, возможно, ещё сделает из Джолиона человека! (Справедливости ради - в сериале он и так уже намного приличнее книжного прототипа).
Что я думаю после просмотра. Сериал следовало назвать "Смиты" или "Джонсы", ну или, если создателям нравятся фамилии длиннее, "Картрайты", например. Сюжет был бы таким же - даже не спорю, интересным - но отсутствовало бы желание сравнивать роман Голсуорси и неоднозначные идеи сценаристов. Джолион младший - красавчик. Сомс - разочарование и визуальное, и по части моральных качеств. Образ Ирэн не испорчен, потому что там нечего портить, от книги там ровно ноль. Ну ладно, ноль целых одна десятая - недовольное лицо-то она научилась делать. Джун и Филип - не идеально "по книге", но вполне допустимо. Задел на будущее есть (намекну, в семье Форсайтов существует некая тайна, связанная с поколением отцов). Много интересного предстоит героям во втором сезоне, если его снимут!
Дополнение и продолжение обсуждения "Форсайтов":
Здесь мы обсуждаем цикл произведений Д.Голсуорси "Сага о Форсайтах":
Здесь мы обсуждаем старый сериал: