Найти в Дзене
Метонимия без имени

Почему Чацкий не относится к лишним людям?

Почему Чацкий не относится к лишним людям? Привет, это рубрика "Ахиллесова страница", в которой мы вместе проводим литературный ликбез и отвечаем на сложные и не очень вопросы. Так почему Чацкого нельзя отнести к лишним людям? Пойдем, как ни странно, от обратного. Условимся, что в литературоведческой теории выделяется лишь три лишних человека: Онегин, Печорин и Обломов. Что объединяет их как лишних людей? Дворянский чин, отчуждение от общества, в котором они существуют, а еще – глубокая душевная усталость и вследствие этого полное безразличие к жизни, окружающим, судьбе своей Родины и своей собственной. Порой это может выражаться и в скептицизме, цинизме, что хорошо заметно на примере Печорина и Онегина. Конечно, под это определение вовсе не подходит Обломов – он не только не циничен, но и искренне озабочен идеей сделать жизнь людей лучше, преобразовать свое имение – правда, все это только на словах. Отсюда еще одна черта лишнего человека – разлад между словом и делом. Уже видно, поче

Почему Чацкий не относится к лишним людям?

Привет, это рубрика "Ахиллесова страница", в которой мы вместе проводим литературный ликбез и отвечаем на сложные и не очень вопросы.

Так почему Чацкого нельзя отнести к лишним людям? Пойдем, как ни странно, от обратного. Условимся, что в литературоведческой теории выделяется лишь три лишних человека: Онегин, Печорин и Обломов.

Что объединяет их как лишних людей? Дворянский чин, отчуждение от общества, в котором они существуют, а еще – глубокая душевная усталость и вследствие этого полное безразличие к жизни, окружающим, судьбе своей Родины и своей собственной. Порой это может выражаться и в скептицизме, цинизме, что хорошо заметно на примере Печорина и Онегина.

Конечно, под это определение вовсе не подходит Обломов – он не только не циничен, но и искренне озабочен идеей сделать жизнь людей лучше, преобразовать свое имение – правда, все это только на словах. Отсюда еще одна черта лишнего человека – разлад между словом и делом.

Уже видно, почему в эту категорию совсем не вписывается Чацкий? Он и общественная пассивность – буквально антонимы и никак не могут стоять в одном предложении. С какой страстью он вмешивается в монологи Фамусова, отстаивает свои принципы, "проповедует" новое слово! Нет, о пассивности здесь нет и речи. Скажем так, Чацкий слишком энергичен, чтобы быть лишним человеком, слишком деятелен, как бы странно это ни звучало.

Однако есть и еще одна причина, и она кроется во времени действия и создания произведений. Действие "Горя от ума" происходит, как установили литературоведы, "накануне" восстания декабристов, плюс-минус пара лет. Кстати, по некоторым теориям Чацкого и вовсе считают сторонником декабристов, однако доказано это не было.

Так вот, Чацкий как бы по одну сторону баррикад, лишние люди – по другую, провал восстания декабристов разделил девятнадцатый век на две неравные части. Конечно, здесь придется немного "притянуть за уши" время создания "Евгения Онегина", ведь Пушкин писал его много лет: в период с 1823 по 1830, но, вспоминая близость самого Пушкина к декабристам, то же "Во глубине сибирских руд..." мы понимаем, что и его, конечно, провал восстания не оставил равнодушным.

Что до отображения этих переживаний в романе в стихах, то все тоже не столь однозначно, однако мы можем утверждать, как минимум, частичную автобиографичность романа: например, в образе Ленского отражен "ранний" Пушкин, Пушкин-романтик, а убивающий его на дуэли Онегин – это Пушкин-реалист, который прощается со своей романтистской молодостью.

С Лермонтовым все еще проще: он представитель так называемого "потерянного поколения" – молодежи 30-40х годов, которая видела провал выступления декабристов как поражение либеральных идей. Они разочаровались в своих идеях, уверенные в том, что ничего невозможно изменить (Николай 1 в это время ужесточал цензуру – "Чугунный устав" Николая).

Они отстраняются от общественной деятельности, ведут себя крайне пассивно и уже не обеспокоены судьбой родной страны. Лишний человек в литературе – всего лишь отражение реального "потерянного поколения" из жизни на страницах книг.

"Обломова" Гончаров и вовсе создает за пару лет до отмены крепостного права – в 1859 году. Это дни накануне фундаментальных изменений, и Гончарову важно показать угасание русского дворянства в образе Обломова – мягкотелого, безынициативного человека.

Картина складывается: Чацкий не подходит "клану" "лишних людей" и с точки зрения своего характера, и по историческим меркам. Само понятие "лишнего человека" появится много позже, благодаря И.С.Тургеневу, в 1850 году.

Кстати, еще зачастую к "лишним людям" ошибочно приписывают Базарова, однако этот герой уж точно имеет четкие цели и понимание того, что хочет делать со своей судьбой. Да и энергичности ему, как и Чацкому, не занимать. Базаров – "новый человек".