Продолжительность занятий на гитаре играет ключевую роль в скорости прогресса. Безусловно, важно и то, что именно вы практикуете, но есть несколько научно обоснованных моментов о том, как долго нужно заниматься, которые необходимо знать.
Это руководство предназначено для гитаристов, которым постоянно не хватает времени на занятия. Если вам кажется, что вы практикуетесь недостаточно, прочтите это руководство, чтобы получить полезные советы.
В интернете много противоречивой информации о том, сколько времени следует уделять практике. Если вас полностью устраивает прогресс от ваших текущих тренировок, конечно, продолжайте их, даже если они не соответствуют рекомендациям из этого руководства. Найдите то, что работает именно для вас, и придерживайтесь этого. Но если вы чувствуете, что ваши занятия не приносят желаемого результата, это руководство может предложить другой подход, который стоит испробовать.
Тренировка игры на гитаре VS просто поиграть
Прежде чем мы перейдём к тому, сколько времени нужно уделять занятиям, важно определить, что именно подразумевается под практикой.
Технически, вы занимаетесь на гитаре каждый раз, когда берёте её в руки — чтобы сыграть песню или просто побренчать. Но в контексте данного руководства это не считается практикой. Игра готовых песен или импровизация в рамках этого руководства практикой не считаются.
Согласно этому руководству, вы практикуетесь тогда, когда вы:
- Сфокусировано работаете над упражнениями,
- Отрабатываете конкретную технику,
- Разбираете и запоминаете новые партии,
- Работаете над паттернами и шаблонами.
Важно чётко разделять понятия практики и игры, когда мы говорим о продолжительности занятий. Существует огромная разница между тем, чтобы играть на гитаре час в день, и тем, чтобы практиковаться на гитаре час в день.
Сравните практику с тренировкой в зале
Представьте, что практика на гитаре — это поход в спортзал для интенсивной тренировки, а игра на гитаре — это поход на пляж, чтобы неспешно поплавать.
Когда вы идёте в зал на тренировку, вы можете выделить 10 минут на плечи, 10 минут на спину, 10 минут на мышцы кора и так далее.
Для эффективной работы вам понадобятся веса и тренажёры, целенаправленно прорабатывающие нужные группы мышц. Точно так же можно подходить и к занятиям на гитаре. Если вы хотите улучшить игру медиатором, работайте над специализированными упражнениями. Если вам нужно подтянуть технику боя — уделите время отработке именно ритмических паттернов.
Разминка на гитаре также не считается практикой в рамках этого руководства. Вы же не ходите в спортзал, чтобы несколько минут размяться и затем уйти домой, посчитав, что хорошо потренировались. Поэтому не стоит засчитывать время, потраченное на разминку, в общее время практики.
Самый качественный результат даёт сфокусированная работа над конкретной целью. Это называется «осознанной практикой» (deliberate practice), и именно ей и посвящено это руководство. Немного позже я посвящу этому явлению статью, если вам будет интересно - пишите в комментариях!
Играйте на гитаре сколько душе угноно
Игра на гитаре и импровизация, безусловно, полезны для общего развития, но в контексте данного руководства они не засчитываются в время, отведённое для целенаправленной практики.
Это означает, что вы можете играть для своего удовольствия сколько угодно времени. Однако рекомендации ниже о том, сколько времени стоит уделять занятиям, относятся исключительно к интенсивной, сфокусированной работе — по аналогии с тренировкой в спортзале.
Если вы хотите разучивать песни, импровизировать под минус, пробовать сочинять музыку или заниматься чем-то подобным — делайте это в своё удовольствие и без ограничений. Это ваше творческое время.
Сколько времени нужно заниматься на гитаре в день?
Если вы хотите понять, как долго нужно практиковаться, вот простое руководство к действию:
Старайтесь заниматься на гитаре не менее 15 минут в день. Старайтесь избегать длительных непрерывных сессий, длящихся больше часа. Если вы планируете заниматься дольше 20 минут, делайте короткие перерывы, чтобы разбить общее время на блоки — это приведёт к наилучшим результатам.
Как будет объяснено ниже, короткие, но регулярные занятия гораздо эффективнее одной долгой марафонской сессии.
Оцените, сколько времени у вас есть на практику (утром или вечером). Разбейте это время на короткие интервалы по 10–15 минут.
Если вы хотите заниматься час или больше в день, обязательно делите это время регулярными перерывами для максимальной эффективности. Длительные непрерывные занятия могут казаться продуктивными, но, как будет показано далее, они не так результативны, как несколько сфокусированных коротких сессий.
Почему долгие занятия на гитаре вредны?
Игра на гитаре требует высокой концентрации. Наша способность к сосредоточению ограничена по времени, после чего разум начинает блуждать, а мы сами — устаём.
Есть две ключевые причины, почему длительные непрерывные тренировки неэффективны:
- Наш мозг физически не способен сохранять высокую концентрацию в течение длительных непрерывных периодов.
- Наша память имеет свойство лучше запоминать начало и конец любой сессии (эффект края).
Вам может субъективно казаться, что вы сфокусированы на протяжении всего занятия, однако умственное утомление наступает незаметно. В результате, к середине долгой тренировки вы можете забыть, что именно отрабатывали вначале.
Научное обоснование этого явления я приведу в следующем разделе, но главный вывод, который следует запомнить, таков: чем длиннее сеанс практики, тем ниже его общая эффективность.
Добавить 10 минут к 10-минутной тренировке — это прекрасно. 20-минутная сессия всё ещё достаточно коротка, чтобы оставаться эффективной от начала до конца. Вы получите полную отдачу от этих дополнительных 10 минут.
А вот добавление тех же 10 минут к 60-минутной тренировке принесёт значительно меньше пользы. Здесь вступает в силу закон убывающей отдачи: каждая следующая минута занятий после определенного предела будет менее результативной, и эти дополнительные 10 минут могут практически ничего не дать.
Если вы серьёзно настроены вывести своё мастерство игры на гитаре на высокий уровень, изучите аргументы в этом руководстве, чтобы понять, почему меньшее по времени, но более качественное занятие всегда лучше длительного и утомительного.
Научные основы эффективной практики на гитаре
Большинство гитаристов рассуждают о практике, исходя из личного опыта. Вы пробуете какой-то метод, чувствуете, что он работает, и продолжаете его использовать. Но даже если вам кажется, что что-то работает, это может быть не самым оптимальным подходом.
Существуют важные открытия в области психологии, которые вы можете применять для достижения лучших результатов от своих занятий.
Как любопытный гитарист, я потратил много времени на изучение этих исследований, чтобы помочь другим людям извлекать максимум пользы из каждой минуты практики.
Я объясню некоторые из этих полученных знаний как можно проще и расскажу, как их можно применять на деле.
Кривая забывания
Когда вы изучаете что-то новое — будь то технический приём на гитаре, музыкальная фраза, рифф или элемент теории — ваш мозг будет постепенно забывать эту информацию предсказуемым образом.
Диаграмма, представленная ниже, называется кривой забывания Эббингауза:
Кривая забывания Эббингауза объясняет, почему обучение игре на гитаре может быть таким сложным, и почему то, что вы идеально играли на прошлой неделе, сегодня может не получаться.
Если говорить коротко, кривая забывания Эббингауза — это полный отстой!
Но понимание того, как она работает, помогает нам бороться с ней и добиваться гораздо лучших результатов от занятий.
Вот как это работает:
- Когда вы изучаете что-то новое (например, новый приём) и отрабатываете его в первый раз, вы находитесь в верхней точке на диаграмме.
- Со временем ваш мозг начинает постепенно забывать детали изученного. Кривая на графике плавно опускается вниз по мере того, как стираются детали.
- Если на следующий день вы возьмёте гитару и попытаетесь воспроизвести эту фразу, вам может потребоваться несколько попыток, чтобы сыграть её так же хорошо, как вчера. Кривая лишь незначительно снизилась с момента изучения.
- Но если вы попытаетесь сыграть эту фразу после недели перерыва, вы, скорее всего, обнаружите, что с трудом её вспоминаете. Вам может понадобиться много времени, чтобы заново вспомнить ноты, ритм или необходимые технические нюансы.
По сути, всё, что вы изучаете, постепенно ускользает из памяти, как это и предсказывает кривая забывания.
Что это значит для вашей практики?
Лучший способ предотвратить забывание материала — это практиковать его снова и снова через определённые промежутки времени.
Каждый раз, когда вы повторяете и отрабатываете что-либо, вы «поднимаете» навык обратно вверх по кривой, не давая ему опуститься в пропасть забывания.
Самый эффективный способ сделать это — использовать метод, который называется интервальное повторение. Интервальное повторение — это мощнейший подход, позволяющий отработать что-либо минимальное количество раз, необходимое для перевода информации в долговременную память.
Эффект последовательного положения (Эффект края)
Эффект последовательного положения (serial-position effect) наглядно объясняет, почему длительные непрерывные сессии практики неэффективны.
Приведённая ниже диаграмма показывает, насколько эффективна тренировка от начала до конца:
Смысл диаграммы выше в том, что мы склонны гораздо лучше запоминать начало и конец любого занятия, чем его середину.
- Начало любой практической сессии — критически важный момент, так как оно хорошо запоминается благодаря «эффекту первичности».
Что делать: Максимально используйте первые несколько минут занятия. Всё, что вы будете отрабатывать в этот период, с большей вероятностью останется в памяти. - Заключительная часть занятия — самая важная, и она запоминается лучше всего благодаря «эффекту недавности» (recency effect).
Что делать: Всегда завершайте тренировку самым главным элементом, который вы хотите закрепить и улучшить в своей игре.
Как видите, середина тренировки — её наименее эффективная часть.
Именно поэтому длинные занятия ужасно неэффективны. Долгая сессия растягивает эту самую середину, а значит — большая часть времени тратится впустую, как показано на графике ниже:
Видите, что бóльшая часть времени проходит, когда кривая эффективности находится в нижней части графика? Это означает, что большая часть ваших усилий будет потрачена впустую, даже если вам субъективно кажется обратное.
Теперь сравните эту диаграмму с тремя короткими сессиями, проведёнными за то же общее время, но с небольшими перерывами между ними:
Заметили, что у коротких сессий «провалы» в середине гораздо меньше и они не так глубоки?
Это происходит потому, что у вашего мозга просто нет времени, чтобы потерять концентрацию во время такой короткой практики.
Эти небольшие перерывы помогают вашему мозгу лучше усвоить и запомнить отрабатываемый материал. В итоге вы извлекаете гораздо больше пользы из нескольких коротких занятий, чем из одного долгого и изматывающего.
Главный вывод: Разделение одной длительной сессии на несколько коротких блоков кардинально повышает общее качество и эффективность вашей практики.
Если вы действительно хотите ускорить свой прогресс, практикуйтесь короткими сессиями с регулярными перерывами.
Не обманывайте себя мыслью, что двухчасовой практический «марафон» эффективен. Это не так.
Закон убывающей предельной отдачи
На предыдущей диаграмме, иллюстрирующей короткие сессии, вы могли заметить, что каждая последующая тренировка начинается чуть ниже, чем предыдущая.
Вот этот график ещё раз:
Каждая новая сессия оказывается немного менее эффективной. Это связано с действием так называемого закона убывающей предельной отдачи.
Если говорить простыми словами, это означает, что каждая дополнительная сессия приносит чуть меньше пользы, чем первая. Или что каждые последующие 10 минут занятий чуть менее продуктивны, чем предыдущие 10 минут.
Вот почему слишком длительные тренировки могут превратиться в пустую трату времени. Чем дольше длится сессия, тем ниже её общая эффективность.
Безусловно, вы сможете прогрессировать быстрее, занимаясь по 120 минут в день, а не по 60. Однако эти дополнительные 60 минут уже не будут столь же результативны, как первые 60. Каждый новый час практики снижает её общую отдачу. В конечном счёте, если вы занимаетесь достаточно долго, дополнительное время не принесёт вам почти никакой новой пользы или не принесёт её вовсе.
Именно поэтому перерывы так важны. Они позволяют вашему мозгу и мышцам перезагрузиться и вернуться к занятиям отдохнувшими и сфокусированными.
Важно помнить: эффективность вашей практики нелинейно снижается по мере увеличения её продолжительности.
Перерывы способствуют обучению
Как уже объяснялось ранее, регулярные перерывы во время занятий — это ключевой способ извлечь из них максимум пользы.
Интересное исследование также показало, что даже короткие 10-секундные паузы во время отработки могут оказывать огромное влияние на процесс обучения.
Основной вывод заключается в следующем: когда вы делаете короткий 10-секундный перерыв, некоторые области вашего мозга быстро воспроизводят то, что вы только что практиковали.
Вы не почувствуете этого сознательно, но в эти 10 секунд ваш разум будет в ускоренном темпе «проигрывать» только что разученные отрывки, как показано на схеме ниже:
Это крайне важное понимание. Многие гитаристы садятся отрабатывать фразу или гамму и играют без остановки в течение длительного времени. Может казаться, что непрерывная игра в течение 30 минут и более — это признак усердной работы, но на самом деле это не самый эффективный метод.
Регулярные короткие 10-секундные паузы дают вашему мозгу возможность проанализировать отработанный материал и мысленно «прокрутить» его снова и снова на высокой скорости.
Рекомендация: Во время занятий делайте 10-секундный перерыв каждые одну-две минуты. Просто перестаньте играть и посидите спокойно 10 секунд, после чего сразу же возвращайтесь к практике.
Со стороны это может показаться пустой тратой времени, но именно в эти моменты ваш мозг активно работает «за кулисами», закрепляя те элементы, которые вы репетируете.
Исследование показало, что на начальном этапе разучивания нового материала (например, когда вы только начинаете учить фразу или гамму) значительная часть прогресса достигается именно благодаря этим коротким периодам отдыха. Поэтому не стоит недооценивать важность микропауз в вашей практике.
А как насчет профессиональных музыкантов?
Типичный контраргумент на всё вышесказанное звучит так: «Но это же неправда, ведь музыканты профессионального уровня занимаются по 6 и более часов в день! Если ты хочешь стать профессионалом, одного часа в день явно недостаточно».
Лучший способ осмыслить это — провести аналогию со спортсменами и их тренировочным процессом.
Представьте себе обычного человека, который любит плавать один-два раза в неделю. Каждая такая тренировка приносит ему значительную пользу для общего здоровья. Другими словами, каждое занятие даёт огромный эффект за относительно короткое время.
Если он увеличит частоту тренировок с двух до трёх раз в неделю, то со временем заметит дальнейшее улучшение своей формы.
Каждое занятие для обычного человека оказывает огромное влияние на его здоровье и работоспособность.
А теперь представьте себе пловца, готовящегося к Олимпийским играм. Он может проводить в бассейне более 6 часов каждый день. За многие годы он достиг невероятного уровня, и эти 6 часов в день необходимы ему для поддержания этой формы и борьбы за доли секунды.
Каждый дополнительный час тренировок олимпийца практически не влияет на его результат, но таким спортсменам необходимо выжимать из своего прогресса буквально всё. Разница между золотой и серебряной медалью измеряется сотыми долями секунды. Поэтому для них критически важен каждый возможный прирост.
Так почему же в этом руководстве утверждается, что длительные тренировки неэффективны, если элитные спортсмены (и музыканты) занимаются по много часов в день?
Ключевой момент в том, что олимпийский спортсмен дошёл до этого уровня за многие годы. Он не начал с того, что в первый же день стал плавать по 6 часов.
Теперь представьте, что обычный человек, плавающий несколько раз в неделю, попытается скопировать программу олимпийского чемпиона. Он полностью выгорит уже в первый же день. Его тело не готово к такому объёму нагрузок, и к следующей неделе он будет полностью измотан.
Точно так же, когда обычный любитель пытается заниматься на гитаре по 4+ часа в день (как это делают музыканты элитного уровня), он неминуемо столкнётся с выгоранием — если только он не развивал эту выносливость постепенно, в течение очень длительного времени.
Даже если он и выдержит 4-часовой марафон, он мало что усвоит из этой сессии. Может казаться, что это работает (будучи подростком, я часто так делал и думал, что это эффективно), но это точно не самый оптимальный подход.
Ключевая мысль этого руководства — можно достичь лучших результатов за меньшее время, используя короткие, но сфокусированные сессии. Конечно, занимайтесь столько, сколько хотите, но не забывайте о регулярных перерывах и прекращайте занятие, если чувствуете, что не можете сосредоточиться.
Если у вас много свободного времени для практики — это прекрасно, дерзайте. Но если из-за работы, учёбы или семьи времени в обрез, не корите себя за то, что можете уделить гитаре всего 15 минут в день. 15 минут в день могут дать фантастические результаты, если подходить к ним правильно.
Я ни в коем случае не хочу отговаривать вас от занятий. Поэтому если вы уже практикуетесь по несколько часов в день и довольны своим прогрессом, не меняйте свою программу.
Что практиковать на гитаре?
Теперь, когда у вас сложилось понимание о том, сколько времени стоит уделять практике, возникает следующий вопрос: над чем именно вам следует работать?
У каждого гитариста — свои уникальные цели, а значит, и фокус в занятиях будет разным.
Тому, кто хочет играть на акустической гитаре и аккомпанировать себе для пения, нужно практиковать совершенно другие вещи, чем гитаристу, который мечтает исполнять каверы на рок-, блюз- или метал-композиции.
Чтобы разобраться, чему именно стоит учиться вам, я могу написать руководство по созданию эффективной программы занятий:
В нём подробно расскажу, как продумывать и планировать свой личный тренировочный план, а также приведу конкретные примеры упражнений и направлений для работы, которые вам, возможно, захочется взять на вооружение.
Часто задаваемые вопросы о продолжительности занятий на гитаре
Вот ответы на некоторые распространённые вопросы о том, как долго нужно практиковаться.
Можно ли слишком много заниматься на гитаре?
Да, можно. Существует момент, после которого увеличение времени занятий перестаёт приносить пользу вашему прогрессу и даже начинает вредить.
Вашему мозгу необходимо время на усвоение и переработку полученных навыков. Если не давать себе этой паузы, материал просто не закрепится в памяти.
Представьте, что кто-то пытается научить вас языку, давая по тысяче новых слов каждый день. Это слишком интенсивно. Если пытаться поддерживать такой темп, это приведёт не только к выгоранию, но и к тому, что вы не запомните толком ни одного слова.
Некоторые гитаристы занимаются по несколько часов подряд, полагая, что это лучший путь к мастерству. Однако если вы не являетесь профессиональным музыкантом, который годами оттачивал такой режим, этот подход малоэффективен.
Наступает точка, когда каждая дополнительная минута практики не даёт практически никакой отдачи. Закон убывающей отдачи (о котором шла речь ранее) серьёзно снижает эффективность чрезмерно длительных сессий.
Главный совет: не бойтесь делать перерывы. Давайте себе время отдохнуть и мысленно обработать пройденный материал.
Подробнее о том, как избежать перетренированности, можно узнать в этом руководстве.
Достаточно ли одного часа занятий на гитаре?
Более чем достаточно. Одного часа целенаправленных занятий в день хватит для быстрого и заметного улучшения ваших навыков. Однако непрерывная часовая тренировка — не самый лучший вариант.
Разбейте этот час на несколько частей, сделав один-два коротких перерыва. Несколько сфокусированных сессий значительно эффективнее одной длинной и монотонной.
Если вы попытаетесь заниматься больше часа без остановки, дополнительные минуты практически не повлияют на ваш прогресс. Поэтому не стоит пытаться «впихнуть» в себя как можно больше практики единым махом.
Старайтесь проводить короткие, но интенсивные занятия — это принесёт наилучшие результаты.
Подписывайтесь: | Telegram | ВКонтакте