Фольклор Усть-Цилемского района Республики Коми – это не просто собрание сказок и песен, это ценный источник информации об истории, культуре и мировоззрении местных жителей.
Здравствуйте! Меня зовут Грянко Ульяна, я участница проекта «По России, танцуя», и сегодня я расскажу Вам о фольклоре села Усть-Цильма, республики Коми.
Лекция составлена при помощи специальной литературы, учебных пособий, диссертаций и статей, а так же на основе изучения фольклорных экспедиций в Усть - Цилемский район.
Начнем с истоков!
Основание Усть-Цилемской слободки и освоения этих мест, относится к началу 1540-х годов, и связано оно с именем Ивашки Дмитриева, «сына Новгородцева».
В 1542 году ему было пожалованна грамота на владение печорскими землями от Великого князя Ивана Васильевича (Грозного).
Кто же этот Ивашка Дмитриев?
Иван Дмитриевич Ластка был представителем старинного рода Ростовских князей, которых отправили в 1530-х годах в Новгородские земли и, очевидно, уже оттуда он отправился на Печору.
Задолго до этого, в 11-13 веках печорская дань уже поступала в Киев, затем в Новгород, Ростов и Москву. В 12-14 веках пинежане, административно подчиняясь Новгороду, вели промысловое освоение Печоры. Именно по этому, мы видим, как роль Новгорода в освоении средней Печоры отразилась в самосознании устьцилемов, считающих себя потомками новгородских заселенцев.
В начале 18 века, а возможно, и раньше, на Печору приходят старообрядцы с Мезени, Двины, Заонежья и центральных районов России, которые искали на отдаленных северных землях прибежище от гонений государственными и церковными властями.
Один за другим на Пижме и Цильме возникают скиты, которые становятся центрами местной духовной жизни.
Переселение на Печору старообрядцев стало важнейшим фактором формирования усть-цилемов, как особой группы «северных русских». Старообрядчество оказало очень сильное влияние на весь уклад жизни устьцилемов, ведь это, в первую очередь сохранение средневековых мировоззренческих канонов.
Приблизительно ко второй половине 18 века, угасают миграционные процессы на Печоре, и, находясь в условиях окружения другими этносами, в удалении от экономически развитых районов и крупных торговых путей, Усть-Цильма преломила духовные интересы ее «заселенцев».
И , наконец в конце 18 - начале 19 веков, начинает складываться фольклорно - этнографический облик Усть-Цилемского края.
Собирание и изучение усть-цилемского фольклора.
В 1901-1902 годах, по заданию Русского географического общества на Печоре побывал Н .Е .Ончуков, и с тех пор Усть-Цильма стала известна фольклористам, этнографам, всем любителям старины как заповедный уголок былинной поэзии.
Результатом этих поездок стало издание эпических памятников печорского фольклора - былин, духовных стихов и сказок.
Так же, были проведены:
- Экспедиции Государственного института истории искусств в 1929 году, возглавляемой А . М . Астаховой;
- В 1938 и в 1940 годах записи фольклорных текстов в Усть-Цилемском районе произвел Н.П.Леонтьев;
- В 1942 году в Усть-Цилемском районе работал В.Г .Базанов с группой студентов Карело-финского университета;
- В 1955 году сотрудники сектора народного творчества Института русской литературы, во главе с Н.П.Колпаковой провели фольклорное обследование в районе села Усть-Цильма, а также в селениях по рекам Пижма и Цильма;
- В 1963 и 1964 годах, Печоре побывал Д.М.Балашов с целью записи былин. Кроме того, им были записаны духовные стихи, причитания и баллады;
- В 1965 г. по инициативе Б.М.Балашова на Печору приехала комплексная экспедиция Всесоюзного Дома звукозаписи «Мелодия» и Комиссии музыковедения и фольклора Союза композиторов, последнюю представляла Ю.Е. Красовская.
- В 1978 и в 1980 годах, под руководством Ф.В. Селиванова и Н.И.Савушкиной здесь работали филологи Московского университета;
- С 1986 по 1990 годов, преподавателями и студентами филологического факультета Сыктывкарского университета в рамках 6 экспедиций было проведено сплошное фольклорно-этнографическое обследование района практически во всех населенных пунктах.
Итак! Почти столетняя история собирания и изучения усть-цилемского фольклора получила свое выражение именно в этой статье!
Жанровый состав традиции
Усть-цилемская фольклорная традиция представлена разнообразными жанровыми формами: эпическими, лирическими, зрелищно-игровыми, обрядовыми, прозаическими , паремическими и другими.
Предлагаю сначала поговорить об уникальных жанрах народа Коми, чтобы мы могли проследить влияние культур в фольклоре!
Ижемские пастушеские напевы
Носят импровизационный характер: Напевы создавались «на любой случай» — от пахоты до ледохода. Например, в Усть-Ухте и Винле их связывали с лесозаготовками, а в Мохче и Сизябске — с тундровым оленеводством.
Образы и мотивы: Включают эпитеты («золотой берег»), инверсии («на теплом овине молотим») и архаичные формулы, что сближает их с обрядовой поэзией.
Из известных примеров:
- «Тундра»: Пастушеский напев с распевными интонациями.
- «Печора ю»: Воспевание реки как символа жизни.
- «Изьваса яг»: Ода ижемскому лесу.
Севернокоми богатырский эпос
Это эпические сказания о богатырях, характерные для народов Европейского Северо-Востока России, в частности коми-зырян, коми-пермяков и вычегодских коми-зырян. Выделяются северный, среднекоми и южнокоми разновидности эпоса, проросшие из разных корней.
В севернокоми богатырском эпосе богатыри часто наделяются устойчивым эпитетом, например, «Роч му кутысь» («Русскую землю держащий»).
Эпические сказания о богатырях в севернокоми богатырском эпосе сохранились в фольклорных записях. Например:
- Коми-зырянские (вымско-вычегодские) эпические песни о богатырях Педöр Кирон и Кирьян Варьян.
- Ижмо-колвинский песенный эпос — записан в бассейне реки Колва, притока Печоры.
Вымские и верхневычегодские баллады.
Баллада это эпическая песня с семейно-бытовой тематикой. В центре внимания — индивидуальные судьбы людей, попавших в безысходные ситуации.
Вымские баллады
Зафиксированы у вымских коми-зырян. Например:
- Эпическая песня «Двенадцать сыновей вместе с отцом». В основу повествования заложен сюжет «о юноше-мстителе»: отец с одиннадцатью сыновьями едет вверх по реке на охоту, половину из них съедает водяное чудище, половину — лесное. Дома подрастает младший сын-богатырь, пройдя испытания, он убивает чудищ, освобождает братьев и отца.
Верхневычегодские баллады
Известны в фольклоре Верхней Вычегды (Усть-Куломский район Республики Коми).
Например:
- Баллада «Иван Дудорович». Известна только в этом регионе, особенность — трагическая развязка, характерная для баллад.
Самый большой пласт фольклора Усть-Цильмы можно с полным правом считать былины, стилистика и особенности бытования которых оказали влияние на фольклорный облик местности в целом.
По своему жанровому составу Усть-Цильма отличается от других северно-русских традиций, прежде всего отсутствием свадебных песен, а также развитой заклинательной поэзией, представленных в записях исключительно малыми формами - приговорами.
Яркую местную специфику обнаруживает песенно-игровой фольклор и устная историческая проза.
Несмотря на большой интерес к фольклорному наследию Усть-Цильмы, многие его составляющие - за исключением, пожалуй, эпоса и песенно-игрового фольклора - еще не становились предметом специального изучения.
Итак, предлагаю все это разобрать подробнее!
Календано-бытовой уклад
Основу народного календаря на Печоре, как и во многих других районах Русского Севера, составляют не столько аграрные, сколько промыслово-посезонные интересы местных жителей.
Хозяйственный год на Печоре, таким образом, делился на сезонные циклы рыбной ловли, охоты, заготовки корма для домашнего скота.
В праздничном календаре Усть-Цильмы наиболее ярко выделяются два цикла - зимний (святочный) и весенне-летний («горочный»).
Святки
на средней Печоре были представлены такими традиционными явлениями, как поздравительный обход дворов со звездой (включая христославление), ряженье («машкирование»), а так же молодежные вечерки и гадания.
Святки завершались в день Крещения водосвятием у проруби -«иордани» - и весьма оригинальным обычаем изгнания нечистой силы - «топтанием шиликунов», которое совершалось молодыми людьми, объезжающими село верхом на лошадях.
Масленичная неделя
(или «молочница») отмечена традиционными катаниями в санях, посещением родственников («гостьбы»), приготовлением блинов-«олабышей».
Молодежь , собираясь на улицах, могла устраивать парные хороводы - «игрища» (или «кружания»).
Великий пост
Период Великого поста на средней Печоре отмечен, по крайней мере, двумя интересными обрядами: это молодежная игра «бача» (или «бачо») и ритуальные действия Вербного воскресенья.
Период от Пасхи до вскрытия реки и наступления лета был для печорских крестьян наиболее свободным от каких-либо хозяйственных занятий.
Приблизительно с Николина до Петрова дня по всему Печорскому краю устраивались хороводные гуляния - «горки», с которыми и связано выделение весенне-летнего годового цикла. Одной из функций горочных собраний были «смотры», «выставки» невест, в связи с чем горки носили характер «Съездных» праздников.
Самая большая горка устраивалась в селе Усть-Цильма в Иванов День.
Этот день можно рассматривать как пик не только весенне-летнего сезона, но и годового цикла в целом. В Иванов день устраивалась самое большое хороводное (горочное) гуляние весеннего сезона, совмещенное с ярмарочным весельем.
Уже после Иванова дня начиналась активная подготовка к рыболовным и сенокосным работам:
Крестьяне хлопочут около своих домов, чинят и подновляют постройки, смолят лодки , шьют паруса, готовят рыболовные снасти , тщательно выделывают грабли, выправляют горбуши.
Среди летних праздников в усть-цилемском календаре можно выделить Ильин день, связанный с рядом запретов - на сенокосные работы , купание и переезд через реку на лошади. Календарные запреты и объясняющие их поверья ( о «приточливом» Илье, Илье-громовнике) находят свое отражение и в устной суеверной прозе. Ильиным днем, по повериям завершался сезон летнего купания.
Песенно-музыкальный фольклор усть-цилемской свадьбы
представлен только причитаниями. Однако сюжеты, известные в других местностях как свадебные, встречаются на средней Печоре в числе песен «посидочных». Вероятно, в силу определенных принципов старообрядческого мировоззрения свадебные песни оказались невостребованными в Усть-цилемской свадьбе, но сохранились в культурной памяти носителей традиции в качестве «припевок» на вечерках, собирающих молодежь в период предсвадебного общения.
Особую роль в поэтической системе выполняли песни молодежных хороводов - «игрищ».
Свадебные тексты заговорно-заклинательного характера зафиксированы в Усть-Цильме в единичных вариантах. Это приговоры сватов, а также приговоры свах (крестных) при «ломании».
Итак, причитания можно считать единственным жанром, составляющим поэтический текст усть-цилемской свадьбы.
Песенно-игровой фольклор
В песенно-игровом фольклоре Усть-Цильмы выделяется 3 группы песен, связанных с игровой молодежной культурой, а именно с такими местными явлениями , как «горка» (весенний хороводный комплекс), «посидка» (зимние вечерние собрания) и «игрище» ( комплекс парных хороводов).
И все эти хороводные игры направлены были на создание семей:
От «горки» где молодые знакомились, выбирали себе пару, к демонстрации новобрачной пары на свадебном игрище.
Устная проза
Сказки
Первые записи усть-цилемских сказок были сделаны в начале XX в Н.Е. Ончуковым. Как отметил собиратель, сказки рассказывались на досуге длинными осенними и зимними вечерами - в домашней обстановке и при выезде на лесоповал, охоту и рыбную ловлю.
Все сказки Усть-Цильмы известны по записям и из других мест России, то есть входят в общерусский фонд сказочных сюжетов.
Наиболее распространенными на средней Печоре можно считать волшебные и бытовые сказки, а так же, сказки о животных.
Волшебные сказки - наиболее популярный жанр фольклора. В местном репертуаре представлены сюжеты всех групп, выделяемых в восточнославянской сказочной традиции: «Чудесный противник», «Чудесный помощник», «Чудесный предмет», «Чудесная сила/знание/умение», «Чудесные дети». Естественно, что на Печоре, где бытовали былины, рассказывали сказки о богатырях (Курым-царевиче, Еруслане Лазаревиче, Илье Муромце).
Достаточно разнообразно в местной традиции представлены и бытовые сюжеты, например, сказка «Царь Соломон и его неверная жена», имеющая достаточно близкое сходство с былиной «Соломон-премудрый и Васька Окулов».
Историко-легендарная проза
Исторические предания представлены в Усть-цилемской устной традиции достаточно широко. Даже записи позднего времени, свидетельствуют о глубине исторической памяти печорцев, они представляют себя особой группой северян, противопоставляли себя коми и русским соседям , осознавали себя потомками новгородских переселенцев.
Предания этого цикла можно разделить на 2 основные группы:
1) О заселении и освоении края и,
2) О событиях местной старообрядческой истории.
В ряде преданий упоминается имя первозасельщика Усть-Цильмы Ивашки Ластки.
Суеверная проза.
Это рассказы о домовом (суседка, дедушка-суседушка, домовик), баннике (баенник, баенный шишко), лешем (ле-шак), водяном и русалке (лешак, лешачиха), о колдунах (икотники, еретники).
Кроме того, следует выделить былички о безличной нечистой силе, о страшных случаях во время гаданий и некоторые другие группы, представленные лишь отдельными сюжетами.
Общим наименованием представителей нечистой силы у усть-цилемов является слово «шишко»; обозначения духов природы не всегда имеют четкую дифференциацию в народной речи: и водяные, и лесные духи могут именоваться «шишками», «лешаками» (русалки - «лешачихами»).
В заключение стоит подчеркнуть, что фольклорное наследие Усть-Цилемского района – это не просто пережиток прошлого, а живая и развивающаяся часть культуры, нуждающаяся в бережном сохранении и активной популяризации.
С Вами была Грянко Ульяна! Я горжусь своей страной и с удовольствием рассказываю Вам об особенностях культуры села Усть-Цильма республики Коми!
Всего хорошего!