Найти в Дзене

Колониальный Бумеранг 2: Ещё Бумеранговее

Папуасы Новой Гвинеи спокойно отдыхали тысячелетиями, редко отвлекаясь на экспедиции австронезийских моряков. Сейчас папуасская культура представляет собой дивную смесь из старых обрядов и завезённых европейскими колонизаторами традиций: в одной и той же деревне могут уживаться как пасхальные торжества, так и древние погребальные церемонии. Малаган – название древнего многодневного фестиваля в честь усопших. Он, не вдаваясь в ритуальные подробности, служит для поддержания замкнутого цикла: предки папуасов подпитывают деревню жизненной силой, а потомки приносят им в жертву излишки этой энергии, чтобы на следующий год снова получать дары пращуров. Один из ключевых элементов фестиваля – погребальные маски татануа, создаваемые для почтения предков во время ритуальных танцев. Мы, музейные европейцы, ужасаемся, когда читаем о том, что после фестиваля маски бесцеремонно выбрасывались за ненадобностью. Предок только один, и отдать ему должное нужно только один раз: потом будет новый мертвец

Эмиль Нольде «Юноша с южных морей»
Эмиль Нольде «Юноша с южных морей»

Папуасы Новой Гвинеи спокойно отдыхали тысячелетиями, редко отвлекаясь на экспедиции австронезийских моряков. Сейчас папуасская культура представляет собой дивную смесь из старых обрядов и завезённых европейскими колонизаторами традиций: в одной и той же деревне могут уживаться как пасхальные торжества, так и древние погребальные церемонии.

Малаган – название древнего многодневного фестиваля в честь усопших. Он, не вдаваясь в ритуальные подробности, служит для поддержания замкнутого цикла: предки папуасов подпитывают деревню жизненной силой, а потомки приносят им в жертву излишки этой энергии, чтобы на следующий год снова получать дары пращуров. Один из ключевых элементов фестиваля – погребальные маски татануа, создаваемые для почтения предков во время ритуальных танцев. Мы, музейные европейцы, ужасаемся, когда читаем о том, что после фестиваля маски бесцеремонно выбрасывались за ненадобностью. Предок только один, и отдать ему должное нужно только один раз: потом будет новый мертвец и новая маска.

Но вот, на горизонте маячат первые немецкие корабли. Они несут в трюмах вещи, которые индейцам не знакомы, но интересны: колонизация почти всегда начинается с торговли. В 1884 году нога бюргера впервые твёрдо встаёт на пляже Ной-Мекленбурга; в 1886 это уже официальная территория юной Германской империи. Герры предприимчивы, они не стесняются устраивать плантации и закрепощать папуасов. Но ещё более предприимчивы странные люди, которые вместо строительства домов и развития экспортной экономики, предпочитают изучать австронезийские наречия и культуру.

Австронезийцы нынешней Новой Ирландии – это пример одной из тех редких культур, которая смогла адаптироваться под вкусы захватчиков, не теряя своей самобытности. Теперь урожай уже не зависел, как когда-то, от воли предков; папуасам нужно было найти новый рынок сбыта для излишков витальности. Увидев, что бледным исследователям маски сильно приглянулись, какой-то делец предложил обменять их на товары из метрополии. В Германию потекла река из удивительно искусных культовых предметов, которые раньше оставались гнить в тропических зарослях.

Человек склонен помнить своих предшественников. Мы навещаем могилы родственников, чтобы почтить их память. Папуас Новой Ирландии полтора века назад видел, что в обмен на визаж его почившего дедушки заморский кайзер награждает его звонкой монетой или тяжёлым ружьём – и можно представить ход его мысли. Духи предков папуаса отправились ворожевать в далёкую Европу; они и сейчас руками наивных бледнолицых дарят ему лучшую жизнь; даже под странным триколором он остаётся верным своему народу.

Автор : M.Brochet

#MBrochet 

#НеДиванныйКультуролог