Так как прямо в моём рабочем кабинете эксперты проверяли экзаменационные сочинения, то, конечно, я не преминула возможностью побеседовать с ними о результатах и содержании работ.
Поэтому могу с уверенностью заявить: они устали читать о капитанской дочке и судьбе человека. Экспертное сообщество подтвердит.
В помощь одиннадцатиклассникам снова предлагаю список небольших по объёму (до 100 страниц) произведений, которые можно использовать в ИС и на ЕГЭ.
1. "Слово о полку Игореве" (≈100 стр.)
Памятник древнерусской литературы XI века.
Жанр: слово (поучение, наставление).
Сюжет: "Слово" повествует о неудачном походе русских князей во главе с Игорем Святославичем Новгород-Северским на половцев в 1185 году.
Князь Игорь, вопреки предупреждениям людей и знамениям природы, идёт войной на половцев, проигрывает и попадает в плен. Его жена Ярославна обращается со своим знаменитым плачем к силам природы, чтобы они помогли её мужу вернуться домой.
Проблемы: человек и природа, государство, защита Родины, истинная любовь.
2. А.П. Чехов "Невеста" (≈17 стр.)
Жанр: рассказ
Сюжет: Май. Надежда, провинциальная девушка 23 лет, 7 июля готовится выйти замуж за Андрея Андреевича. Но предстоящее событие, о котором она мечтала с 16 лет, почему-то не радует её.
Тем более что давний друг Саша указывает ей на неправильность их семейного уклада: ни Надя, ни её мать и бабушка, владеющая магазинами, ничего не делают, проводя дни в пустой праздности. Саша убеждает Надю в необходимости учиться. Ночью они решают тайно уехать из города: он - в Москву, она - в Петербург.
Спустя год, Надя возвращается в родной город на побывку. Чувства он вызывает самые тяжёлые. Приходит телеграмма, сообщающая о смерти Саши от чахотки. Но Надя безмерно благодарна ему за то, что он успел "перевернуть" её жизнь.
Проблемы: отцы и дети, важность образования, влияние одного человека на другого, изменения в жизни, брак без любви.
3. А.П. Чехов "Вишнёвый сад" (≈65 стр.)
Жанр: драма.
Сюжет: вишнёвый сад - усадьба Любови Андреевны Раневской и Леонида Андреевича Гаева (это брат и сестра) выставлена за долги на продажу. Друг семьи Ермолай Лопахин, чьи отец и дед были крепостными в этом доме, предлагает вариант, как раздобыть деньги и выкупить имение: нужно вырубить большой вишнёвый сад, снести дом, разделить участок на дачи и сдавать в аренду. Но хозяева не согласны на это.
Спустя 3 месяца Лопахин выкупает вишнёвый сад на торгах. Не дожидаясь отъезда Раневской и Гаева, Лопахин приступает к исполнению своего плана. "Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно."
Проблемы: разрушение дворянского строя в России, отцы и дети, будущее России.
4. И.А. Бунин "Красавица" (≈2 стр.)
Жанр: рассказ
Сюжет: Пожилой чиновник казённой палаты, овдовев, женился во второй раз. Его жена, как понятно из названия, красавица. Первая жена тоже была красива. От первого брака остался семилетний сын. Красавица сразу невзлюбила чужого ребёнка и приказала стелить мальчику постель не в отцовской спальне, а на бархатном диванчике в гостиной. А после и вовсе приказала стелить его тюфячок на полу. Отец, при этом, тоже предпочёл не замечать родного малыша.
"И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой".
Проблемы: истинная и ложная красота, жестокость, одиночество, трусость.
5. Л.Н.Толстой "Кавказский пленник" (≈28 стр.)
Жанр: повесть, быль.
Сюжет: Казак Жилин получает письмо от матери, в котором она просит посетить её и, возможно, жениться на подобранной ею невесте. Жилин выезжает с Кавказа, но там идёт война и ехать одному небезопасно. Однако обозы едут слишком медленно, вязнут в грязи, теряют колёса. Жилин с товарищем Костылиным уезжают от группы и, конечно же, попадают в татарский плен. Там их держат в сарае и просят выкуп. Понимая, что просить денег неоткуда, Жилин пишет письмо так, чтобы оно точно не дошло до матери. Сам он, получив хорошую репутацию и немного свободы от "хозяина", совершает побег. Но их снова ловят и на этот раз сажают в яму, из которой им точно не выбраться.
Однако дочь "хозяина" помогает Жилину сбежать, и под огнём татар он всё-таки добирается к своим.
Проблемы: бессмысленность войны, разница мировоззрений разных народов, милосердие, удача, патриотизм (любовь к Родине), предательство, смелость.
6. Дж. Лондон "Дочь Авроры" (≈10 стр.)
Жанр: рассказ.
Сюжет: Золотая лихорадка. На руку и сердце красавицы и богачки Джой Молино претендуют 2 жениха: Джек Харрингтон и Луи Савой. Чтобы разрешить спор, девушка предлагает им занять участок для добычи золота, принадлежащий Олафу Нельсону. Он пропал, и через 60 дней участок может занять любой другой. Все это знали, поэтому многие собрались на гонку на собачьих упряжках, чтобы первыми воткнуть в лёд свои колышки. Цены на собак взлетели. Но хозяйкой самой быстрой собаки, Волчьего Клыка, была Джой. Никому не отдала она верного пса.
И лишь на последнем месте, где гонщики будут менять собак для финишных 25 миль, Джой привела Клыка к упряжке Харрингтона. Мужчина просиял и был уверен в своей неминуемой победе.
В это же время Джой принимала ставки пари золотым песком. Перед самым участком девушка позвала верного пса, он откликнулся на зов и побежал к хозяйке, свернув с пути. А Луи Савой выиграл и гонку, и участок, и сердце Джой Морино.
Проблемы: соперничество, спекуляции, подлость и коварство, изобретательность, излишняя самоуверенность.
7. А. Платонов "Песчаная учительница" (≈8 стр.)
Жанр: рассказ.
Сюжет: В основе сюжета — фрагменты биографии Марии Кашинцевой, ставшей прототипом главной героини.
20-летняя Мария Никифоровна Нарышкина выучилась в педагогическом институте и была отправлена по распределению в школу далёкого села Хошутово, на границе с мертвой среднеазиатской пустыней. Но не до учения здесь ни детям, ни взрослым, борющимся с песчаной стихией. Отправившись к районному руководству попросить помощи, Мария получает только совет читать больше книг, чтобы помочь людям самостоятельно. В течение трёх лет она вместе с жителями высаживает кусты и сосны, защищающие селение от колючих песков.
Но пришедшие кочевники в три дня уничтожают всю зелень, выращенную с таким трудом.
Мария Никифоровна вновь обращается к руководству, но начальник решил, что жители уже смогут справиться и без её помощи. А её знания и опыт пригодятся в другом далёком пустынном селе... Так она стала "укротительницей кочевников".
Проблемы: противостояние человека и природы, роль учителя в жизни человека, готовность человека пойти на жертвы ради благополучия других, бескорыстность.
8. Ф. С. Фицджеральд "Три часа между самолётами (рейсами)" (≈5 стр.)
Френсис Скотт Фицджеральд - автор знаменитых романов "Великий Гэтсби" и "Ночь нежна".
Жанр: рассказ.
Сюжет: Дональд Плант совершает пересадку в городе, где он вырос, и за три часа до следующего самолёта он решает найти ту самую 12-летнюю девочку, в которую он в юности был влюблён. На удивление, Нэнси (ей уже 30) пригласила его приехать.
Они признаются, что оба были влюблены и страдали от разлуки. После поцелуя Нэнси приносит старый фотоальбом, но на фото показывает другого мальчика. Оказывается, она спутала гостя с другим Дональдом. Поняв свою ошибку, Нэнси просит мужчину покинуть её дом.
Проблемы: жизнь прошлым, ненадёжность воспоминаний, напрасные надежды.
9. В.М. Шукшин "Микроскоп" (≈10
стр.)
Есть экранизация продолжительностью около 40 минут.
Жанр: рассказ.
Сюжет: Андрей Ерин покупает микроскоп, а жене говорит, что таким образом ему выдали премию на работе. Вместе с сыном они видят сквозь увеличительные стёкла микробы. Изучая всё, что попадёт под руку, они находят микробы даже в крови. В селе стали называть Андрея не иначе как "учёный".
Но обман раскрывается, когда нетрезвый коллега говорит, что никакой премии им не выдавали. Жена, поняв всё, сдаёт микроскоп в комиссионный (торгующий бывшими в употреблении вещами) магазин, чтоб купить детям шубки. Андрей Ерин же снова утратил вкус к жизни. Но настоятельно рекомендует сыну учиться.
Проблемы: цель и смысл жизни, взаимоотношения в семье, ценность знаний.
10. Р. Бредбери "Каникулы" (≈7 стр.)
Жанр: научно-фантастический рассказ.
Сюжет: По железной дороге едет одинокая дрезина, на которой путешествует небольшая молодая семья: отец, мать и их семилетний сынишка Джим. Кроме них, на планете нет больше никого.
Выясняется, что однажды за ужином отец, уставший от работы, быта и законов этого мира, озвучивает мечту, чтобы на Земле они с семьёй остались одни. На следующее утро его желание неожиданно сбывается...
Теперь у них бесконечные каникулы. Только вот Джиму совсем не с кем играть, да и отец с сожалением вспоминает о прошлом, в котором были люди. Ребёнок в отчаянии бросает в море бутылку с написанным им посланием, оставляя родителей гадать, чью мечту он написал: их или свою.
Проблемы: эгоизм, одиночество, взаимоотношения отцов и детей, опасность мечты.
11. М. Горький "На дне" (≈70 стр.)
Эта пьеса проходится на уроках литературы в 11 классе, поэтому, скорее всего,
ещё не все выпускники добрались до её анализа.
Жанр: пьеса, драма.
Сюжет: действие разворачивается в ночлежке (что-то среднее между хостелом, общежитием и обычным подвалом), в которой живут опустившиеся во всех смыслах люди. Они потеряли всё в жизни, но - самое главное - потеряли надежду выбраться со дна. Или, как Актёр, и саму жизнь.
Проблемы: истина и ложь, надежда, жизненные цели, самообман.
12. А. Грин "Зелёная лампа" (≈13 стр.)
Жанр: реалистический рассказ.
Сюжет: Лондон, 1920 год. Представитель золотой молодёжи Стильтон случайно натыкается на молодого человека, упавшего на улице Пикадилли в обморок от голода. Тогда избалованному миллионеру приходит в голову мысль сделать нищего юношу своей живой игрушкой. Он предлагает Джону Иву (так зовут несчастного) выгодную сделку: Джон должен каждый вечер зажигать на окне зелёную лампу на 7 часов и при этом никуда не выходить из дома. Якобы кто-то неизвестный потом придёт к нему и вручит большую сумму денег. А пока Джону положено небольшое ежемесячное жалование.
В 1928 году в больницу для бедных привезли сломавшего ногу нищего старика. Это был разорившийся Стильтон, проигравший и просадивший своё состояние. Оперировал же его Ив, которому деньги Стильтона помогли сначала купить книги, которые он читал, сидя под зелёной лампой у окна, а потом и поступить в университет.
Проблемы: ослепление человека властью и богатством, сила желания, проблема случайности, моральные ценности и моральный выбор, социальное неравенство и несправедливость.
13. У. Эко "Оно" (не путать с Кингом!) (≈2
стр.)
Умберто Эко - автор романов "Имя розы" и "Маятник Фуко". Они, правда, совсем-совсем не короткие, но оооочень интересные.
Жанр: притча.
Сюжет: Первобытные времена. Профессор Ка, находясь 5 лет в изолированной пещере, разрабатывает Его (да, в тексте Оно пишется с заглавной буквы) - орудие мирного труда, которое облегчит жизнь населению.
Генерал в восторге от творения, и он намерен использовать его в качестве оружия в войне. Ка предлагает уничтожить Его. Но генерал, применив изобретение, убивает профессора.
Оно - это заострённый камень.
Проблемы: технический прогресс (польза и вред), моральные нормы, власть и напрасная жертва.
14. Паустовский "Старый повар" (≈4 стр.)
Жанр: рассказ.
Сюжет: 1786 год, Вена. Предчувствуя скорую смерть, старый ослепший повар, который не доверяет священникам, но хочет облегчить душу, просит свою дочь Марию привести к нему первого встречного. В комнате стоит старый клавесин.
Выйдя на улицу, Мария встречает молодого человека, который соглашается выслушать исповедь умирающего. Повар признаётся в тяжком грехе - желая спасти тяжело больную жену, он украл у графини золотое блюдо и оплачивал лечение. Юноша признаёт этот поступок не грехом, а подвигом любви во имя спасения любимого человека.
Тогда повар просит позаботиться о его дочери. Молодой человек соглашается. Старик признаётся, что хотел бы в последний раз увидеть свою Марту, солнце и весенний сад. И случайный прохожий начинает играть. Под его руками рождается музыка, которая словно бы помогает слепцу прозреть и увидеть то, о чём играет музыкант.
Перед смертью обрадованный старик хочет узнать имя того, кто подарил ему эту радость.
— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.
Проблемы: совесть, подвиг во имя любви, сострадание, влияние искусства на человека.
15. А.Р. Беляев "Вечный хлеб" (≈100 стр.)
Жанр: научно-фантастическая повесть.
Сюжет: рыбаки обнаруживают у смотрителя маяка банку с неким "тестом", которым он питается вот уже несколько месяцев. Под давлением Ганс рассказывает, что, пожалев его нищету, профессор Бройер дал голодающему "вечный хлеб". Но настрого запретил кому-либо сообщать об этом. Тесто растёт само, и больше не нужно думать о пропитании.
Рыбаки просят у Бройера дать им тесто тоже, но он отказывается, потому что еще не до конца провёл испытания продукта.
Тогда Ганс продаёт тесто, о нём узнают многие, в том числе сильные мира сего. Они видят разрушительный потенциал изобретения: гибель сельского хозяйства и пищевой отрасли, а также промышленности, обслуживающей их.
Уничтожить "вечный хлеб" невозможно, но можно заставить рыбаков отдать его по собственной воле: в деревне открываются кинотеатры, кабаки и казино, где тесто - разменная монета.
Продукт распространяется по всему миру, но неожиданно объёмы теста у всех начинают бесконтрольно расти. Оно заполняет дома, душА находящихся в них людей. Сброшенное в море тесто заполняет и его.
Профессора арестовывают, обвиняя его во всём происшедшем. В тюрьме он разрабатывает порошок, иссушивающий и уничтожающий бактерии, составляющие основу "вечного хлеба".
Проблемы: человек и наука, наука во благо и во вред, алчность, моральные ценности, готовность людей на всё в чрезвычайных ситуациях, жестокость.
Буду признательна за лайк, подписку, репост и просто благодарность в комментариях.
При работе над этим списком я пролистала огромное количество различных рекомендаций и подборок, но поняла, что их нужно тщательно перепроверять. Среди рекомендованных произведений мне встретились "В Париже" И.А. Бунина, "Кукла" Е. Носова, "Звёздная сыпь" М.А. Булгакова, "Женский разговор" В.Г. Распутина. Вот их я не то что использовать, но и читать не советую в столь юном подростковом возрасте. Чуть позже - пожалуйста, ибо возрастной ценз - 18+. По этой причине подготовка данной статьи заняла у меня больше времени, чем ожидалось...
Делитесь этой статьёй с выпускниками и школьниками, читайте сами, предлагайте свои варианты.
Комментарии отрыты для ВСЕХ) Телеграм-канал у меня уже не совсем новый, но он тоже очень ждет своих читателей))
П.С. Я провожу занятия и онлайн, если нужна помощь - пишите в комментарии.
Еще 15 произведений для ИС и ЕГЭ:
Что-то эта работа меня затянула. Не составить ли такую подборку по современным произведениям?