Путешествия - процесс обоюдный. С одной стороны, мы знакомимся с новой, чужой нам, страной, её традициями и обычаями. С другой, местные жители наблюдают за нами и делают свои выводы о нашем менталитете.
С Эмре мы познакомились два года назад, во время моей зимовки в Аланье - он работал барменом в последнем из отелей (всего их было четыре), где я останавливалась. Вечера в феврале выдались холодными, и я спускалась в это время в бар, где стояла печка-буржуйка - погреться и поработать. Через час-полтора я делала перерыв, Эмре наливал мне чаю, и мы болтали. О моих впечатлениях о Турции, о его работе и наблюдениях за гостями отеля, в том числе из России. И вот чем он со мной поделился.
1. Новички
Приезжают обычно с группой, по пакетному туру. Первое, что их выдает – это взгляд. С одной стороны, настороженный, с другой – любопытно-восторженный. Вторая отличительная черта – багаж. Слишком большие чемоданы, слишком много обуви и одежды (как говорится, на все случаи жизни), дорогие украшения и техника. Для отельных гидов новички – самые любимые клиенты. Они пока не знают точно, чего хотят и готовы попробовать всё и даже больше – от экстремальных пляжных развлечений и горных джип-сафари до самолётных экскурсий в Стамбул. А еще они восхищаются любой мелочью - от «лебедей» на кровати до обильности шведского стола. И не расстаются с телефонами и фотоаппаратами – чтобы запечатлеть каждый миг своего отдыха.
2. Бывалые
Бронируют номер в отеле и трансфер до него обычно самостоятельно. Если приезжают с группой – не приходят на встречи с гидом, экскурсий у него не приобретают. А зачем, если за углом у Ахмета: а) дешевле, б) напоят чаем и угостят баклавой, пока будут оформлять заказ. Ни на какие платные услуги от отеля не подписываются, так как знают, где лучший в городе хамам, массажный салон, кальянная и пр., и везде у них персональная скидка от хозяина. Берут с собой минимум вещей, поскольку уверены: если что-то понадобится - все можно купить на месте. С персоналом ведут себя расслабленно и уверенно. Сувениры не приобретают, а если отправляются по магазинам, то только к знакомым продавцам – поздороваться и поболтать о том о сём. Любят делиться своими знаниями о Турции и давать советы - даже если их об этом не просят😉.
3. Экономные
От отпуска стараются взять все по полной программе, но при этом не отдать лишнего. Никогда не купят экскурсий у гида, потому что прочитали в интернете, что за углом у Ахмета дешевле, но даже там будут стараться сбить цену. Никаких спонтанных покупок: в лавки ходят с конкретным списком, не стесняются торговаться и делают это с удовольствием. В отеле обязательно возьмут все полагающиеся для отдыхающих на «всё включено» преференции – сходят на сеанс массажа, погреются в сауне (даже если на улице +40), заглянут в тренажерный зал и на теннисный корт (и не важно, что до отпуска тренажёры в глаза не видели и в руках ракетки не держали). Каждый день отдыха у них тщательно расписан: они точно знают, чем будут заниматься и сколько денег потратят, а также все способы экономии – где обменять рубли на лиры по самому выгодному курсу, в какой лавке купить самый дешевый лукум, каким автобусом вместо такси доехать до нужного места.
4. Шопоголики
Лучшее развлечение для этой категории – поход по магазинам, лучшая экскурсия – шопинг-тур по «фабрикам» меха, кожи, золота и пр. Они фанаты «турецкого качества» - приезжают в Турцию с одним чемоданом, а уезжают с тремя. Они точно знают, где в округе находятся торговые центры, стоки и аутлеты, и как до них добраться. Разбираются, в какой из местных торговых сетей лучше купить джинсы, в какой – рубашки, а в какой – домашний трикотаж. Среди всего многообразия ассортимента супермаркетов и фермерских рынков они умеют выбрать самый лучший сорт оливок, сыра, халвы и прочего. И не жалеют денег на это, так как понимают – за качество надо платить.
5. Вечно недовольные
Им не нравится все: внешний вид отеля и сотрудников, номер, в который их поселили, меню в ресторане. Весь отпуск они ходят с кислыми лицами, жалуясь случайным знакомым на невнимание к себе со стороны персонала и вспоминая, как круто они отдохнули где-то когда-то – тогда и солнце светило ярче, и трава была зеленее. Каждый день они закидывают жалобами рецепцию – на храп в соседнем номере, из-за которого они не могут уснуть, на слишком громкую музыку в баре, на слишком холодную воду в бассейне, на слишком шумных детей за соседним столиком в ресторане, плохую уборку и т.д. и т.п. Когда они, наконец, выезжают из отеля, облегченно выдыхают и сотрудники, и отдыхающие.
6. Семейные
Чаще всего приезжают на отдых большой компанией – из нескольких семей одного возраста или из нескольких поколений одной семьи, начиная от внуков и заканчивая прабабушками. Проводят всё время вместе – вместе приходят в ресторан, вместе идут на пляж, вместе едут на экскурсии. Встают обычно рано и до завтрака успевают занять полотенцами лежаки на всю компанию. В ресторане или баре сдвигают столики, чтобы сесть вместе. Отдыхают по принципу «гулять так гулять»: участвуют во всех активностях в отеле – детских и спортивных соревнованиях, вечерней анимации, тратят деньги легко и с удовольствием – на развлечения типа боулингов, аква- и луна-парков, коктейли, мороженое и сладкую вату, всевозможные сувениры и пр.
7. Тусовщики
Спокойно пропускают завтрак, выползают из номера на свет божий ближе к обеду. День проводят в состоянии амебы - отсыпаются на шезлонге под зонтиком. Ближе к вечеру к ним возвращаются силы, и они перемещаются в бар, где обязательно себе находят компанию. Не экономят, любят сорить деньгами: алкоголь предпочитают импортный, часто заказывают кальян, оставляют официантам хорошие чаевые. Как только бар закрывается, ловят вместе с новыми друзьями у выхода из отеля такси и растворяются в ночи. Возвращаются в номер под утро. За отпуск успевают обойти все питейные и развлекательные заведения в округе, начиная от баров на соседней улице и заканчивая диско-клубом в соседнем городе.
Вот такие наблюдения. А вы согласны с такой классификацией? Узнали себя? А кого бы добавили в этот список?😉
____________________________
Ещё может быть интересно: