Как помочь подростку выбрать не профессию, а образование и среду для развития
Профессиональное самоопределение – это, как мы выяснили, не просто выбрать между колледжем и вузом или вообще уметь выбирать, а знакомство с множеством других навыков, полезных для выживания в турбулентном мире.
Продолжаем разговор с Наталией Гашковой, психологом, специалистом по выбору, руководителем профориентационных программ А101 Лёрнити, об инструментах выбора и программах для подростков, которые помогают прокачивать себя для взрослой жизни.
Переключение на другое мышление
Предпринимательское мышление необходимо не только бизнесмену. Такова была основная мысль на чемпионате идей «Идеатон», который мы провели в прошлом учебном году среди школьников районов А101. Предпринимать, то есть уметь находить нестандартные выходы и решения, важно не только для решения рабочих задач, но и жизненных, бытовых.
Взрослая жизнь зачастую похожа на математику, когда есть вводные, прописанные в условии, а есть те, что из него следуют.
Для «Идеатона» мы взяли кейсы локальных бизнесов – стоматологической клиники «Скандис» и кофейни «Методика». Сам хакатон разбили на две составляющие – так сказать, матчасть и поиск практических решений.
В первой части ребята знакомились с техниками генерации и поиска идей, узнали, на что обращать внимание, если они открыли бизнес и обзавелись конкурентами. После теории и овладения новыми методиками команды работали над решениями.
Кофейня поставила задачу придумать промо своего дня рождения. Стоматология воспользовалась близостью к целевой аудитории и попросила решить проблему нелюбви подростков к гигиене, когда в итоге они приходят к зубному только когда уже болят зубы.
Такие программы дают нам много ценного как организаторам. Мы не понимаем мемы и шутки, язык подростков, поэтому узнать, как они думают, было ценно. Мне, например, запомнилась идея давать за прохождение гигиены какую-то наклейку на зубы. Кто-то придумал стрим глазами зуба, если бы, конечно, у зуба были глаза. Для кофейни одна из команд предложила на один день ввести в меню специальный детский кофе, чтобы расширить аудиторию и привлечь родителей с детьми.
Это была очень интенсивная четырёхчасовая программа с активной включенностью каждого от начала до конца, где никто не отвалился. На презентацию конечных идей пришли сами владельцы бизнесов. И как бизнесы были заинтересованы в свежем видении, так и новый формат абсолютно зашёл ребятам. Поэтому мы пошли вглубь и в новом учебном году запускаем предпринимательский акселератор «Мой первый бизнес».
И строчка в портфолио, и баллы к ЕГЭ, и деньги…
Это будет игра вдолгую, в результате которой участники запустят свой первый бизнес и заработают деньги на предпринимательстве (а не в результате, например, раздачи листовок или подработки в кафе, мы тут не умаляем никакие способы заработка, но говорим о прокачке навыков).
Мы снова начнём с чемпионата идей, где можно будет найти команду, близкую по духу, и затем идею для бизнеса. Дальше с помощью экспертов ребята смогут подготовить проект так, чтобы его можно было заявить на любой из конкурсов – «Наука для жизни», «Шаг в бизнес», «Большая перемена», на различные олимпиады по предпринимательству, кейс-чемпионат ВШЭ.
На эти конкурсы можно будет пойти непосредственно с проектом или с полученными при его разработке знаниями. Сами конкурсы дают возможности получить дополнительные баллы к ЕГЭ, денежные и другие полезные призы.
Тем же, кто захочет делать не только проект, но и начать на нём зарабатывать, мы собираемся помогать дальше, пригласив инвесторов. С одной стороны, инвесторам могут быть интересны новые нестандартные решения, с другой – ребята сами будут стремиться их создавать и развивать и уже на самом раннем этапе своей карьеры смогут зарабатывать по-настоящему.
И если формат Идеатона – это переключение тумблера на другое мышление и развитие навыка, который пригодится в жизни, то программа «Мой первый бизнес» – и весомая строчка в портфолио, и работающие в обычной и профессиональной жизни стратегии.
Быстрый тест на предпринимательство
Мы все понимаем, что предпринимателей среди нас не так много, это отдельный склад характера, черты личности. Есть такая теория черт, которая говорит, что люди с выраженной экстраверсией – те, кто умеет эффективно общаться с другими людьми, получать от общения желаемое, люди с открытостью к опыту, готовые к экспериментам и творчеству, те, кто ставит свои интересы выше других, – это типичный портрет предпринимателя.
Как человеку с такими чертами может быть тяжело в найме, так и тому, кто привык быть в комфортной для себя среде, предпринимательство может не зайти. Лучше понимать это про себя заранее.
В предпринимательстве не получится постоянно быть белым и пушистым, там нужно принимать не самые удобные, не самые популярные решения, быть быстрым, вставать и идти после ошибок. Конечно, это требует определённых психологических настроек.
В помогающих профессиях ты интересы других ставишь выше своих, и тебе так классно. Не потому, что ты привык терпеть, а потому что ты так живешь, тебе так комфортно и здорово.
Мы все разные.
Программы профориентации появляются вместе с подростками
С февраля по май мы опробовали шесть форматов программ, направленных на профессиональное самоопределение подростков.
Кроме «Идеатона», детско-родительской лаборатории и консультаций, мы провели подростковые тренинги, стажировки и встречи с экспертами. Через наши программы прошли 290 человек. Мы смогли сформировать круг ребят, которые нас знают и теперь приводят к нам своих друзей. Мы поняли, что нужно делать внутри школы и чем мы можем быть здесь полезны.
Для нас крайне важно, чтобы работа по профессиональному самоопределению выливалась не просто в ивенты, а стала работающей системой, прижилась в школе как практика.
Мы сейчас разговариваем, и у нас проходят собеседования на оплачиваемую стажировку в городской лагерь. Для ребят, с которыми мы уже беседовали самым главным мотивирующим фактором оказались не деньги, а возможность заявить свою самостоятельность и попробовать.
Мы уже понимаем, что можем сделать ещё один продукт внутри программ профориентации, который будет связан с помощью в трудоустройстве и получении первого опыта в своём районе.
На мой взгляд, подросткам нужен этот опыт, неверно откладывать его до окончания вуза, точно нужно пробовать это в школе, чтобы понимать, что тебе подходит, а что нет.
А вот когда ты уже учишься в вузе, лучше начинать стажировки и проекты именно в рамках получаемой специальности и не ждать окончания учёбы.
У меня есть пример девушки, которая училась на психологическом факультете. Психолог не может работать по специальности, пока у него на руках нет диплома. Так вот ещё на младших курсах она начала вести блог, где писала обо всем, что касается её учёбы, и таким образом она заявила о себе в медийном пространстве. И потом, когда диплом был получен, она достаточно легко обросла клиентской базой. Так что всё возможно.
Мы хотим запустить направление вакансий для подростков внутри нашего образовательного бюро, чтобы они могли получать подобный опыт прямо в своём районе.
Скрытое влияние, или Как и куда правильно целиться
На консультации к нам приходят ребята с 13 лет, но в таком возрасте нет профориентации, это, скорее, общее ориентирование ребёнка и родителя в море предметных сфер, а для правильного выбора у человека должен созреть собственный запрос. В 13 лет его чаще всего нет, и это инициатива родителя.
Мой собственный сын в свои 13 лет тоже не хотел бы, чтобы я приставала к нему с этим. Моя задача как родителя – поддерживать.
У подростка запрос на «кем быть» может и не зародиться. Некоторые вещи надо просто «выкладывать на видное место»: завести разговор, посмотреть вместе видео. Возможно, через год я буду говорить с ним более предметно о том, чтобы походить на дни открытых дверей в вузы и просто посмотреть, как там всё устроено. Родитель здесь не обязателен, можно предложить пойти вместе с ребятами. Можно начать говорить, какие в вузе есть предметы и какие есть возможности поступления.
Целиться в выбор профессии не совсем верно. Сначала мы выбираем образование, в него и надо целиться. Из любого образования вырастает множество вариантов профессии, связанных с этой предметной областью.
Не забывайте создавать среду дома и, конечно, отправлять ребёнка в школу, где формирующая среда есть. Почему я голосую за хорошую школу, сильный класс? Нужно стремиться давать лучшее из возможного. Если вы отдаёте ребёнка в физматшколу, то вовсе не для того, чтобы он стал великим физиком и математиком. Это среда. И она поддерживается в школах районов. Так, например, школа 2070 не первый год входит в золотую двадцатку лучших школ Москвы.
Но такую среду вы можете создавать и сами, как я описала в примере выше. Мы же для помощи подросткам создали пул разнообразных программ и постоянно находимся в поиске новых актуальных форматов.
Беседовала Лидия Ни