Падение Израильского (722 год до н.э.), а затем и Иудейского царств (586 год до н.э.) сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев.
В 586 году до н.э. царь Вавилона Навуходоносор II захватил Иерусалим, разрушил храм Яхве и увёл в плен значительную часть населения. Это событие ознаменовало конец независимого иудейского царства в древности и начало длительного периода изгнания и рассеивания иудеев по земле.
В 537 году персидский правитель Кир захватил могущественный город Вавилон, считавшийся непреступным. Уже в первый год своего правления Кир выпустил специальный указ, разрешавший строительство нового Иерусалимского храма и возвращение иудеев на родину.
Он распорядился возвратить священные предметы из золота и серебра, похищенные ранее халдейскими войсками. Этот приказ призывал всех иудеев принять участие в восстановлении святыни.
В 515 году до н.э. храм был построен и освящён, однако далеко не все иудеи откликнулись на призыв царя вернуться домой. Многие предпочли остаться в Вавилоне, боясь потерять нажитое имущество и привычный образ жизни. Всего лишь сорок две тысячи триста шестьдесят человек решились отправиться обратно в родную землю.
Переселение в Иерусалим
Предводителем группы переселенцев был ученый священник Ездра, потомок священнической династии Аарона, находившийся под особым покровительством персидского царя Артаксеркса Лонгимана. Его указом от 457 года до н.э. началась эпоха восстановления Иерусалима, известная как семь недель пророка Даниила.
Вернувшись в Иерусалим, Ездра обнаружил удручающие обстоятельства: многие иудеи вступили в брак с женщинами другого вероисповедания, что привело к культурному смешиванию и потере традиционных ценностей. Оскорбленный этим положением вещей, Ездра публично выразил свое недовольство, вдохновив народ покончить с этими отношениями и многие развелись.
Несмотря на все попытки Ездры изменить ситуацию, проблемы оставались глубокими: внутренние разногласия, экономические трудности и сопротивление соседей затрудняли процесс восстановления города. Стены Иерусалима оставались руинами.
Тогда возникла инициатива Неемии, служившего виночерпием при дворе персидского царя. После долгих размышлений и горячих молитв он обратился к царю с просьбой позволить ему временно покинуть двор и поехать в Палестину. Получив одобрение и необходимые полномочия, Неемия отправился в путь, сопровождаемый охраной.
Проведя тщательное обследование местности, Неемия убедился в справедливости полученных сведений. Под угрозой вражеских нападений он мобилизовал население, организовав круглосуточную охрану и рабочие бригады. Через пятьдесят два дня интенсивных работ стена Иерусалима была восстановлена, вновь превратившись в мощную крепость. Эти события произошли в 444 году до нашей эры.
Запрет на смешанные браки
Ездра и Неемия ввели строгий запрет на межнациональные браки, распространив библейское предписание на все соседние народы (1Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Теперь принадлежность к еврейскому сообществу зависела главным образом от религиозной принадлежности, и только принявшие религиозные обязательства признавались полноценными членами общины. Такой жесткий религиозный критерий, установленный Ездрой и Неемией, способствовал культурной и религиозной изоляции евреев от языческих народов.
Отличие слова «еврей» от «иудей»
В современном русском языке еврей – это термин, указывающий на национальность, а иудей – термин, указывающий на религиозную принадлежность человека.
Происхождение слова «евреи» от патриарха Евера
Самая распространённая версия толкования этнонима «еврей» возводит его к имени патриарха Евера, праправнука Ноя, правнука Сима, сына Салы
В христианской традиции он описывается как прародитель евреев
Согласно традиционной интерпретации масоретского текста Библии, Евер прожил 464 года, в течение которых произошло знаменательное событие — Вавилонское столпотворение и последующее рассеяние строителей башни. Именно при жизни Евера произошел великий раскол человечества, разделение народов и языков. Интересно отметить, что сам Евер отказался участвовать в дерзком предприятии по строительству Вавилонской башни, которое впоследствии было пресечено Богом путем смешения языков.
Благодаря своему благочестию и верности Божьей воле, Евер сохранил изначальный, единообразный язык, которым говорили праотцы, начиная с Адама и Евы. Согласно преданию, этот язык был дан человеку самим Творцом и использовался в Эдемском саду. Так, именно этот сохранившийся язык получил название еврейского, став основой дальнейшего формирования культуры и письменности еврейского народа.
Его сыновья — Фалеек и Иоктан: «У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его: Иоктан» (Быт. 10:25).
В заключение
После завершения строительства Второго храма и введения строгого запрета на межэтнические браки, установленного Ездрой и Неемией, обособленные от окружающих народов иудеи получили новое наименование — евреи.
Этот термин закрепился за ними как этническое обозначение, отражающее уникальную религиозную и культурную идентичность, сформировавшуюся в результате строгого соблюдения религиозных законов и культурных особенностей.
Уважаемые читатели!
Пророчество Толстого о нашем времени можно почитать на родственном Дзен-канале "Другой взгляд на религию"
"Пророческая статья Толстого о патриотизме, актуальна и 130 лет спустя"