Найти в Дзене

Гомель Макарова. Прогулялись по городу с олимпийским чемпионом

Оглавление

В Гомеле много уголков, которые особенно близки серд­цу его жителей —
просторный Центральный парк, самая длинная в стране набережная реки
Сож, уютный сквер имени А.Громыко, светодинамический фонтан у цирка… Но у
каждого человека есть свои особенные места в го­роде, которые хранят
важные воспоминания и греют ду­шу. Для первого и до сих пор
единственного в Беларуси олимпийского чемпиона по дзюдо Игоря Макарова
таких точек в Гомеле несколько. Мы отправились с ним на про­гулку, чтобы
посмотреть на знакомые улицы и здания по-новому, узнать, почему именно
эти места ему дороги.

Любовь и вампиры

Первая остановка нашего маршрута — средняя школа №52 на улице
Лазур­ной, где Игорь Макаров учился со вто­рого по выпускной класс. За
прошед­шие почти тридцать лет, говорит наш гид, здесь мало что
изменилось.

— Разве что деревья выросли, появились окна ПВХ, новая ограда и
кра­сивые цветочные клумбы. А так всё та­кое же, как было в наши
школьные го­ды. И это замечательно, ведь, как гово­рят в спорте:
стабильность — признак мастерства. Я стараюсь жить именно по такому
принципу, — признаётся Игорь.

-2

Встреча с администрацией школы стала приятной неожиданностью и вы­звала у чемпиона тёплые воспоминания.

— Как будто в детство вернулся! — улыбается Макаров, открывая дверь в
кабинет физики. — Вижу, что класс мо­дернизировали, но шкафы с
приборами остались прежними. А вот за этой пар­той в среднем ряду я
обычно сидел. На­ши классы были с углублённым изуче­нием математики и
физики. Эти пред­меты я очень любил. А по другому и быть не могло,
потому что то, как Тама­ра Ивановна Бодрова преподавала ма­тематику, —
это высший пилотаж. По­сле её объяснений даже самые запутан­ные формулы
становились понятными и доступными.

-3

Вспоминает наш герой и других учи­телей, которые оставили тёплый след в душе.

— Любовь Ивановна Колесникова, наш преподаватель истории, почти не
пользовалась учебниками — мы писа­ли конспекты и по ним учились. Она
настолько увлекательно рассказывала, что мы забывали о времени и даже не
всегда успевали всё записать. А учи­тель русского языка и литературы
Ан­на Ивановна Ефименко приучала нас думать, рассуждать и не бояться
вы­сказывать своё мнение.

-4

На выходе из кабинета Игорь Мака­ров вдруг останавливается:

— А вон за той партой, прямо поза­ди меня, сидела наша отличница
Еле­на — моя любимая жена и верный спут­ник жизни, с которой мы совсем
ско­ро отметим серебряную свадьбу. Вме­сте мы со школьной поры. Она
всег­да поддерживала меня, порой стучала по спине линейкой, когда я
отвлекал­ся. Моя симпатия к ней началась ещё в шестом классе, но я
стеснялся сказать ей об этом. Лишь через два года пригла­сил её в
кинотеатр на фильм про вам­пиров. Честно признаться, сам фильм меня мало
интересовал. Главным тог­да было другое — я впервые взял Лену за руку, и
она не отдёрнула её! Это чув­ство счастья никогда не забуду.

«Пацаны», но другие

После школы наш маршрут лежит к базе ОМОНа на улице Борисенко. Здесь
будущий олимпийский чемпи­он впервые познакомился с дзюдо. Занимался у
Владимира Асина, ко­торый стал для него не только тре­нером, но и
наставником во всём:

— Сейчас сюда можно без проблем добраться хоть на машине, хоть на
об­щественном транспорте. А в 80-90-е годы это была забытая богом
промзо­на, весной и осенью утопавшая в гря­зи, зимой — во тьме и
сугробах.

Иногда дорога до спортзала зани­мала около часа. Но на тренировки,
говорит Игорь, ходил с удовольстви­ем. И не он один: были ребята из
Мо­настырька, Новобелицы, Сельмаша.

— Никто их на машинах не возил, все добирались сами. Меня,
второ­классника, родители только на первую тренировку сюда отвели, а
дальше — сам. Именно здесь Владимир Влади­мирович учил нас быть
командой. Так что серьёзных конфликтов между па­цанами, жившими во
«враждовавших» друг с другом годами районах, никог­да не возникало, —
говорит знамени­тый спортсмен.

Через пять лет секцию дзюдо пере­вели в здание общества «Динамо» на улице Волгоградской.

— Поначалу мы расстроились. Всё-таки на базе ОМОНа у нас был
от­дельный зал, где никто не мешал. А в «Динамо» вместе с нами
тренировались «классики» (сейчас это греко-римский стиль) и «вольники».
Первым делом мы поспорили, чей стиль круче. Отношения выясняли
исключительно на ковре, зара­нее оговаривая правила, которые стро­го
соблюдали. Боролся и я — побеждал и проигрывал, — вспоминает Макаров.

По его словам, эти дружеские схват­ки оказались очень полезными и во
мно­гом помогли выиграть олимпийское зо­лото в Афинах. Юные спортсмены
по­стоянно перенимали друг у друга связ­ки, комбинации, передвижения.

— Между прочим, я до сих пор вы­ступаю за разумное смешение стилей.
Для серьёзного спортсмена это толь­ко на пользу, — уверен олимпийский
чемпион.

Спорт учёбе не помеха

Второй альма-матер Игоря Макаро­ва после школы стал Гомельский
госу­дарственный технический университет имени П.Сухого. С этим вузом у
извест­ного дзюдоиста связано множество яр­ких воспоминаний, поэтому
отправля­емся туда.

-5

— В 2000 году я поступил в политех на машиностроительный факультет. К
тому времени уже был мастером спорта междуна­родного класса, но спортом
как профес­сией не думал зани­маться. Планировал пойти по стопам от­ца —
он у меня ин­женер до мозга ко­стей и работал ге­неральным дирек­тором
«Сейсмо­техники». Да и мне всегда нравилось возиться с раз­личными
механиз­мами, поэтому учился хорошо. На сборы и соревнования брал с
собой учебники и конспекты. Не знаю, как сейчас, но в те годы подход был
жёсткий: не тя­нешь — на отчисление, без вариан­тов и поблажек.

Игорь до сих пор помнит, как сразу после зачисления их группу собрали
в аудитории и спросили: «Спортсме­ны есть?» Человек десять поднялись, с
некоторой долей гордости, рассчиты­вая на особый статус. Но тут их
быстро поставили на место: «Если рассчиты­ваете прикрываться спортом —
вам до­рога в ГГУ имени Ф.Скорины на фа­культет физвоспитания. Здесь
никако­го снисхождения не будет!»

И действительно, говорит наш собе­седник, поблажек ни у кого не было:

— В нашей группе из более чем тридцати человек диплом получили лишь
девять, включая меня. Особен­но трудно давалась теория машин и
механизмов. Мы шутили, что ТММ — это «тут моя могила». Предмет очень
сложный: если пропустил что-то на первых лекциях, потом догнать
прак­тически невозможно.

Практические задания, например чертежи, студент Макаров всегда
вы­полнял самостоятельно. А вот теорию пересдавал по несколько раз.

— Высшую математику у нас преподавала кандидат физико-математических
наук Валентина Ива­новна Вальковская — отличный педа­гог, но с особым
отношением к спор­тсменам. Она постоянно повторяла: «Игорь, вы способны
на большее, но виноваты ваши сборы и дзюдо». Я не мог её убедить, что
спорт, наоборот, помогает учёбе, если правильно пла­нировать время.

На старших курсах у него уже был индивидуальный учебный план — мож­но
было пропускать до 30% занятий без штрафов. Но когда был в Гомеле,
старался обязательно посещать уни­верситет.

-6

— Во-первых, консультации препо­давателей были необходимы —
само­стоятельно многое усвоить было слож­но. Во-вторых, студенческое
правило никуда не делось: чем чаще попадал­ся преподавателю на глаза,
тем выше шансы успешно сдать сессию. Конеч­но, без «хвостов» не
обошлось, но в ди­пломе у меня больше четвёрок и пятё­рок, чем троек.

После окончания университета око­ло полугода Макаров проработал на
«Сейсмотехнике», мечтая о карьере ин­женера. Затем его призвали в армию и
направили в минский СКА — там его жизнь резко повернулась в сторону
про­фессионального спорта. Но это уже со­всем другая история.

От ученика к доценту

Государственный университет имени Ф.Скорины, которым когда-то в
политехе «пугали» студентов-спортсменов, ему обойти не удалось. Уже
четвёртый год он занимает долж­ность доцента кафедры спортивных
дисциплин факультета физической культуры и преподаёт методику из­бранных
видов спорта. Параллельно завершает обучение в аспирантуре.

-7

— Однажды наш декан Сергей Сев­далев предложил мне открыть на
фа­культете отделение дзюдо. Мы по­пробовали — и у нас получилось. Так я
и стал преподавателем, передаю­щим свой опыт и знания тренерам по дзюдо
и самбо как в аудиториях, так и на татами.

-8
-9

К своей первой в жизни лекции ти­тулованный спортсмен готовился
це­лую неделю — изучил всё, что толь­ко мог. Но даже это не спасло от
вол­нения: руки дрожали, а язык едва слу­шался.

— Боялся допустить ошибку, ска­зать что-то ненаучное или нелепое. К
счастью, спортсмены — люди се­рьёзные и дисциплинированные. Есличто-то
идёт не так, вида не покажут. Мне с ними легко, мы говорим на одном
языке. Практически все зани­маются по индивидуальным планам, как
когда-то и я. Но это даже к луч­шему: так можно уделить максимум
внимания каждому, поделиться свои­ми секретами. Ведь им предстоит
вос­питывать чемпионов и мастеров — так же, как когда-то воспитывали
меня…

-10

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Мария Амелина