Найти в Дзене
Альпина нон-фикшн

Кем на самом деле была воительница из мультфильма «Мулан»?

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышло две книги, которые касаются сюжета о мифической азиатской воительнице Хуа Мулань. Майкл Вуд в исследовании «Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации» рассказывает о ее образе в древневосточной поэме, а сценарное пособие Анджелы Аккерман и Бекки Пульизи «Тезаурус положительных качеств персонажа: Руководство для писателей и сценаристов» анализирует героиню культового диснеевского мультфильма. Анджела Аккерман и Бекки Пульизи, авторы бестселлера «Тезаурус эмоций: Руководство для писателей и сценаристов», в новой книге разбирают положительные качества на примере популярных персонажей кино. Аккерман и Пульизи обращают внимание на другую сторону китайской героини. Мулан для них — это образец бескорыстия. В одноименном мультфильме студии Disney главная героиня понимает, что ей не хватает изящества и изысканности, чтобы найти подходящую партию для брака. Но Мулан не боится пойти наперекор ожиданиям семьи и предписаниям культуры. Когда пожилого и слаб
Оглавление

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышло две книги, которые касаются сюжета о мифической азиатской воительнице Хуа Мулань. Майкл Вуд в исследовании «Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации» рассказывает о ее образе в древневосточной поэме, а сценарное пособие Анджелы Аккерман и Бекки Пульизи «Тезаурус положительных качеств персонажа: Руководство для писателей и сценаристов» анализирует героиню культового диснеевского мультфильма.

Мулан в мультфильме — образец бескорыстия

Анджела Аккерман и Бекки Пульизи, авторы бестселлера «Тезаурус эмоций: Руководство для писателей и сценаристов», в новой книге разбирают положительные качества на примере популярных персонажей кино.

Аккерман и Пульизи обращают внимание на другую сторону китайской героини. Мулан для них — это образец бескорыстия.

В одноименном мультфильме студии Disney главная героиня понимает, что ей не хватает изящества и изысканности, чтобы найти подходящую партию для брака. Но Мулан не боится пойти наперекор ожиданиям семьи и предписаниям культуры. Когда пожилого и слабого отца призывают в армию, она переодевается в юношу, чтобы занять его место. Девушка впервые оказывается одна, она плохо подготовлена к сражениям и рискует всем — лишь бы отец остался жив.

-2

Как и другие бескорыстные персонажи, Мулан обладает определенными преимуществами: она умеет считывать слова других и истолковывать, в чем они действительно нуждаются — и действует из желания осчастливить окружающих или помочь им достичь целей. Но у бескорыстия есть и отрицательные аспекты, которые создают драматургическое напряжение: персонажи типа Мулан часто оказываются в ситуации, в которой их собственные потребности игнорируются, а ресурсы истощаются, поскольку они сосредоточены на том, чтобы отдавать.

В мультфильм — из китайской поэмы IV века

Хуа Мулань — персонаж поэмы IV века, которая не дошла до нас и известна в пересказах. По сюжету девушка уходит в армию вместо пожилого отца.

«Мулань уходит в армию», постановка 1917 года. Мулань и предводитель тюрков. В роли воительницы — Мэй Ланьфан
«Мулань уходит в армию», постановка 1917 года. Мулань и предводитель тюрков. В роли воительницы — Мэй Ланьфан

В средневековом Китае положение женщины было тяжелым, и многие восхищались героиней, которая бросила вызов патриархальным устоям. Среди поклонников сюжета о Мулань была выдающая поэтесса Ли Цинчжао (1084—1155). Ли Цинчжао не только была выдающимся поэтом, но и создателем, возможно, первого женского автофикшена в истории.

«Мулан идет в армию» 1939 года
«Мулан идет в армию» 1939 года

Как и другие девушки средневекового Китая, Ли Цинчжао не обладала правом голоса. А когда, после смерти первого супруга она отказалась оставаться вдовой и вышла замуж второй раз, общество вовсе отвернулось от нее.

Мысли, которые не хотели слышать окружающие, Ли Цинчжао выражала в искусстве. До нас дошла автобиография поэтессы, которая полна размышлений о роли женщины в средневековом обществе.

«Хуа Мулань» 1964 года
«Хуа Мулань» 1964 года

К образу воительницы Мулань Ли Цинчжао обращается в одной из политических поэм.

«Мулань твердо сжимает копье; она — превосходная воительница!

Теперь я стара, но честолюбия еще хватит, чтобы преодолеть тысячу ли».