Найти в Дзене
«По России, танцуя»

Музыкальная культура Коми: от фольклора к современной сцене

Традиционная музыка народа коми сочетает архаичные формы с многовековым развитием, отражая быт, трудовые процессы и духовные традиции. Её основу составляют песенные жанры, инструментальное творчество и уникальные музыкальные инструменты, многие из которых сохранились до наших дней. Здравствуйте! Меня зовут Грянко Ульяна, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня мы поговорим о традиционной музыке народа Коми! Лекция составлена при помощи специальной литературы, учебных пособий, диссертаций и статей, а так же на основе изучения фольклорных экспедиций в Усть - Цилемский район. А начнем мы с музыкальных инструментов! Разделим их на 3 группы: струнные, духовые и ударные. Струнные: -Сигудöк-кумли (сигудок-чаша); -Сигудöк-вор (сигудок-корыто), и -Сигудöк-пöв (сигудок-доска), а названы они так из-за разной формы их корпуса. Игроков на сигудэке называли сигудэшниками (и сигудэшницами). В их репертуаре были плясовые и танцевальные наигрыши.  Употреблялся в домашнем быту как сольный и
Оглавление

Традиционная музыка народа коми сочетает архаичные формы с многовековым развитием, отражая быт, трудовые процессы и духовные традиции. Её основу составляют песенные жанры, инструментальное творчество и уникальные музыкальные инструменты, многие из которых сохранились до наших дней.

Здравствуйте! Меня зовут Грянко Ульяна, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня мы поговорим о традиционной музыке народа Коми!

Лекция составлена при помощи специальной литературы, учебных пособий, диссертаций и статей, а так же на основе изучения фольклорных экспедиций в Усть - Цилемский район.

А начнем мы с музыкальных инструментов!

Музыкальные инструменты

Разделим их на 3 группы: струнные, духовые и ударные.

Струнные:

  • Сигудэк — трёхструнный смычковый инструмент с волосяными струнами, использовался для сольных наигрышей. Бывает 3 вида этих инструментов

-Сигудöк-кумли (сигудок-чаша);

-Сигудöк-вор (сигудок-корыто), и

-Сигудöк-пöв (сигудок-доска), а названы они так из-за разной формы их корпуса.

Игроков на сигудэке называли сигудэшниками (и сигудэшницами). В их репертуаре были плясовые и танцевальные наигрыши. 

  • Брунган — ударный инструмент с проволочными струнами, напоминающий гудящий гобой. 

Употреблялся в домашнем быту как сольный и аккомпанирующий инструмент. На нём исполняли инструментальные наигрыши, а также знакомые мелодии для сопровождения песни и пляски. 

Название инструмента происходит от слова «брунгoм» — «гудение».

Духовые:

  • Чипсаны — но, вообще, это общее название свистящих музыкальных инструментов, которые изготавливались из стебля дудника. 

Были большие и маленькие, состояли из одного или нескольких свистков. Некоторые разновидности чипсанов:

-Идзас чипсан (соломенный свисток)

-Сьола чипсан (рябчиковый свисток, манок)

-Бадь пу чипсан (ивовый свисток).

-Пелысь пу чипсан (рябиновый свисток).

Звук у чипсана лёгкий и прозрачный, а играли на них в ансамбле, когда мелодия наигрыша передавалась от одной пары исполнителей к другой.

Кроме Чипсанов были ещё:

  • Сюмöд буксан — берестяной рожок с язычком, применялся для охотничьих сигналов.
  • Сёй пöлян — глиняная дудка в форме птицы с свистковым механизмом.

Если говорить об ударных музыкальных инструментах, то это:

  • Пу барабан — деревянный барабан для пастушеских и сигнальных целей.
  • Сярган — трещотка с резкими звуками, использовалась для устрашения животных.

Так же, существовали и детские музыкальные инструменты, таких как шур-шар (погремушка), зиль-зёль (ручеёк), сера палич (рубель).

И, конечно же, как и повсеместно на территории России, в 19 веке на территории республике Коми распространяется игра на гармони.

-2

Песни

Разнообразная жанровая система песенного фольклора Коми затрагивает все аспекты жизни этого народа.

Так, например:

  • Трудовые песни — короткие импровизации, сопровождавшие работу (например, ижемские пастушеские напевы).
  • Эпические произведения — севернокоми богатырский эпос, вымские и верхневычегодские баллады.
  • Лирические и семейно-бытовые песни — отличаются мелодичностью, часто исполняются в двух- или трёхголосном хоре.
  • Частушки и игровые песни — весёлые, часто с юмором, использовались на праздниках.
  • Причитания — скорбные напевы, связанные с похоронами и свадьбами. 

А более подробно про жанры фольклора вы можете узнать в нашей лекции

ссылку вы найдете в описании к видео.

Если мы говорим о ритмической структуре песенного фольклора:

Мелодии — можно сравнить старинноз звучание с более современным, и мы заметим, что старинные песни имеют плавное нисходящее движение в узком диапазоне, современные — более широкий диапазон и куплетно-строфическую форму. 

Приобладает двухдольный размер, а в импровизациях встречаются смешанные ритмы.

Профессиональное искусство

После революции 1917 года началось развитие профессиональной музыки на основе фольклора:

  • Опера Георгия Дехтярова «Гроза над Усть-Куломом» (1960).

В основу сюжета положены реальные исторические события, происходившие в Керосском обществе в 1841-1843 годах.

  • Балет Якова Перепелицы «Яг-Морт» (1961). Сюжет построен на фольклорном предании о злом лесном человеке. 
  • Композиторы П. Анисимов, С. Кондратьев, А. Осипов создали симфонические и камерные произведения на основе традиционной музыки Республики Коми.
-3

А современные ансамбли сочетают традиционные напевы с современными аранжировками.

  • Государственный ансамбль песни и танца «Асъя кыа» 
  • Оркестр «Сигудэк» 

Традиционная музыка коми сохраняет связь с природой и бытом, оставаясь важной частью культурной идентичности. Её изучение продолжается благодаря этнографам и музыкантам, которые фиксируют исчезающие жанры и инструменты. 

С Вами была Грянко Ульяна, я горжусь своей страной и с удовольствием изучаю и освещаю особенности культуры Республики Коми!

Всего хорошего!