В 1627 году герцог Бекингем был побежден французами на острове Ре и не смог помочь гугенотам Ла-Рошели. Людовик XIII и кардинал Ришелье осадили город. Карл I сделал ответный ход – дал торговцам братьям Керк каперский патент для завоевания Канады. Дэвид, Луи, Томас, Джон и Джеймс Керк были детьми англичанина и французской гугенотки. Чтобы пройти опасные мели на реке Святого Лаврентия, они наняли лоцмана Жака Мишеля – перебежчика и тоже гугенота.
В 1628 году пять кораблей Керков опустошили побережье Акадии. Потом братья сожгли жилища поселенцев на реке, захватили торговый пост Тадусак и начали закупать пушнину у индейцев. Но в одном месте еще развевался французский флаг. Это было укрепленное поселение Квебек, основанное двадцать лет назад Самюэлем де Шампленом. Шамплен, занимавший должность наместника (“в отсутствие монсеньора кардинала” – формально главой колонии был Ришелье), отказался капитулировать. У него было очень мало людей и пороха, но он обманул каперов, заставив их поверить в свою силу. Они не решились атаковать крепость.
Через несколько дней после отказа Шамплена они встретили конвой, везущий в Квебек припасы и поселенцев. Несмотря на неравенство сил – четыре транспорта против пяти военных кораблей, – адмирал Клод Рокмон де Бризон принял бой. Он сражался пятнадцать часов, был ранен и сдался, когда закончилась амуниция. Керки получили огромную добычу и пленников, за которых можно было взять выкуп (адмирала, капитанов и иезуитов). Обычных поселенцев просто отправили назад во Францию.
Наступила осень. Ла-Рошель сдалась, а Керки вернулись в Англию. Их успехи несколько подпортили триумф кардинала. Хотя самое главное – завоевание – не удалось им из-за непреклонности Шамплена. Поскольку братья родились в Нормандии, для Франции они были не иностранными врагами, а государственными изменниками. Им устроили символическую казнь в Париже (сожжение чучел).
Квебекцы (их было около сотни) зазимовали, не получив ежегодный груз припасов. Шамплен отправил всех, кого мог, к союзникам-гуронам. В тот год случился неурожай кукурузы, и гуронам самим не хватало еды. Они согласились принять двадцать человек. Оставшимся Шамплен приказал выдавать пайки гороха. Община монахов-миссионеров отказалась от пайков и всю зиму жила на кукурузе и овощах со своего огорода. Подспорьем была рыба из реки и съедобные коренья из леса. К концу мая провизии почти не осталось. В июне Шамплен отправил часть жителей к морю в надежде, что их подберет французское рыболовное судно.
Весной 1629 года пятеро братьев отправились в Канаду с девятью кораблями. Они снова остановились в Тадусаке и торговали. 24 апреля Англия и Франция заключили Сузский мирный договор. Флот торговца Эмери де Кана повез колонистам припасы и весть о мире. Шамплен послал навстречу ожидаемому флоту отряд, который добрался до моря и встретился с де Каном. Англичане схватили квебекцев на обратном пути. Они узнали о мире, но проигнорировали эту информацию. Потом Дэвид Керк оправдывался, что он слышал всего лишь моряцкие слухи.
19 июля Томас и Луи Керк привели к Квебеку три корабля и потребовали немедленной капитуляции. Они прислали парламентера, который не говорил по-французски, но знал латынь. Пришлось вести переговоры на древнем языке со священником в роли переводчика. В тот же день Шамплен составил акт капитуляции. Некоторые колонисты роптали, и он сказал: “Вы неразумны и недальновидны. Как вы можете желать сопротивления, когда у нас нет ни продовольствия, ни боеприпасов, ни какой-либо надежды на помощь? Вам надоело жить или вы рассчитываете на победу при таких обстоятельствах? Повинуйтесь тем, кто желает вашей безопасности и ничего не делает без благоразумия”.
Через несколько дней большую часть французов посадили на корабль и увезли в Тадусак. Нескольким семьям разрешили остаться – это были простые крестьяне и переводчики, нужные англичанам для торговли с индейцами. На пути в Тадусак флот встретил корабль Эмери де Кана. Он лично плыл в Квебек, чтобы забрать оттуда меха – собственность своей семьи. Он думал, что раз война закончилась, англичане позволят мирному торговцу плыть по своим делам. Томас Керк напал на корабль и после короткого боя захватил его. Это было уже не каперство, а чистое пиратство.
Пока французы сидели в плену в Тадусаке, предатель Жак Мишель “сильно напился и был поражен апоплексическим ударом, от которого умер тридцать пять часов спустя, не проявив никаких признаков раскаяния”. Дэвид Керк похоронил его с воинскими почестями. Индейцы, друзья Шамплена, выкопали тело и скормили его собакам.
В конце октября Керки с пленниками прибыли в Англию. Французы были тут же освобождены, и начались переговоры о возврате колонии, незаконно захваченной в мирное время. Шамплен провел пять недель в Лондоне с французским послом, снабжая его информацией, которая могла помочь на переговорах. Дело затянулось. Англичане хотели оставить Канаду себе хотя бы еще на год, поскольку братья и их компаньоны надеялись получить значительные суммы от торговли пушниной. В декабре Ришелье написал послу: “Они уверяют нас, что не могут вернуть Канаду немедленно; по этой причине мы откладываем возвращение этих [захваченных французами] кораблей. Если они согласятся на возвращение Квебека без каких-либо условий, Вы примете это как должное, а если нет, то лучше отложить урегулирование”.
Споры длились более двух лет и постоянно занимали внимание послов. Наконец разногласия были преодолены, чему способствовало энергичное вмешательство кардинала. Карл I согласился вернуть Акадию и Канаду. Взамен Людовик XIII согласился выплатить остаток приданого своей сестры Генриетты, которая вышла за Карла в 1625 году. Договор в Сен-Жермен-ан-Ле, подписанный 29 марта 1632 года, завершил дело.
Счастливый Шамплен посвятил кардиналу свою книгу “Путешествия в Новой Франции”. Летом 1632 года он был занят доставкой припасов в Акадию, а в мае 1633 наконец приплыл в Квебек. Он привез с собой 150 поселенцев, восстановил все разрушенное и построил часовню Нотр-Дам-де-ла-Рекувранс (Богоматери Возвращения). В декабре 1635 года он умер от инсульта в возрасте от 61 до 68 лет (точная дата его рождения неизвестна).
Дэвид Керк был посвящен в рыцари и стал первым губернатором Ньюфаундленда. Случилась революция, и правительство Оливера Кромвеля, опасаясь, что Ньюфаундленд может быть использован роялистами в качестве базы для контрреволюционных действий, отозвало Керка в Англию. Его бросили в тюрьму, обвинив в удержании налогов. Обвинения не были доказаны, и леди Керк разрешили вернуться в колонию, чтобы управлять делами мужа... но только после того, как он передал пять шестых своих патентных прав зятю Кромвеля. Сэр Дэвид умер в тюрьме в 1654 году, в возрасте около 57 лет.
Луи и Томас стали капитанами военно-морского флота, первый также стал рыцарем. Следы Томаса затерялись во время Английской гражданской войны, где он сражался за короля. Сэр Луи пережил Реставрацию (1660 год) и скончался раньше 1683 года.