Инструктаж
Леху назначили командиром корабля. В придачу к должности Леха получил: воинское звание "капитан", самолет-ракетоносец весом 75 тонн, 8 человек летного и технического экипажа, и, самое главное - отдельную квартиру. Все это радовало, жизнь заиграла новыми красками. Леха осваивал самолет и экипаж, жена работала над новой квартирой.
Как-то вечером, "уставший, но довольный" Леха пришел в свою отдельную квартиру и увидел жену с люстрой в руках. Ну и правильно, решил Леха, пора жить как командир, а то все как "правак", - с лампочкой в патроне. Оценив объем работы, хозяин провел предварительную подготовку, то есть поставил стол в центр комнаты, на стол - табуретку, взял плоскогубцы и изоленту, отправил детей на улицу. Поиски фонарика успехом не увенчались, решили обойтись свечкой. Все было готово к началу процесса.
Дав жене команду зажечь свечу, Леха обесточил провода в патроне, то есть выключил выключатель в комнате и АЗСы в коридоре. Леха знал, что делал, ведь по специальности он был "летчик-инженер" (читать надо как летчик минус инженер), и хорошо знал, откуда в розетках электрический ток берется. Взгромоздившись на стол и табуретку, Леха подвесил люстру на крюк и начал ковыряться в проводах.
Чтобы не терять время даром, этот молодой командир корабля решил отточить мастерство в проведении инструктажа по мерам безопасности при работе с электричеством. Он рассказал жене первые признаки поражения электротоком (тряска и крики), рассказал о первоочередных действиях при появлении этих признаков (прервать контакт с проводом, не касаясь пораженного током человека) и, довольный сам собою, углубился в изучение схемы подсоединения. Попросив жену посветить свечой в центр переплетения проводов, Леха вдруг закричал и затряс рукой. Жена, эта исполнительная женщина, мгновенно вспомнив только что прослушанный инструктаж, тут же выбила из-под Лехи табуретку (прервала контакт с проводом, не касаясь пораженного человека).
Правильно сделал Леха, что отправил детей на улицу, а не то они услышали бы все те слова, которые произнес их папа в полете. Придя в себя, приспособившись разговаривать с четырьмя выбитыми зубами, Леха поинтересовался у жены, зачем она это сделала? Услышав о признаках поражения электротоком и действиях согласно инструктажу, электрик в простой и доходчивой форме объяснил жене, что квартира обесточена, а кричал он потому, что одна ненормальная женщина поднесла пламя свечи ему под локоть, а это очень больно.
Люстра разбилась, пришлось обходиться лампочкой в патроне, железные зубы были вставлены за счет Министерства Обороны, но на новую технику Леху не взяли, так как не знали, как поведут себя очень чувствительные приборы при наличии в кабине такого количества нештатного металла.
Назначение
- Зайди в штаб эскадрильи.
- Товарищ подполковник, по вашему приказанию...
- Сам вижу, закрой дверь.
- Докладывай, как живешь, с кем живешь...
- У меня маленькая комнатка в "общаге", один живу...
- Да я не об этом. Уже всех баб в гарнизоне...?
- Ну, это программа максимум, а пока помаленьку...
- Ты, давай, это прекращай, а то жалуются уже на тебя.
- Кто? Наговаривают! Да разве я не понимаю? Своих - никогда!
- Ты меня понял?
- Так точно! Понял! Но я же холостяк, вот и тянутся люди...
- Не люди это, а ...
- Ну, как так можно? Это же жены ваши.... Ой, то есть их жены.
- Что ты несешь?
- Так волнуюсь я...
- А ты не волнуйся, сделанного не вернешь. Ну ладно. В следующем месяце получишь на 10 рублей больше.
- Это что, премия какая? А за что?
- Не премия, теперь в каждом месяце будет так, мы тебя на должность
штурмана корабля назначили.
- За что? Что я вам сделал? Не надо!
- А вот начнешь делом заниматься, меньше времени на баб будет. Иди.
- Есть.
- Стой. Моя к тебе не приходила?
- Ну, тов-а-а-рищ подполковник...
- Придет, гони её в шею. И сам иди на..., то есть в класс.
- Есть.
Армия - школа жизни
Пришел с нами в полк правачок. Приличный парень, летать умел, с товарищами быстро сдружился. Но не без недостатков. Он не пил, не курил, не матерился, по девкам не бегал. И попал он в экипаж к будущему орденоносцу, будущему "Заслуженному военному летчику", будущему "Летчику-снайперу", будущему командиру полка. Ничего плохого я о его командире сказать не могу, мы все время вместе прослужили, вместе и уволились.
Так вот. Все произошло как в песне:
"А мне, непьющему тогда ещё,
попались пьющие товарищи....".
Через некоторое время Серега начал выпивать, закурил, из трех слов два были матерными. Появилась дурацкая привычка любое предложение начинать словом "Бл...". Как-то раз, когда он был уже майором, начальником КП, генерал его о чем-то спросил. Серега, задумавшись, так и начал ответ генералу - "Бл...., товарищ генерал...". Генерал не сразу и понял, кто здесь это слово.
Серега холостяковал. Но по девкам, как я уже говорил, не бегал. Просто не умел. Мой родственник, хорошо подготовленный холостяк, решил помочь Сереге. Выпили, пошли на танцы, познакомились. Потом брат проинструктировал Серегу, пожелал ему счастливого пути, пошел к себе. А Серега пошел домой к объекту. Мы с братом выпили, посидели с ребятами, ждали Серегу. Серега пришел. Но надо было видеть его в момент возвращения. Дело было зимой. Так вот, Серега вернулся из боя в одном коричневом шерстяном белье и резиновых сапогах на "босу ногу". Шапки, куртки, костюма, на нем не было. Мы кинулись его отогревать доступными средствами. Только через час Серега смог произнести свое любимое слово.
А все оказалось очень просто. Пришел Сереге в деревянный многоквартирный дом, удобства - на улице. Когда время подошло, Серега разделся, и решил быстренько сбегать на улицу, в удобства. Чтобы "сделать это по-быстрому", он всунул ноги в резиновые сапоги у двери, и побежал в одном белье. На дворе ночь, никто не увидит. Надо заметить, что выпил Серега к тому времени очень даже слишком, чтобы не стесняться. Вот и забыл и номер квартиры, и этаж. Потыкался в двери, где "послали", где не открыли.... Замерзнув, Серега помчался через весь гарнизон в общагу. Больше он по девкам не ходил, а просто женился. Но вещи к нему не вернулись, так как Серега так и не смог вспомнить ни девушку, ни адрес.
Кошка
Помощник штурмана эскадрильи. Родил дочь, дали отдельную однокомнатную квартиру. Квартира на 3-м этаже пятиэтажного дома, строили военные "специалисты". Складывалось такое впечатление, что мыши и тараканы предусмотрены проектом.
Дочери уже 2 года, решил завести кошку, ребенка к животному миру приобщить, да и мыши надоели. Жена против, мол, антисанитария, и вообще, разные глисты. Ну, думаю, пойдем другим путем. Намазал палку для занавесок в кухне салом. Заметив на палке мышь, попросил жену задернуть занавески. Мышь упала прямо жене на голову. Крику было много, но мы с ребенком получили "добро" на котенка. Котенка выбирала дочка, выбрала животное самой знаменитой породы - "дальневосточная, мусорная". Правнучка этой кошки благополучно переехала с нами с Дальнего Востока в Краснодар.
Удар по авианосцу
Морская ракетоносная авиация предназначена, прежде всего, для уничтожения вражеских авианосцев. Расскажу, как это реально бывало. Все это происходило в самый расцвет наших Вооруженных Сил, в 1986 году. То есть это мы думали, что у нас расцвет, а оказалась - "стагнация".
Современный "муруканский" авианосец спокойно совершал плановый переход из Америки в Японию. Шел он давно известным маршрутом, в окружении своры боевых кораблей, по пути отрабатывал задачи боевой подготовки. Как только этот вражина вошел в зону досягаемости авиации ТОФ, нас "насторожили". Мы к этому давно привыкли, не сильно то и разволновались. Все шло нормальным порядком. Но авианосец решил с нами поиграться.
Отряд боевых кораблей, во главе с крейсером УРО, был ночью отправлен в пролив Лаперуза, а одинокий авианосец, через Сангарский пролив, полез в Японское море. Вся наша разведка, и, так называемая космическая, этого разделения не увидела. Все думали, что авианосная ударная группировка (АУГ) идет проливом Лаперуза, поэтому не особенно и дергались. А главный гад шел 100 км южнее. Это мы потом узнали.
Чтобы враг не думал, что он может спокойно лазить вблизи нашего Сахалина, подняли пару Ту-16 - обозначить слежение за АУГ. Ту-22м2 решили не трогать, да и с продолжительностью полета, по сравнению с Ту-16, у них было слабовато. Вот в этой паре я и пошел на вылет. Лететь до врага - 200 км, отслеживать можно до 6 часов, чем мы и занимались. Вылет в ночь, на визуальный контакт выходить ночью запретили, вот мы и барражировали в 50 км от группы надводных кораблей, думая, что работаем по авианосцу. Надо знать, что мой радиолокационный прицел видит всего на 60 км, поэтому особо мы цели рассмотреть и не могли. Должен честно отметить прекрасный тактический прием командира АУГ. Чтобы мы не сомневались, что идет АУГ, нас периодически облетывали F-14, которые действительно взлетали с авианосца, крадущегося в это время Сангарским проливом в Японское море. Вот тогда я и узнал разницу между нашими и вражескими бортовыми огнями, понял, чем различаются импульсные, проблесковые, и пульсирующие маяки. Как говорится, - век служи, век учись. Когда отряд боевых кораблей пошел на юг, мы поехали на посадку.
Приземлились, рассказали, что творили, а в штабах - паника. Капитан торгового флота увидел в проливе авианосец, сразу же доложил воякам, флотоводцы с ума сошли. Наш Командующий срочно вылетел в Монгохто, полк загнали в «дежурные силы». Пришлось идти спать в барак. Пока мы спали, авианосец вышел в Японское море, рассвело, все его и увидели. То, что творилось в полку, словами рассказать очень трудно. Командующий орет, комдив рычит, командир полка кричит, комэска матерится, штурмана, во главе с Главным, свою лепту вносят. В суматохе забыли поднять по "Тревоге" соседний полк. Я вам клянусь, что просто забыли. Когда вспомнили, то ко времени удара, назначенному Командующим ТОФ, они уже не успевали подготовить самолеты. Отбрехались тем, что авианосец близко, не успеем в воздухе дивизию собрать, мол, и полком справимся.
Подготовились к вылету, пошли на удар. Сначала выпустили разведывательно-ударную группу (РУГ), в составе двух Ту-22м2. Они должны были раньше выйти на цель с другой стороны, дать нам целеуказания, нанести "удар". Моя эскадрилья Ту-16, как всегда, раньше всех взлетала, позже всех садилась, летела выше всех, поэтому мне было "сверху видно все..." прекрасно. Полк собрался, шли в облаках, шарахались, но продвигались в нужную сторону. Подлетного времени было мало, но опыт у нас всех имелся, поэтому отработали как надо, в заданное время. Распустились, зашли на посадку. Это очень интересная картина, когда полк заходит на посадку с 2-х минутным интервалом. Впечатляет. Хуже всего ведущему Ту-16, который заходит за последним "бэкфайером", так как интервал 2 минуты, а скоростные режимы разные. Но, должен сказать, что меня серьезно учили летному делу, да и комэска мой был не дурак, так что зашли очень даже прилично.
После посадки всех "ведущих" со штурманами вызвали к Командующему и Гл. штурману. Началась вторая часть удара... Но, если по врагу мы наносили тактический ракетный удар, то по нам били, не жалея боеприпасов. Отобрали карты, сравнили места групп на момент удара, которые штурмана лихорадочно наносили после посадки, места не сошлись с запланированными. Ничего страшного, но кричали долго. Но главное было не в этом. Во время вылета войсками ПВО был объявлен "Режим" по самолетам нашего полка, то есть мы нарушили порядок использования неба. Начали сравнивать заявки, маршруты, драть диспетчеров и штурманов. Через некоторое время все прояснилось. Во время лихорадочной подготовки к вылету, штурман отряда РУГ ошибся в записи координат маршрута, штурман эскадрильи, при контроле, на это внимания не обратил, поэтому РУГ пошла по незаявленному маршруту, на 200 км южнее. Этого штурмана отряда вызвали к Гл. штурману. Орать генерал начал, как только увидел Васю. И сразу вскрыл вопиющие ошибки в организации подготовки к полету. Главной причиной произошедшего, генерал объявил то, что Вася имел усы и носил обручальное кольцо. И верно. Разве с такими нарушениями Вася мог хорошо подготовиться к вылету в условиях общей паники? А если штурман эскадрильи "не видел" Васиных усов и кольца, то как он мог увидеть ошибки в маршруте? Васю побрили и сдернули с пальца кольцо, штурману эскадрильи "прочистили" зрение. Начальство успокоилось, полетело во Владик, докладывать Командующему ТОФ о прекрасно выполненном вылете. Нарушение режима объяснили тем, что РУГ, сориентировавшись на месте, приняла настолько грамотное решение о выходе на цель с такой стороны, что запутали не только врага, но и наше ПВО.
Один мудрый инспектор ВВС так подвел итоги вылета: "Зачем эти "америкосы" тратят деньги на походы авианосцев? Ведь если они на шлюпке подплывут к нашим берегам, то мы, в полках и штабах, сами себя передавим в панике. А выживших в давке добьет собственное командование, чтобы не делиться наградами".
Другие рассказы автора на канале: https://dzen.ru/suite/0cb61be6-f35a-43d5-a6de-cae853a2ec5f