Найти в Дзене
FIK

Вся правда о Stronghold Crusader Definitive Edition

Сегодня мы поговорим о игре Stronghold Crusader Definitive Edition. Спустя сто часов игры, в которых я полностью освоился, я наиграл целых 100 часов, прошёл все возможные карты — будь то новые или старые — участвовал в сетевых баталиях и в одиночных режимах. И теперь расскажу, стоит ли она своих денег. Я уже писал два небольших обзора на игру, но, честно говоря, как первый, так и второй они не особо полные. Первый обзор — это мои первые впечатления, в основном я позитивно относился к игре. Второй я быстро писал об ошибках, которые встречаются. А теперь хочу полностью рассказать своё мнение о данной игре. Во-первых, чтобы полностью понять, нужно вернуться в прошлое, а именно к созданию самой первой игры Stronghold. Это нужно для того, чтобы понимать некоторые нюансы, связанные именно с данной игрой. Мы пробежимся быстро по основным частям серии и приступим к разбору Definitive Edition. Начнём с того, что в 2001 году вышла первая Stronghold, где действие происходило в Англии в Средневеко

Сегодня мы поговорим о игре Stronghold Crusader Definitive Edition. Спустя сто часов игры, в которых я полностью освоился, я наиграл целых 100 часов, прошёл все возможные карты — будь то новые или старые — участвовал в сетевых баталиях и в одиночных режимах. И теперь расскажу, стоит ли она своих денег. Я уже писал два небольших обзора на игру, но, честно говоря, как первый, так и второй они не особо полные. Первый обзор — это мои первые впечатления, в основном я позитивно относился к игре. Второй я быстро писал об ошибках, которые встречаются. А теперь хочу полностью рассказать своё мнение о данной игре.

Во-первых, чтобы полностью понять, нужно вернуться в прошлое, а именно к созданию самой первой игры Stronghold. Это нужно для того, чтобы понимать некоторые нюансы, связанные именно с данной игрой. Мы пробежимся быстро по основным частям серии и приступим к разбору Definitive Edition.

Начнём с того, что в 2001 году вышла первая Stronghold, где действие происходило в Англии в Средневековье. Многим она, да, зашла, понравилась, но была, наверное, проблема в том, что в основном ты проходил какие-то определённые сценарии-заготовки, а не участвовал в полномасштабных захватах крепостей. Зато была хорошая сюжетная часть.

После этого выходит одна из лучших частей — Stronghold Crusader. Она так хорошо всем зашла, всем понравились карты, бои, мультиплеер, что по сути это стало для серии вершиной. После выходили различные дополнения, вроде Extreme, а спустя три года вышло прямое продолжение первой части. Оно не совсем зашло всем игрокам, тому был ряд причин.

Через год выходят Legends, где уже используется фантазийный мир. И, как это было с предыдущими частями, не всё было однозначно. Большинство людей не восприняло её всерьёз. После чего опять проходит пять лет и выходит уже третья часть — продолжение основной сюжетной линии, которая была в первом и втором Stronghold. Опять же, игра вышла сыроватой, не всё вышло удачно. Многим игра не понравилась. Все любили, естественно, Stronghold Crusader.

После выходит ещё онлайн-игра, которая прошла мимо большинства игроков. Тут же выходит Crusader 2, которая опять же показывает, что людям очень нравится именно то, что уже было придумано 12 лет назад, и оно остаётся эталоном. После была ещё одна неудачная попытка, и в конечном итоге всё закончилось тем, что игра не стала развиваться. По сути, вершиной всего стала Stronghold Crusader HD-версия. То есть большинство людей любило и играло в неё.

Проблема была не в том, что другие игры были плохие и не заходили,ма в том, что нововведения были сыроватыми. Решив, что зачем что-то менять, если есть уже эталон, разработчики сделали очередной ремастер, наверное, уже третий по счёту, приуроченный к двадцатидвухлетию серии. Добавили новой кампании, сценариев, юнитов, при этом постарались сохранить дух оригинала. Всё звуковое сопровождение — оригинальное, все постарались повторить анимации, карты, и всё досконально, чтобы люди, которые знали Crusader, заходили и видели свой привычный и любимый мир, в котором проводили десятки и сотни часов.

Знаете, разработчикам реально удалось перенести игру на новый движок, сохранив полностью аутентичность первого Crusader. По сути, ты мог спокойно запускать её на современных устройствах в 4K и наслаждаться своей старой игрой. Но, чёрт возьми, разработчики пошли дальше: они добавили новые сюжетные карты. Чуть ли не всё, что ещё можно было просить! Помимо уже знакомых карт, ты получаешь ещё и новые. Также добавили игру через мультиплеер — теперь не надо пользоваться какими-то сторонними серверами, вставлять костыли, чтобы запустить её. И это очень удобно. Да, блин, даже ввели новых юнитов и новые войска. Да и это же, по сути, всё самое лучшее, что можно сделать с игрой.

И многие на первых порах, как и я, собственно, пошли хвалить игру. Блин, казалось, что разработчики улучшили во всём. Но не тут-то было.

Во-первых, давайте начнём с того, что поймите меня правильно: я не хочу как-то загадить или негативно отозваться об игре, мол, «очередной хейт», нет. Все мои претензии обоснованы и имеют под собой большую почву.

И вот начнём, к примеру, с самого непримечательного — это новые сюжетные карты, или как там, «Путь крестоносца». И смотрите, в чём заключается особенность? Когда ты проходил «Путь крестоносца» в оригинале, тебя как бы знакомили с игрой, давали сначала тяжёлые бои, потом потяжелее, тяжелее, тяжелее, в конечном итоге поднимая уровень сложности на максимум. Но тут, когда тебе добавляют новые карты, тебя знакомят... ты такой: познакомился, прошёл пару карт, и... тип... и чё? И чё? И всё. По сути, никакого развития не происходит по этой ветке. То есть они должны были сделать так, чтобы сначала тебя познакомили с новыми войсками, с возможностями, а потом бы кинули в среднюю сложность боя, потом в максимальный, и потом, используя все войска и всё, что можно, при том что нагнетая какие-то нестандартные условия, чтобы ты испытал всю сложность игры. Но этого нет. То есть они вроде бы добавляют, но не продумывают. Такое ощущение, что эти локации делались не с душой, а просто чтобы они были. Ну да, это приятно, но мне кажется, если ты стараешься что-то сделать, то ты должен делать не просто «на отвали», на «отшибись», а делать качественно.

Второе — это сам геймплей. И что мы получаем? Всё то же самое. Есть некоторые улучшения, которые упрощают: в виде покупки и продажи товаров различных, в виде того, что теперь можно увеличивать дальность зума, тем самым проще наводиться. Карты стали больше и интереснее. Даже добавили новые войска, но суть заключается в том, что войска вносят дисбаланс. Они не приносят чего-то нового, они скорее большинство юнитов делают бесполезными. Они не добавляют глубины боёв, они скорее заменяют большую часть других юнитов на новые. Если до этого у нас был в принципе более-менее идеальный баланс, то сейчас с выходом новых юнитов этот баланс просто нарушается. Он не добавляет глубину.

Так же, как и масштаб карт: карты не предназначены для таких больших перемещений. Потому что когда ты играешь онлайн, то врагам даётся слишком много времени, чтобы подготовиться и отразить атаки. Ты не можешь полноценно вести большие осады, наносить больших повреждений. Нет того накала страстей, который был присущ оригинальному Crusader.

Дальше становится ещё хуже. Все новые юниты, да и старые, они ведут себя так же глупо, как это было двадцать два года назад. И знаете, кто-то скажет: «Ну а чё ты хотел? Это же ремейк, переносят игру так, как она была до этого». Ну у меня вопрос: почему они тогда делают различные новые карты, изменяют карты, добавляют нововведения в управлении, добавляют новых юнитов, но не могут поправить самое главное — это искусственный интеллект врагов? Почему они также тупые и также иногда просто сами по себе могут не достроить замок и ведут себя неадекватно, не могут реагировать на какие-то действия?

Понимаете, суть заключается в том, что нужно было взять старую игру и, вместо вот этих новых карт в первую очередь, исправить искусственный интеллект, добавить какой-то гибкости ему. Но они не добавляют. И получается так, что я, когда захожу играть в новый ремастер, не вижу смысла: зачем мне играть в него, если у меня есть HD-версия, которая работает стабильно и хорошо? Окей, может быть, если у меня был экран 4K, да, можно приобрести. Но если у меня нет 4K, тогда что? Зачем тогда мне играть в неё, при том что в ней даже на хорошем и сильном железе иногда появляются просадки, фризы, и искусственный интеллект порой даже стал не умнее, а тупее?

Так в чём радость? Разве это сложно было в HD-версию добавить патч, который исправит некоторые моменты в плане управления, добавит зум и добавит автоторговлю? Я думаю, нет. То есть получается, нам впихивают очередной ремастер, причём за большие деньги, который не исправляет самых главных проблем.

И я, когда играл, честно говоря, против искусственного интеллекта было неинтересно играть. Я ничего нового не увидел, а скорее даже больше мне показалось, в некоторых моментах он ещё стал глупее и хуже себя вести.

То же касается и мультиплеера. Чёрт, да я думал: «Да ладно, с этим одиночным режимом, зато можно спокойно поиграть в мультиплеер». Сейчас там же также постоянно неожиданные вылеты. И понимаете, проблема заключается в том, что когда ты в очередной раз с друзьями тратишь по 2 часа, чтобы возвести замок, из-за какой-то ошибки ты или другой знакомый вылетаете из игры, и все усилия уходят напрасно. Но блин, после двух-трёх попыток ты уже просто-напросто не хочешь играть в мультиплеер. Зачем играть в мультиплеер, если ты уже заранее знаешь, что игра вылетит и все твои старания, часовые, пойдут по одному месту? Понимаете? Так не дело. То есть мультиплеер вроде как есть, но при этом нормально не поиграть.

И смотрите, есть в хорошем плане пример: Zomboid, игра такая, где, к примеру, я создаю сервер, играю, люди подключаются ко мне, мы создаём определённое количество окружения, создаём дома. Но если люди выходят, это не значит, что их постройки всё исчезают. Нет, они могут в любое время подсоединиться и продолжить. Почему нельзя было сделать что-то определённо также, чтобы в случае чего, ошибок, игра не засчитывала поражение, чтобы игрок мог в любое время зайти и играть? Я до сих пор не понимаю, как вообще можно было так накосячить с мультиплеерной частью.

И по сути получается так, что с одной стороны у нас реально крутой проект, в который вроде как вложили душу, прям приятно снова окунуться. С другой стороны, вот эти все тупости, которые были 22 года назад, они не исправлены. Ну да, первое время, первый десяток часов вроде радуют тебя, но потом что? Потом, когда ты к этому привыкаешь, ты не получаешь от игры удовольствия. При том, что надо понимать: а что ты тратишь за это немаленькие деньги? Ты отдаёшь 1500 за продукт, который был 22 года назад. При том, что у меня в библиотеке уже есть как оригинальная, так и HD-версия. Так зачем мне покупать новую версию в принципе, которая мне особо ничего нового не даёт? Вот в чём вопрос, понимаете?

И почему я рассказывал предысторию о Stronghold вкратце? Да всё дело в том, что разработчики, и такое ощущение, теперь зациклились на одном этом Crusader и теперь будут пилить его постоянно из года в год, выпуская новые патчи, платные новые дополнения или ремастеры, и будут навариваться на одном и том же, продавая одно и то же из раза в раз.

При том что, повторюсь, если бы не было промежуточных различных ремастеров, ремейков и так далее, Crusader да, сейчас бы в 2025 году он был бы к самому месту. Потому что оригинальную часть было сложно запустить. Но у нас уже всё есть в принципе, мы можем спокойно играть, прошлогодний ремастер (HD-версия) прекрасно работает, запускается и играется, и опять же полностью ощущается как оригинальная игра. По сути, это и есть оригинальная игра, которая сделана, чтобы мы играли на современных устройствах. Но этот ремастер, как бы по сути повторение одного и того же. И за это ещё берут деньги. Вот в чём проблема.

Потому что, отталкиваясь от истории, которую мы знаем о серии Crusader, становится даже печально за саму игру. Потому что, честно говоря, сама геймплейная составляющая она хорошая, она даже актуальна в принципе сейчас. И выпусти они какой-нибудь Crusader 4, допиленную игру с хорошим сюжетом, с минимальным введением новых механик, но при этом улучшенным искусственным интеллектом, она бы продалась как горячие пирожки. Но зачем? Зачем что-то стараться делать, если можно перепродать старое? И в этом самая проблема.

И как бы мне не хотелось с одной стороны ругать разработчиков, потому что они правда сделали большой вклад, они и правда вкладывали душу (особенно это касается музыкального и звукового сопровождения), но всё же, когда ты ждёшь очередного ремастера и с такими большими изменениями, ты ждёшь изменения как раз таки в геймплее, в хорошую сторону: искусственного интеллекта, чтобы у тебя был хороший, рабочий мультиплеер, который работал и приносил удовольствие. А не так, что внесли какие-то незначимые улучшения и типа: «Вау, мы молодцы!». Нет, так не делается.

Если вы не понимаете до сих пор, объясню на примере: представьте, у вас есть, старенький Запорожец он вам нравится, да, может, не новый, но хороший, он ездит. И у него есть проблемы, к сожалению: у него не работают не все скорости, ты можешь только ездить на первой, на второй. Но он хороший. И вот ты отдаёшь в автосалон, и вот спустя какое-то время тебе привозят твой Запорожец. Он новенький, они поменяли внешний вид, теперь он выглядит как новый Мерседес, там кожаный салон и всё такое. И ты там прям: «Вау, это же круто, это вот мой Запорожец, он теперь обновлённый!». Ты начинаешь ехать, и у тебя опять же третья, четвёртая не работают. Да, он изменился, он стал классный, и ты можешь ездить, но те старые проблемы, которые в нём были, они остались. Поэтому так и не надо делать.

Если уж вы взялись сделать колоссальные изменения в игре, то вы допиливаете их до конца: допиливаете искусственный интеллект, допиливаете мультиплеер до конца, делаете хорошие сюжетные кампании. А так получается типа: «Ну, мы вам сделали, там-там сделали, и с этого хватит, платите нам бешеные деньги».

При том, что надо ещё раз понимать: за вас уже давным-давно всё придумали. Геймплей придумали, художники уже постарались, все анимации были сделаны, всё придумано. Вам лишь нужно было это допилить до рабочего состояния. Вам не надо тратить деньги и время на придумывание этой концепции, это всё есть. Но почему нельзя сделать? В этом вся проблема.

Я знаю, что многие могут накинуться, мол, «да чего этого мало», «надоели жаловаться». Нет, эта претензия как раз-таки к делу, потому что я плачу большие деньги. Если бы я давал какие-то небольшие суммы, там по 300 рублей, так извините, я бы и не жаловался. Но полторы тысячи — всё же сейчас это уже в принципе сумма, за которую продаются достойные проекты. А тут они продают ремастер за полторы тысячи, который был 22 года назад. Да вы что, с ума сошли, ребят? Такого тоже нельзя поддерживать, понимаете?

Я вспоминаю своё время. Хороший пример — «Ведьмак 3». Я купил его за 600 рублей, 2 дополнения и саму игру. Так эти дополнения по качеству в 100 раз превышают данный ремастер. Ну, стоили в два раза меньше, а того и в три, если отдельно покупать дополнение. Вот что значит, когда люди вкладываются. Может быть, и не всё идеально, но цена соответствует качеству. Поэтому так и надо делать.

А вы расскажите, как считаете: Stronghold вышел удачным или всё-таки там много есть сыроватостей и ненужных моментов?