Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Редкая фотография 1934 года, запечатлевшая московских мотогонщиков с самыми "крутыми" спортивными мотоциклами своего времени.

В этой публикации я предлагаю вашему вниманию интересную фотографию из своей коллекции. Фото ценно не только сюжетом, но и превосходным качеством и, что немаловажно, полной атрибуцией, то есть известно, где оно сделано и кто запечатлен на снимке.

Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.
Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.

Мне этот снимок достался много лет назад в составе фотоальбома, некогда принадлежавшего одному из активных участников Московского Автомобильного Клуба Борису Шейгаму. Этот спортивный деятель на протяжении почти пятидесяти лет был видным деятелем московского и всесоюзного авто-мото спорта. Будучи совсем молодым парнем в середине 1920-х он увлекся велоспортом и с переменным успехом участвовал в гонках. Около 1930 года он «заболел» мотоспортом и вступил в Мосавтоклуб, где быстро выдвинулся в число активистов, принимая участие во всех мероприятиях МАКа – соревнованиях, авто и мото-пробегах и в других видах общественной деятельности клуба. Уже в начале 1930-х Борис Шейгам стал спортивным судьей и в этом качестве участвовал в большинстве соревнований 1930-50-х годов. Известность в спортивных кругах познакомила его со всеми ведущими авто- и мото-гонщиками СССР. После его смерти где-то в начале 1990-х его архив «пошел по рукам» и мне удалось с разницей в полтора десятилетия приобрести два фотоальбома и некоторое количество документов. Материал оказался настолько интересным, что я по сей день считаю архив Бориса Шейгама буквально жемчужиной моей коллекции. Поскольку этот человек участвовал практически во всех спортивных мероприятиях сначала велосипедной, а позже – мотоциклетной и автомобильной тематики, то подбор фотографий в его альбомах оказался максимально полной фотолетописью московского вело-мото спорта 1920-30-х годов. Кроме того, владелец альбомов был аккуратистом и довольно подробно подписывал все фотографии, что очень ценно для их изучения и введения в научный оборот. Правда, некоторые персонажи подписаны не были, так как были отлично известны владельцу альбома, но тут уже приходится обращаться к моему собственному архиву и зрительной памяти, чтобы определить фамилии.

Чемпион СССР Андрей Иваненко на английском мотоцикле Douglas. Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.
Чемпион СССР Андрей Иваненко на английском мотоцикле Douglas. Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.

Вернемся, однако, к фотографии, которой посвящена эта публикация. На карточке запечатлена группа людей возле мотоциклов. На обороте подпись: «Члены команды «Динамо» на ипподроме. 1934 год.». Информация, на первый взгляд, небогатая… Однако, опираясь на свои знания, я сразу же определил по лицам основных героев фото – на фотографии запечатлены известные московские мотоспортсмены 1930-х годов – слева на английском мотоцикле Douglas сидит Чемпион СССР Андрей Иваненко, в центре рядом с английским же AJS – Чемпион Москвы Абрамов, а справа у переднего колеса BMW R-16 с коляской – Теплухин. К сожалению, в прессе 1920-30-х годов имен персонажей обычно не писали, ограничиваясь принятым тогда «Тов. Имярек», так что имена двух последних героев фотографии мне неизвестны. Иваненко был действительно успешным гонщиком и выступал до войны, получая призовые места. Про Абрамова мне известно, что он был несколько раз Чемпионом Москвы и успешно выигрывал региональные и клубные соревнования. Теплухин никакими особенными спортивными успехами не отличился, но участвовал во многих мотопробегах середины 1930-х.

Гонщик Абрамов с мотоциклом AJS. Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.
Гонщик Абрамов с мотоциклом AJS. Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.

Персонаж, видимый за плечом Абрамова кажется мне смутно знакомым – он встречается на многих мотоциклетных фото 1930-х годов, но уверенно опознать его я не смог. Остальные мужчины мне неизвестны. Дамы, позирующие на фото – вероятно, жены мотогонщиков. В те годы фанаток спортсменов в сегодняшнем понимании еще не существовало, а женщины, встречающиеся на фотографиях с мотоциклистами довольно четко делились на «товарищей по спорту» и «жен и подруг». Судя по одежде, тут определенно речь идет о «женах или подругах». ;-)

Фотография сделана летом 1934 год на московском Ипподроме перед очередной серией любительских гонок. В моей коллекции имеется целая серия фотоснимков, сделанных там же, причем «пришедших» из разных источников и принадлежавших некогда разным людям. Мотокоманда Добровольного Спортивного Общества «Динамо» в 1930-х годах была одной из сильнейших в масштабе СССР и ее представители не раз выигрывали престижнейшие соревнования.

Мотоцикл AJS. Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.
Мотоцикл AJS. Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.

Интересные выводы можно сделать, рассматривая мотоциклы, запечатленные на фото. Андрей Иваненко сидит на гоночном Douglas модели R.A. с верхнеклапанным 500-кубовым оппозитным двигателем. Цилиндры мотора расположены продольно, что характерно для этого производителя. Эта модель появилась в 1923 году и выпускалась в разных модификациях несколько лет, так что мотоцикл Иваненко на момент съемки был уже довольно «пожилым». При этом это действительно дорогая и серьезная по мировым меркам гоночная модель, сделавшая революцию в европейском мотоспорте в начале 20-х!

Абрамов владел тоже очень серьезной техникой – в его распоряжении был английский спортивный AJS, вероятно модели R10 с верхневальным 500-кубовым одноцилиндровым мотором. Мотоцикл совсем «свежий» - модель выпускалась в такой конфигурации с 1929 по 1931 год. Этот аппарат также считается знаковым в мировой истории мотоспорта – на таких аппаратах некогда выигрывали Tourist Trophy и другие гонки.

Член мотокоманды "Динамо" Теплухин (справа) возле мотоцикла BMW модели R-16. Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.
Член мотокоманды "Динамо" Теплухин (справа) возле мотоцикла BMW модели R-16. Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.

Теплухин владел роскошным 750-кубовым верхнеклапанным BMW R-16. Модель считалась спортивной, но каких-либо громких успехов на гонках за ней не значится, так как для «большого спорта» строились специальные аппараты. Зато это была самая дорогая модель в производственной линейке баварского концерна в начале 1930-х. Серийный выпуск происходил с 1929 по 1934 год; за это время было выпущено 5 последовательных модификаций (серий). Мотоцикл на фото относится ко второй серии и выпущен в 1931-32 году, то есть на момент съемки он был практически новым. К мотоциклу прицеплена боковая коляска, изготовленная также каким-то из немецких производителей. R-16 в варианте одиночкой мог разогнаться до 120 км/ч, ну а с коляской, думаю, мог ехать около 100 км /ч.

Примечателен факт: увидеть в начале 1930-х в одном месте одновременно десяток BMW R-16 даже в Германии было проблематично, а в Москве – легко; на любых соревнованиях, а то и просто возле гостиницы «Метрополь», в здании которой располагался Мосавтоклуб. По моим подсчетам, только в столице было не менее дюжины таких мотоциклов.

На гоночных трассах и возле авто-мото клубов можно было наблюдать замечательное «разноцветие» лучших мотомашин мира – это «англичане» различных моделей AJS, Brough Superior, BSA, OEC, Rudge, Velocette, немецкие BMW, D-Rad, DKW, Neander, американские Harley Davidson, Indian и Henderson. Перечислены далеко не все марки, представленные в Союзе – только наиболее именитые. Интересно то, что многие дорогие и престижные модели, которых было немного даже в странах, в которых они производились – ездили по Москве и Ленинграду в изрядных количествах. Иностранные мотоциклисты, приезжавшие не раз в СССР в 20-е годы этим фактом были просто шокированы! Такие вот «гримасы истории»…

Мотоцикл BMW модели R-16. Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лело 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.
Мотоцикл BMW модели R-16. Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лело 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.Группа спортсменов-мотоциклистов ДСО "Динамо" возле Московского Ипподрома. Лето 1934 года. Фото из коллекции Андрея Мятиева.

Возникает вопрос: а откуда в Советской России 1920-х - начала 1930-х взялись мотоциклы, сделавшие честь своим участием любой гонке в Европе? Обратимся к официальной статистике: в 1923-29 годах из Англии, Германии и Соединенных Штатов в СССР разными организациями было импортировано всего 895 мотоциклов, значительная часть которых закупалась для нужд госструктур. Но в эту статистику не попали мотомашины, ввезенные для личных нужд или для продажи! Во времена Новой Экономической Политики советские газеты и журналы выступали не только коллективными организаторами, агитаторами и пропагандистами марксистко-ленинских идей, но и носителями рекламы «китов» мирового мотоциклостроения, чья продукция продавалась через торговые представительства и совместные «российско-иностранные» коммерческие структуры или частные магазины. Теоретически любой гражданин Страны Советов мог приобрести импортный мотоцикл – были бы деньги и определенные знания, что конкретно ему нужно и где это можно было найти. Вот и покупали советские спортсмены самую передовую на тот момент иностранную мототехнику. В конце 1920-х правительство стало постепенно «сворачивать» НЭП, но некоторое время сохранялась возможность покупки техники через государственные структуры, занимавшиеся международной торговлей. К середине 1930-х это «окно возможностей» окончательно закрылось и единственным каналом поступления иностранной мототехники для частных лиц остался ввоз ее советскими специалистами, ездившими в зарубежные командировки. В таких случаях действовали ограничения на отчуждение ввезенного по льготным условиям мотоцикла - владелец не имел права продавать его в течении пяти лет. Впрочем, количество ввезенных таким образом аппаратов было минимальным и не «делало погоды» в общей статистике.

Реклама мотоциклов BMW из журнала "За Рулем" 1930 года. На иллюстрации изображен мотоцикл BMW модели R-16. Реклама из коллекции Андрея Мятиева.
Реклама мотоциклов BMW из журнала "За Рулем" 1930 года. На иллюстрации изображен мотоцикл BMW модели R-16. Реклама из коллекции Андрея Мятиева.

Запрет на участие в крупных мотоциклетных соревнованиях иностранных мотоциклов, введенный в 1936 году по инициативе Валерия Чкалова, окончательно «пересадил» спортсменов на советские «ИЖи», «Красные Октябри», «ПМЗ» и «ТИЗы». Ситуация изменилась только после Великой Отечественной Войны, но это уже совсем другая история…

Посмотрите подборку моих статей по теме "История мотоциклетной культуры":

dzen.ru

Благодарю за лайки, репосты, подписки и комментарии - ими вы помогаете развитию канала!

Реклама мотоциклов Harley Davidson, продаваемых Автопромторгом. 1920-е годы. Рекалма из коллекции Андрея Мятиева.
Реклама мотоциклов Harley Davidson, продаваемых Автопромторгом. 1920-е годы. Рекалма из коллекции Андрея Мятиева.