Найти в Дзене
ONESS SPORT

Интервью с главным тренером команды водного поло "Буревестник"

Иван Павлович, в чем на Ваш взгляд главное отличие водного поло от других командных видов спорта? Водное поло один из самых энергозатратных и тяжелых видов спорта - подключаются все мышцы, когда ты плаваешь. Иногда надо плавать с поднятой головой, я бы сказал, что скорее всего большую часть времени ты плаваешь с поднятой головой и при этом тебе еще надо думать, видеть, реагировать, отдавать мяч, забывать голы. Поэтому, я думаю, что это один из самых тяжелейших видов спорта. Как попасть в водное поло? Приходят в бассейн. Дети начинают заниматься лет с 6-7. Зачастую, родители приводят на плавание, и потом ребята, если они подходят, и девчата, переходят в водное поло и мы уже берем детей, обученных плаванию, и начинаем работать с ними над специализацией - мяч, вертикальное плавание, ходьба на ногах. Если ли противопоказания для занятий водным поло? Как таковых противопоказаний нет, в отличии, например от гимнастики. В водное поло мы оберем любых размеров, любого веса, так что нет никаких
Комаров Иван Павлович, главный тренер команды водного поло "Буревестник"
Комаров Иван Павлович, главный тренер команды водного поло "Буревестник"
Иван Павлович, в чем на Ваш взгляд главное отличие водного поло от других командных видов спорта?

Водное поло один из самых энергозатратных и тяжелых видов спорта - подключаются все мышцы, когда ты плаваешь. Иногда надо плавать с поднятой головой, я бы сказал, что скорее всего большую часть времени ты плаваешь с поднятой головой и при этом тебе еще надо думать, видеть, реагировать, отдавать мяч, забывать голы. Поэтому, я думаю, что это один из самых тяжелейших видов спорта.

Как попасть в водное поло?

Приходят в бассейн. Дети начинают заниматься лет с 6-7. Зачастую, родители приводят на плавание, и потом ребята, если они подходят, и девчата, переходят в водное поло и мы уже берем детей, обученных плаванию, и начинаем работать с ними над специализацией - мяч, вертикальное плавание, ходьба на ногах.

Если ли противопоказания для занятий водным поло?

Как таковых противопоказаний нет, в отличии, например от гимнастики. В водное поло мы оберем любых размеров, любого веса, так что нет никаких противопоказаний.

Как проходит отбор в команду и в сборную?

Отбор в команду – это в основном перспективные дети, которые занимаются в школе плавания, в нашем случае это училище Олимпийского резерва и школа плавания «Дельфин». Смотрим, кто готов, начинаем подключать. Мы начинаем подключать с самого юного возраста, то есть девчата некоторые приходят и тренируются с главной командой уже лет, наверное, с 14-ти. Т.е. мы уже с 13 берем в команду и работаем с ними, как с мастерами.

С какими трудностями чаще всего сталкиваются начинающие ватерполисты?

Если брать детей, наверное, это мяч, потому что тяжело координировать руки, ноги и кидать пас. Если это на суше, это еще как-то получается, а в воду заходишь - другая нагрузка. Поэтому, наверное, самое тяжелое научиться кидать мяч на воде.

Какие качества, помимо физической подготовки, особенно важны для игры в водное поло?

Быстрота принятия решения, хорошая работа ногами - чтобы стоять на воде, интеллектуальные, наверное, какие-то действия, потому что очень много приходится думать - и наперед думать на опережение, поэтому очень много зависит от человека - он должен соображать.

Как родителям распознать в ребенке потенциал именно для водного поло, а не для другого вида спорта?

Потенциал в водном поло, на самом деле, как и в плавании - ребенок должен быть большим, крепким, сильным. Но зачастую, на моей практике было, когда ребенок приходит, и не особо высокий, не особо крепкий, и занимаясь в водном поло очень хорошо развивается, приобретает физические данные.

Как вы справляетесь с внутренним конфликтом между результатом и удовольствием от игры у своих подопечных?

Без удовольствия от игры, наверное, не будет результатов. Я думаю, что девочки все приходят, получают удовольствие на тренировках, получают удовольствие в игре, поэтому выигрываем и есть результат.

Как Вы работаете над физической выносливостью и подготовкой игроков команды?

Мы много времени проводим в тренажерном зале, много работаем в игровом зале, у нас игровые депорты - баскетбол, футбол. Мы всё подключаем - плавание, даем тяжелое плавание (силовое), скоростное плавание, скоростно-силовые тренировки у нас на площадке проводим с мячом. У нас много вариаций, как развить спортсмена.

Есть ли у команды капитан, и какую роль он играет в коллективе?

Да, конечно, есть капитан нашей команды - это Диана Хамраева, вратарь нашей команды. Опора, надежность, роль играет большую. Капитан, в принципе, это человек, который помогает тренеру - это проводник тренера в команду, что я говорю, она все передает, она очень много помогает, и с бумажными делами очень часто мне помогает, и передает то, что надо собирать команду, настраивает команду в игровом плане. Это все время поддержка, это помощь. Девочкам, наверное, спокойствие должна передавать своё, когда они заводятся. Человек, который играет очень важную роль в команде.

А как вообще выбирается капитан? Это коллективное решение или выбирает тренер?

По-разному, бывает, и тренер решает, и команда выбирает, бывает, голосование открытое, бывает слепое голосование. Т.е. тут нет никаких правил. Зачастую выбирает тренер, просто своим решением ставит человека, с которым будет комфортно, который будет помогать. Но, бывает, выбирает команда - в сборной, наверное, зачастую выбирает команда, голосованием вслепую, но также может назначить тренер.

Кто в команде больше всех делает брызг, подвижный нападающий или вратарь?

Брызг всех больше делает вся команда, когда они перед стартом игры ныряют воду.

Как проходит взаимодействие между тренерским штабом и игроками?

Взаимодействие - отлично. Мы на самом деле хорошо контактируем со всеми игроками. Дружеская обстановка все время в команде, игроки могут подойти к нам поинтересоваться. Мы можем также донести через капитана, если нам что-то надо, если они там нас не слышат. Такого, что бы у нас не было налажено взаимодействие - у нас нет. Мы часто ходим вместе в кино, просто на прогулки, в храм очень часто ходим вместе. Т.е. у нас налажен контакт с командой.

Как вы определяете психологическую устойчивость игрока в воде и как тренируете ее вне бассейна?

В воде - когда это идет игра, это видно, игрок начинает, иногда совершать такие действия, которые, ну, знаем по тренировкам, что он не должен их совершать, что он уверенно забивает голы на тренировках, пасы отдает надежно. Когда начинается этот мандраж в игре - это видно. Немножко надо дать человеку отдохнуть, посадить на лавочку, подышать немножко. А за пределами тренировок, за пределами воды у нас есть командный психолог. Ксения Малянова - она приезжает, работает с девочками, и он-лайн все время с ними на связи, ездит с нами на соревнования. Так что нам очень помогает на суше наш психолог команды.

Был ли у вас момент, когда команда выигрывала, но вы были разочарованы своей работой как тренера? Почему?

Да, конечно, бывают такие игры, что вроде победа, но, ты знаешь, что команда может играть гораздо лучше, и они должны были выигрывать с более крупным счетом, пропускать меньше голов, и выходишь немножко в плохом настроении, даже от того, что это вроде победа, но ты не получаешь удовольствия от этой победы.

Какую метафору вы бы использовали, чтобы описать стратегию вашей команды в атаке?

Порхай, как бабочка, жаль, как пчела.

Какие вызовы Вы испытываете как главный тренер, и как с ними справляетесь?

Ну, на самом деле у нас в женском коллектив - это каждый день вызов. Потому что, ну, девочки, тяжело с ними работать, в принципе, потому что бывает настроение плохое, что-то не получается, они расстраиваются, поэтому надо найти подход к каждой. Как-то получается справляться, давать результаты все равно надо - находим подход. Коллективная работа, помогает мой второй тренер - Илья Владимирович, помогает психолог, и в совокупности справляемся.

Как вы работаете с молодыми игроками и интегрируете их в основной состав?

Ну, у нас очень хорошая школа, мы приносим много золотых медалей в Нижегородскую область, поэтому игроки хорошие – как я уже говорил, мы часто подключаем молодых игроков, смотрим, прокручиваем их в течение сезона, очень много. Подключаем именно к тренировочному процессу, смотрим, кто готов выступать в дальнейшем в клубе, выступать за клуб. Игроков много молодых. Ну, у нас, в принципе, самая молодая команда в чемпионате России, которая занимает высокие места. Средний возраст 19 лет.

Какая самая большая ошибка, которая может допустить тренер водного поло, но о ней почти никто не говорит?

Сказать, что один молодец, а другой, не молодец, потом это аукнется.

Что в игре вашей команды должны чувствовать зрители, которые ничего не понимают в водном поло?

Азарт, желание победить, страсть, красота игры, когда идет нападение, когда команда не теряет мяч, когда мяч все время в движении ходит, ну и красота голов.

Расскажите о моменте, когда игрок команды удивил вас не навыком, а поступком или решением в игре?

Любой игрок может нас удивить своими поступками, и даже порой навыками - что мы не отрабатываем на тренировке, они могут выдать в игре. Удивлений у нас хватает.

Какой матч вы считаете самым запоминающимся в вашей тренерской карьере? И почему?

На самом деле очень много матчей запоминающихся - тренер, наверное, это тот человек, который пропускает через себя все игры, и это все откладывается на сердце, на душе, каждый ранкой или радостью. Поэтому очень много запоминающихся матчей было. И в моей карьере – ну, наверное, самое такое, когда в первый раз вышли в четверку, попали в финал четырех, наверное самый трогательный момент был, потому что до этого в истории клуба никогда такого не было.

Что вы узнали о себе, как о человек, наблюдая за реакцией игроков на ваши решения?

Я думаю, что у нас очень хорошие девчонки, воспитанные. С душой относятся к нам и с пониманием. Бывает, конечно, что и мы перегибаем палку, потом они там в душе ругают нас, а мы проходим - слышно, но мы им не рассказываем об этом.

И последний вопрос, что вы посоветуете родителям, которые решили отдать ребенка в водное поло?

Без сомнения - отдавать в водное поло, потому что это очень интересный вид спорта. Ни в коем случае не критиковать тренера - водное поло, это не кружок рисования или лепки. Водное поло — это тяжелый вид спорта, который несет собой очень большую работу именно тренерского состава с детьми, воспитание. Поэтому, дети могут приходя домой, жаловаться, что им тяжело, что они не хотят заниматься водным полом. Немножко, наверное, надо поддерживать их, и ни в коем случае не заставлять, не давить на ребенка - потому что это все делает тренер находясь на тренировке. Поддерживать своей детей, говорить, что скоро станет легче, надо немножко потерпеть, и все получится.

А что бы ничего не отвлекало от игры, очень важно исключить такие факторы, как раздражение кожи, вызванное длительным пребыванием в воде, запах хлора, сухость, шелушение. Поможет с этим справиться косметика ONESS SPORT. Подробную информацию о косметике после бассейна можно узнать здесь.