Александр Куприн и Иван Бунин были ровесниками. Оба родились в 1870-м с разницей в месяц. А годом раньше, но в один день с Буниным, на свет появился другой известный деятель искусства — художник Филипп Малявин.
Цепь случайностей, схожесть судеб и невероятное совпадение дат и цифр свяжут эти три известных русских имени на многие годы. Именно об этом и пойдёт речь в публикации Российского фонда культуры к 155-летию Александра Ивановича Куприна.
В ноябре 1987 года в Советский фонд культуры пришло письмо от гражданина Франции Алексея (Алекса) Александровича Московича. Адресовано оно было председателю правления Дмитрию Сергеевичу Лихачёву.
(Из письма А.А. Московича) «Многоуважаемой Дмитрий Сергеевич! Испытывая добрые чувства к Советскому Союзу, хорошо зная о благородном характере Советского фонда культуры и разделяя его идеалы, настоящим уведомляю Вас, что я хотел бы внести свой скромный дар в организацию, которую Вы возглавляете».
Дальше Москович сообщает, что передаёт в Фонд два на первый взгляд скромных, карандашных портрета А.И. Куприна и И.А. Бунина — работы одного из интереснейших художников XX века Филиппа Малявина. А купил он их на аукционе в Ницце. Очень дорожил ими, но считал, что они должны вернуться в Россию, где родился и он сам.
Семья Алексея Александровича переехала во Францию после гражданской войны и революции 1917 года. Там он занимался бизнесом, политикой. Был соратником и близким другом генерала Шарля де Голля. Живя за рубежом, продолжал вести дела с Советским Союзом. Увлекался русским театром, посещал спектакли «Современника» и Театра Моссовета. А в его гостеприимном французском доме всегда были рады друзьям и знакомым из России.
(Из письма А.А. Московича) «Передавая портрет Куприна, делаю приятно себе, а вручая портрет Бунина, как бы отторгаю часть своей души».
Статья об этом даре была напечатана в журнале «Наше наследие» (№10, 1989 год). В левом нижнем углу одного из рисунков хорошо видна надпись, сделанная дочерью художника на французском языке через несколько дней после его смерти: «Я подтверждаю, что автором этого портрета Куприна является мой отец Ф.А. Малявин. 29.12.1940 г. З. Малявина».
Интересен тот факт, что художнику Малявину были нехарактерны графические портреты. Выходец из бедной крестьянской семьи, бывший ученик монастырской иконописный мастерской, а затем и Ильи Репина Филипп Андреевич Малявин больше тяготел к живописным полотнам. Но несмотря на это в историю вошёл как один из крупнейших рисовальщиков эпохи.
(Известный критик Сергей Маковский в статье о Ф.А. Малявине в журнале «Жар-птица» за 1923 год) «Карандашные наброски Малявина с натуры подчас тоньше, острее, красивее того, что делал Репин и даже Серов, т.е. наши лучшие мастера реалистического рисунка. Иногда они напоминают Врубеля и Сомова. Тут он действительно в совершенстве владеет манерой нервной линии, легко придавая филигранно-точную форму зоркому наблюдению и законченный стиль».
Картины из архива Филиппа Андреевича Малявина разошлись по миру, в основном осели в частных собраниях. 110 живописных полотен и графических работ проданы на аукционе «Сотбис» 19 февраля 1998 года.
А рисунки, принадлежавшие Алексу Московичу, через Российский фонд культуры были переданы в Дом-музей Марины Цветаевой в Москве.
Три замечательных русских имени сошлись в одном даре. Такие разные в творчестве и в жизни, но всех их объединила эмиграция и тоска по Родине. Искусствоведы сходятся во мнении, что эта ностальгия особенно остро читается в подаренных Фонду портретах — Куприн прячет её в ироничной улыбке, Бунин — за внутренней строгостью. Именно такими они и были в жизни.
Иван Бунин и Александр Куприн познакомились в Люстдорфе, под Одессой, когда обоим было по 29 лет. Сразу нашли общий язык. И судя по письмам, искренне любили друг друга, хотя не упускали возможности поддеть друга-соперника.
(Из дневника Веры Николаевны Буниной) «Отношение Куприна к Бунину были очень непростые, тут понадобился бы сам Достоевский, чтобы всё понять. Диапазон был большой: от большой нежности к раздражённой ненависти».
Писатели продолжили общение и в эмиграции в Париже. Некоторое время даже жили в одном доме. Неподалёку снимал квартиру и художник Филипп Малявин. В своей мастерской он часто устраивал дружеские посиделки, где, как вспоминал один из современников, «крюшон в огромном серебряном жбане приготовлялся на глазах изумлённых иностранцев из лучших марок шампанских вин и свежих ананасов». Бывали там и Бунин с Куприным. Можно даже предположить, что именно на таких вечерах у Малявина были написаны портреты из дара.
(Из дневника Веры Николаевны Буниной) «Вчера были у Малявина. Масса народу, но ни одного художника. Писатели были…», «Куприн быстро уехал к Малявину. Мы тоже решили ехать туда».
О дружбе этих выдающихся людей много рассказывала и писала в своей книге «Куприн — мой отец» дочь Александра Ивановича Ксения.
Ксения Куприна, или Киса Куприн, была известной актрисой немого кино. Дружила с Жаном Маре и Антуаном де Сент-Экзюпери. А легенда французской сцены Эдит Пиаф так восторгалась талантом Кисы, что специально для неё напела пластинку.
К числу загадочных совпадений можно отнести и тот факт, что, когда Ивану Алексеевичу Бунину сообщили о присуждении ему Нобелевской премии, он смотрел в «синема» фильм с участием Кисы Куприн.
(По воспоминаниям И.А. Бунина) «Когда после антракта начинается какая-то весёлая глупость под названием «Бэби», смотрю на экран с особенным интересом: играет хорошенькая Киса Куприна, дочь Александра Ивановича».
К слову, 5 тысяч франков из полученной премии Бунин отдал Куприным.
С именем Кисы Куприн связаны ещё три графические работы, выполненные художником Филиппом Малявиным в 1924 году. С них на нас смотрят похудевший Александр Иванович, его жена Елизавета Морицовна и 16-летняя красавица-дочь писателя.
Эти рисунки вместе с сохранившимся архивом отца Ксения Александровна привезла в Россию в 1958 году, уже после смерти родителей. Они стали основой единственного Дома-музея А.И. Куприна на его малой родине в небольшом селе Наровчате Пензенской области, о котором сам писатель говорил: «Вроде Москвы, но несколько красивее».
Много лет Ксения Куприна добивалась открытия этого музея. Первых посетителей по комнатам дома провела лично 6 сентября 1981 года, в день открытия музея, когда была уже смертельно больна.
Здесь работы хранятся и сегодня. Мы обратились к сотрудникам этого маленького чудесного музея с просьбой сделать фотографии рисунков в экспозиции. Они любезно согласились.
Дружба двух писателей продолжалась десятилетия. В одном из писем Бунин писал: «Радуюсь тому, что судьба связала моё имя с твоим». Эта связь не заканчивается и сегодня.
В коллекции Российского фонда культуры хранится ещё один уникальный архив из Ниццы с автографами Судьбинина, Бенуа, Билибина и политических деятелей, входивших в состав Временного правительства. Есть в нём и автографы Куприна, но об их необычной судьбе и витиеватом возращении на родину мы расскажем уже в следующих публикациях.
Российский фонд культуры благодарит Дом-музей А.И. Куприна за предоставленные фотографии
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры подготовлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: Дом-музей А.И. Куприна, Российский фонд культуры, открытые источники