В фильме «Москва слезам не верит» меня всегда смущала одна деталь, на которую будто бы не обращали внимания другие зрители. По крайней мере, во времена моего детства и юности и позже от людей родом из СССР я никогда не слышала той претензии, которая была у меня. Она касается возраста главной актрисы.
Вера Алентова и в реальной жизни, и на экране, всегда была этакой железной леди с несгибаемым характером, который подчёркивал её низкий голос. И каждый раз, когда я смотрела «Москву...», меня накрывало несоответствие того, что есть в реальности, и того, что нам пытаются «продать» с экрана. Но обо всём по порядку!
Давайте вспомним, сколько вообще было лет актёрам во время съёмок. А съёмки длились с 1978 по 1979 год. За ориентир возьмём именно то, в каком возрасте находились актёры в 1979 году (примерно до его половины).
Вера Алентова (1942)
Актрисе на момент съёмок было 36-37 лет. Получается, что в первой серии фильма она играет вчерашнюю школьницу, которая приехала поступать в Москву... И если к директрисе-Катерине в костюме и на машине, которая сама себе покупает гвоздики в дом с модным интерьером вопросом не возникает, то к несостоявшейся студентке и состоявшейся заводчанке – масса. Точнее, к достоверности актёрского исполнения.
Мне всегда было немного неловко смотреть на «юную» Катерину, которая по сценарию такая наивная и «незамутнённая», но по факту ты всегда видишь взрослую женщину с грубым голосом и соответствующим характером, что совершенно невозможно спрятать.
Единственный момент, где я всегда отмечаю совпадение актрисы и характера ещё молодой героини – это в сцене с матерью Рудольфа в общежитии. И тогда же – с Людмилой.
Но в основном, все эти сцены с наивно-восторженной и ведомой девушкой, которая пытается говорить на высоких тонах и с придыханием – ну нет, не верю...
Но если вспомнить, что роль Катерины могли сыграть Ирина Купченко и Маргарита Терехова, то и не знаешь, как лучше. У Купченко более утончённый, аристократический имидж. Смогла бы она в свои 30 лет тогда убедительно сыграть юную Катерину? Наивности в её взгляде, кажется, не было никогда.
А Терехова и вовсе ровесница Алентовой! И от роли она отказалась, чтобы сыграть Миледи, за которую она тоже получила «на орехи». И за манерность, и за морщины, которые не подразумевались у юной леди Винтер.
Раиса Рязанова (1944)
А вот здесь интересно! Рязанова всего на два года младше Алентовой, и ровесница своему экранному мужу – им обоим по 35 лет в фильме. Но в роли юной Тоси я ей абсолютно верю! Подозреваю, что всему виной её образ наивной трогательной провинциальной простушки, которая чиста, проста и домовита.
Это, кстати, отличный пример того, как по-разному могут восприниматься ровесницы или близкие по возрасту люди, когда у них разные характеры. Жёсткая, сильная и независимая почти всегда воспринимается как более взрослая. Добрая, нежная, кроткая видится как более юная (поэтому и мужчины таких больше жалуют для совместной жизни).
Ирина Муравьёва (1949)
Ирине Муравьёвой в этом плане повезло, потому что она уложилась в золотую середину. Актрисе на момент съёмок было 30 лет. То есть, она примерно на десяток лет старше юной версии Людмилы, но воспринималась очень органично. Наверное, по той же причине, что я описала выше.
Бойкая, энергичная, где-то грубоватая, прямолинейная, она вполне тянет на свои экранные плюс-минус 20 лет, которые чуть утяжелены соответствующим темпераментом. Ну а позже из неё гримёры состряпали 40-летнюю разведёнку, на лице которой появились тяготы жизни жены пьющего хоккеиста.
Юрий Васильев (1939-1999)
Неотразимому Васильеву в роли «маминой корзиночки» Рудольфа-Родиона в фильме аж целых 40 лет! Признаться, я этого не знала и не подозревала, потому что никакого отторжения его внешность у меня не вызывала.
Думаю, всё дело в типаже, который и в молодости смотрится довольно зрелым. Бывают же крупные, высокие и коренастые мужчины, которые всегда выделяются на фоне щуплых сверстников в юном возрасте.
Любопытно, что во второй части фильма гримёры явно постарались состарить героя с помощью усов, седины и глубоких морщин. Хотя фактически, герой был плюс-минус ровесником самого актёра, как и Катерина-Алентова.
Алексей Баталов (1928-2017)
Баталов родился 20 ноября, и скорее всего, до его 51-летия съёмки не затянулись. Это значит, что в фильме актёру ровно 50 лет. Я бы сказала, что его Гоша выглядит вполне себе как рядовой 50-летний мужчина рабочей профессии из СССР.
Но современная молодёжь, взращенная соцсетями, наверняка сочтёт Баталова старым. Откуда им знать, как выглядит советский слесарь – их же в ТикТоке не показывают! Зато они точно знают, что был манипулятор и абьюзер.
Борис Сморчков (1944-2008)
Сморчков в фильме ровесник своей экранной жены, но в свои 35 выглядит практически ровесником Баталова. Молодой Николай молодым совсем не воспринимается, а взрослый, у которого три волосинки в шесть рядов и комок нервов в области талии, выглядит на уставшие и пожившие 50+.
Кажется, гримёры немного перестарались, потому что женщин взрослили одеждой, а мужчин – гримом с признаками времени, который отчётливо заметен на лице и волосах.
Валентина Ушакова (1925-2012) и Виктор Уральский (1925-2009)
Актёры, игравшие родителей Николая, тоже ровесники – обоим в фильме по 54 года. Вот здесь самое время вспомнить, как выглядели обычные деревенские 50+ в СССР, а потом посмотреть как минимум на современных женщин, что на фитнесе и косметологии. На Дженнифер Лопес, например, которой в этом году исполнилось 56. И что будет, если сползти с фитнеса и улучшайзингов.
Александр Фатюшин (1951-2003)
Фатюшину в фильме 28 лет, он на два года моложе Ирины Муравьёвой. Молодая версия Гурина действительно молода, свежа и привлекательна. Но каждый раз, когда он появляется в кадре с нарисованной седой щетиной и бакенбардами, которые, видимо, должны усилить его респектабельность, меня снова передёргивает от усердной работы гримёров.
Наталья Вавилова (1959)
Вавиловой в роли студентки Александры 20 лет. Всё же молодость есть молодость, и изобразить её трудно. И если она есть, то ничего рисовать не нужно.
Евгения Ханаева (1921-1987)
Помните, когда Катерина приходит в гости к Рачковым, младший брат Рудольфа старательно отбивает пальцы на фортепиано, пытаясь впечатлить «профессорскую дочь»? На этой сцене у меня всегда когнитивный диссонанс. Как может быть таким маленьким сын этой немолодой женщины?
Может, опять дело в типаже, который у Евгении Ханаевой всегда располагал играть принципиальных немолодых дам с менторским тоном? Но в фильме актрисе 58 лет – она визуально годится в матери Рудольфу, но явно не его младшему брату-пионеру Вите.
Олег Табаков (1935-2018)
Табакову в фильме 44 года. Кажется, совсем немного, но снова с поправкой на время. Я уверена, что если показать молодым девчонкам кадр из фильма с Олегом Павловичем, ему дадут не меньше «полтинника», а то и больше. Опять же, это всё современная намеренность на всяких Бредов Питтов, которые в 60 выглядят на 40.
Кстати, в этом году 44 года исполняется Диме Билану. И если поставить его рядом с Табаковым из 1979 года, то он будет выглядеть его сыном. С другой стороны, Гарику Харламову тоже 44... так что всё в этом мире относительно, в том числе и возраст.
Что скажете? И спасибо за 👍