Канистра с российским моторным маслом, на которой гордо красуется значок API SP или допуск Mercedes 229.52, сегодня напоминает найденный в старом кошельке билет на концерт легендарной группы, которая, увы, давно распалась. С раритетом связаны ценные воспоминания, но, по факту, он уже ничего не стоит.
После 2022 года российские производители масел оказались в очень неприятном положении: международные сертификаты, как и западные присадки, стали недоступны, а доверие потребителей пошатнулось. Импортозамещение, о котором много и громко говорили поначалу, на практике оказалось долгим и сложным процессом, которому предстоит длиться еще годы, если не десятилетия (у нас уже была отдельная статья на эту тему). А выходить из ситуации как-то надо прямо сейчас. Давайте же разберемся в хитросплетениях отечественного «масляного маркетинга» эпохи санкций.
Зомби-сертификаты: как оживляют мертвые допуски
Откройте любой сайт российского производителя моторных масел – и вы наверняка увидите гордые заявления: «Соответствует API SP / Имеет допуск ACEA C5 / Одобрено по стандарту VW 504 00». Но вот незадача: с 2022 года ни одна российская компания не получала новые сертификаты от западных институтов, типа API и ACEA, и автоконцернов, типа Volkswagen. Те, что есть, – «наследство» докризисной эпохи, продлеваемое и рекламируемое по инерции.
Почему это обман?
API, ACEA и автопроизводители требуют ежегодного аудита. Если состав масла изменился (а он изменился у всех автомасел, произведенных за последние три года в РФ – вот тут мы писали почему), сертификат теряет силу. Но российские производители смазочных материалов делают вид, что ничего не случилось.
Если бы менеджеры компаний говорили только правду, то звучала бы она примерно так: «Сертификат API SP был получен наши маслом Икс в 2021 году. Формально он действует до 2026-го. Но с 2022 года мы полностью сменили пакеты присадок и используемые базовые масла, потому как из-за санкций нам пришлось поменять поставщиков. По правилам API, это автоматически аннулирует ранее выданный сертификат. Однако мы продолжаем его использовать! Как это работает? Все просто. Мы зарегистрировали новую юридическую «оболочку» за пределами РФ и перевели старый сертификат на нее – как на формальный «правопреемник». А в декларациях указываем, что состав не менялся».
API, по понятным причинам, не может проверить каждую российскую компанию, практикующую подобную схему. И этим производители отчаянно пользуются. Так, буквально минувшим летом один известный российский масляный бренд (названный, тем не менее, на западный манер) объявил во всеуслышанье о получении им сертификатов европейской ассоциации ACEA. Само собой, в этой красивой, растиражированной по всем СМИ новости, нет ни слова о том, что ACEA подтвердила высокое качество моторных масел не для российского производителя, а для иностранной компании, которую этот производитель зарегистрировал за рубежом с целью обойти санкции и получить сертификаты.
Что же в этом плохого, спросят нас автолюбители? Ну, обошел производитель ограничения, справился с трудностями. Это же, наоборот, хорошо! Все так, если бы не одно «НО». Как быть с тем фактом, что сертификацию за рубежом прошли одни продукты, а россиянам продавали и продолжат продавать совсем другие? Помните, мы писали, что для дальнейшей сертификации что у ACEA, что у API, что у известных автопроизводителей, для производства масел нужны строго определенные присадки. И пока действуют санкции, в составе выпускаемых в РФ масел этих присадок не может быть по определению. Не значит ли, что получившие сертификаты ACEA образцы смазочных материалов были произведены за рубежом на другом сырье и отличаются по составу от того, что предлагается российскому потребителю на нашем рынке от локального производителя?
Китайские присадки: почти как Lubrizol, но без гарантий
Поясним, что стало не так с составом российских масел. Дело в присадках, о чем мы уже неоднократно писали – и повторим еще раз!
Исторически так сложилось, что 90% мирового рынка присадок контролирует «Большая четверка»: Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite и Afton Chemical. Их формулы десятилетиями тестируются на двигателях ведущих мировых автопроизводителей, таких как Mercedes, BMW, Toyota и др., а авторитет – непререкаем. Однако эти компании три года как ушли с рынка РФ, доступ к их пакетам присадок полностью перекрылся, и российские производители смазочных материалов переключились на китайские аналоги. Но тут ожидаемо выяснилось, что у последних недостает того, что может предложить «Большая четверка», а именно:
- Полного пакета испытаний. Например, единичные продукты от китайского Richful теоретически подходят для API SP, но ключевые тесты проводятся с «оговорками».
- Исчерпывающих данных по долгосрочным испытаниям. Как поведет себя масло после 50-100 тыс. км, никто точно не знает – соответствующих тестов просто не проводилось.
Но в публичном поле об этом, конечно же, не упоминается. Вместо этого потребитель читает и слышит рекламу, в которой громко заявляются «современные формулы», «инновационные компоненты» и прочая «защита двигателя». И ни слова про изменившийся состав и аннуляцию сертификатов.
«Мертвые души» OEM-допусков
Особая история – одобрения Mercedes, Volkswagen, Porsche, BMW и т.п. Раньше для их получения нужно было:
- Провести испытания на двигателях автопроизводителя.
- Пройти аудит завода.
- Платить ежегодный лицензионный сбор.
Сейчас, конечно же, ничего из этого не делается, так как в РФ нет ни самих автопроизводителей, ни доступа к их технологиям. Однако старые допуски остаются на этикетках. В действительности же, масло с маркировкой, скажем, VW в 2025 году – это:
- либо остатки докризисных запасов (которых уже почти нет на рынке);
- либо новый продукт, который никто не тестировал на двигателях VW.
А предъявить претензии некому, т.к. – см. выше – автопроизводитель давно в России не работает.
Что на самом деле в канистрах?
Покупая российское масло с западной маркировкой, отсылающей к какому-нибудь актуальному допуску типа API SP, автовладельцы, в подавляющем большинстве случаев, получают один из двух вариантов:
- Старый продукт (если повезет), сделанный на оригинальных присадках, но с просроченным сертификатом.
- Новый состав на китайских присадках – без гарантий, что масло защитит двигатель так, как об этом заявляется.
Что делать автовладельцам?
Мы не даем непрошенных советов, но если вам интересно наше мнение, то оно такое:
- Всегда нужно проверять сертификаты на сайте API. Если масла нет в реестрах – соответствие лишь на словах.
- Ориентироваться стоит не на рекламу по радио и ТВ, а на отзывы реальных автовладельцев, откатавших на одном и том же масле несколько межсервисных интервалов.
- Для современных авто (особенно с турбинами) лучше использовать официально импортируемые в РФ масла с актуальными сертификатами и приемлемой ценой, такие как южнокорейский HYUNDAI XTeer.
Да, российские производители оказались в сложной ситуации, но их нынешняя тактика далека от практического решения проблемы. Пока они делают вид, что:
- Санкции ни на что не влияют.
- Присадки в продуктах те же, что и раньше.
- Сертификаты в силе.
Но факты – вещь упрямая: без доступа к технологиям «Большой четверки» и международным лабораториям создать конкурентоспособный продукт за пару лет «с нуля» невозможно. И скромно замалчивать эту правду – не вполне честная по отношению к потребителям игра.