Найти в Дзене
КП - Новосибирск

«Куда ты их положила?»: 75-летний дед убил внучку и правнучку из-за документов на дачу

Оглавление
Дед так до конца и не понял, что убил внучку и правнучку. Фото: СК
Дед так до конца и не понял, что убил внучку и правнучку. Фото: СК

В жизни случаются события, которые невозможно осмыслить и принять. Они приходят внезапно, врываясь в размеренный ход жизни и навсегда разделяя ее на «до» и «после». Именно такое горе обрушилось на молодого красноярца Влада в начале июня 2024 года.

Этим утром он уходил на работу счастливым человеком – у него были любимая жена и двухлетняя дочка. А вечером его мир рухнул. Влад своих слез не скрывал. На его плечи обрушилась тяжесть, которую дай бог сил вынести любому.

Тела его супруги Марины и маленькой дочурки Леры были обнаружены в их же квартире. Вскоре их погрузили в машину и увезли на судебно-медицинскую экспертизу. Работали полицейские и криминалисты, а соседи в ужасе перешептывались у подъезда. Все, что было известно Владу на тот момент, звучало невероятно: несколько месяцев они жили под одной крышей с убийцей, делили с ним кров и ели за одним столом.

По этическим соображениям имена всех участников этой истории были изменены.

Светлая жизнь молодой семьи

Марина выросла в этом самом тихом дворе на правобережье Красноярска. Соседи, особенно те, кто постарше, знали ее с детства и отзывались о ней как о веселой, заводной, приятной и обходительной девушке, которая всегда со всеми здоровалась. Ее жизнь нельзя было назвать легкой: в детстве с ней случилось большое горе — убили маму.

Отец после этой трагедии полностью посвятил себя воспитанию единственной дочери. Повзрослев, Марина осталась жить в большой трехкомнатной квартире, которую отец оставил ей, переехав в другое место.

Марина с Владом. Фото: соцсети
Марина с Владом. Фото: соцсети

Ее жизнь сложилась счастливо: она встретила хорошего парня, Влада, и они поженились. Молодая пара не скрывала своего счастья. Марина работала менеджером в отделе продаж одной из местных фирм. Влад был монтажником в строительной компании. Их радость удвоилась два года назад, когда на свет появилась кроха Лерочка. Молодые родители не могли на нее надышаться. С рождением дочки у Марины словно открылось второе дыхание: в конце весны 2024 года она активно подначивала соседей, развешивая на дверях подъездов объявления с предложением:

– Уважаемые жильцы, давайте подарим детям радость – новую песочницу.

У семьи были большие планы. Они ждали, когда малышка подрастет и пойдет в садик, чтобы Марина могла вернуться на работу. Будущее виделось им светлым и безоблачным.

Странный дед

Эту идиллию нарушило внезапное появление в их жизни Алексея Степановича Копаева. Если говорить прямо, он свалился на молодую семью, как снег на голову. Марине этот мужчина приходился дедом. Он не был угрюмым или нелюдимым, но и не был образцом общительности и дружелюбия.

Как рассказала следователь Карина Прачковская, он появился в семье Костровых в феврале 2024 года. На тот момент ему было 75 лет. До этого он около двадцати лет прожил в гражданском браке с одной женщиной. Когда его сожительница умерла, приехали ее взрослые дети — сын и дочь — и выставили отчима за дверь, указав ему на выход. Видимо, для этого были свои причины. Другого жилья у Копаева не оказалось.

Марина сжалилась над пожилым родственником.

– Родственник же, дедушка, как можно оставить его на улице? – вероятно, так она рассуждала.
Марина приняла дедушку, которому некуда было идти. Фото: соцсети
Марина приняла дедушку, которому некуда было идти. Фото: соцсети

Ее муж Влад не стал возражать. Тем более, что у пары были определенные планы: они хотели на материнский капитал купить квартиру, где дед мог бы спокойно доживать свой век. А пока они выделили ему комнату в своей просторной квартире.

Со стороны никаких тревожных звоночков заметно не было.

– Потерпевший Влад Костров говорит, что нет, ничего странного за пожилым человеком не замечал, — комментирует следователь Прачковская. – Хотя пару раз тот обмолвился, что у него могут похитить документы на дачу.

Дача была самой обычной — старый домик на участке в шесть соток в садоводческом товариществе в Березовском районе. Казалось, никому кроме него она не была нужна. Но дед считал, что на него якобы имеют виды родственники умершей сожительницы. Окружающие списывали это на старческие домыслы.

«Я внучку зарезал. И правнучку»

Роковым днем стала пятница, 7 июня 2024 года. Влад вернулся домой с работы около шести часов вечера. Отпер дверь ключом, и его встретили неестественная тишина и залитый водой пол. Первой его мыслью было проверить ванную комнату. Там он обнаружил открытые краны, вырванные шланги от бойлера и проломленный кафель на стене. Он перекрыл воду и, выйдя из ванной, повернулся в сторону кухни.

Там он и увидел их… Свою жену Марину и маленькую дочь…

В шоковом состоянии мужчина выскочил из подъезда на улицу. Его первой мыслью было срочно вызвать скорую помощь, чтобы попытаться спасти самых дорогих ему людей. Кто-то из соседей, заметив его состояние, окликнул: «Что случилось?»

С посеревшим лицом Влад пробормотал что-то про жену и дочь. Ему дали телефон, и он вызвал неотложку. Пока он суетился, из квартиры на порог вышел Копаев. Одновременно распахнулась и соседская дверь.

– У вас что-то случилось? – спросили соседи, заметив воду на полу.
– Я внучку зарезал. И правнучку, – ровным тоном произнес дед.

Он даже не пытался скрыться. Дед дождался приезда полиции, после чего на него надели наручники. Ссутулившийся, с опущенными плечами и седой головой, он, перебирая ногами, сел в спецмашину с мигалками. Его увезли на первый допрос.

– Вину в совершенном вами преступлении признаете?– спросил следователь.

Дед задумался лишь на долю секунды и произнес тем же абсолютно ровным тоном: «Да, конечно».

Девочка пыталась защитить маму

Свидетелей самого преступления не было, соседи не слышали в тот день ничего подозрительного. Следствию пришлось восстанавливать картину произошедшего, сопоставляя показания и вещественные доказательства. Картина, которая открылась, была ужасающей.

Из показаний самого обвиняемого:

– Марина с Лерочкой лежали на диване. Я подошел, спросил: «Где документы? Я их не нашел». Марина что-то ответила и пошла на кухню, я за ней. Она резала овощи, готовила. Я схватил два ножа и стал наносить ей удары.

У пожилого мужчины в тот момент случился приступ немотивированной ярости. Схватив два больших кухонных ножа с деревянными ручками, он буквально растерзал приютившую его родственницу. Маленькая двухлетняя Лерочка, видя, что происходит с мамой, инстинктивно попыталась ее защитить. Но обезумевший прадед был беспощаден.

«Разгромил технику, чтобы привлечь соседей»

Рассказывает следователь Карина Прачковская:

– Он собирался выйти из квартиры, но дверь оказалась заперта. Дело в том, что было два комплекта ключей. Муж уехал на работу рано утром, когда все спали. А второй комплект обычно висел в прихожей на крючке, но в тот раз их не было. Перед этим Марина ходила в магазин и ключи по инерции положила в свою сумочку. Выбраться через окно он тоже не мог – квартира на первом этаже, но на всех окнах решетки. А чтобы привлечь внимание соседей, разгромил сантехнику в ванной, рассчитывая, что те вызовут аварийку и бригада вскроет дверь.

Свои показания он начал с некоторым оптимизмом, но следователи быстро заметили, что обвиняемый постоянно путается. Он так и не смог уточнить, в какой именно час произошло убийство. И главное — зачем он схватил именно два ножа.

Злополучные документы на дачу, которые якобы искал Копаев, были обнаружены при дополнительном осмотре квартиры. Они лежали на видном месте в его же комнате. Их никто не прятал, и никому, кроме самого деда, они не были нужны.

Приговор

Была назначена стационарная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Ее выводы были однозначны: у обвиняемого было диагностировано хроническое психическое расстройство. Иными словами, в момент совершения убийства он не отдавал отчета в своих действиях и не мог руководить ими.

В связи с этим к нему не могут быть применены меры уголовного наказания. Вместо этого суд назначил ему принудительные меры медицинского характера. Алексея поместили в специализированное медицинское учреждение закрытого типа.

К сожалению, родные не разглядели в его поведении ничего тревожного. А если какие-то странности и замечали, то не придали им должного значения. Его состояние и сейчас остается нестабильным. Он периодически впадает в ступор и заявляет следователям:

– За что вы меня тут держите? Они же живы, они дома. Вы все врете.

По материалам «КП»-Красноярск