Гром-камень, влюбленная француженка и подвиг литейщика
Предыстория создания памятника
250 лет назад, в 1775 году, мастера начали отливку памятника Петру I. Перевозку гром-камня для его постамента в центр Санкт-Петербурга начали еще шестью годами ранее. Уникальную для XVIII века операцию по его перевозке из окрестностей деревни Конная Лахта начали в середине ноября 1769 года. Как получилось сдвинуть многотонную глыбу, почему столь тяжело продвигалось создание монумента, какой вклад в реализацию проекта сделали француз Этьен Фальконе и пушечных дел мастер Емельян Хайлов — пишет spb.aif.ru.
Памятник Петру I создали по инициативе императрицы Екатерины II. Философ-просветитель Дени Дидро посоветовал ей нанять для этого 50-летнего француза Этьена-Мориса Фальконе, которого считали одним из лучших скульпторов того периода. Императрица заключила с ним контракт на 200 тысяч ливров, в итоге в октябре 1766 года скульптор со своей 17-летней помощницей Мари-Анн Колло приехал в Санкт-Петербург. Их поселили в каменном здании бывшей конюшни временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны, а мастерскую для скульпторов обустроили на территории бывшего дворца.
Работа над моделью и необычная история создания головы Петра
Фальконе трудился над созданием модели памятника на протяжении двух лет. Когда стало ясно, что Петр предстанет в виде всадника, мастер попросил предоставить ему двух лучших лошадей орловской породы из императорских конюшен — Каприза и Бриллианта. Скульптор наблюдал, как офицер на лошади вскакивает на помост и ставит лошадь на дыбы, одновременно делая наброски. Конь у него вышел удачно, как и фигура императора, а вот голову Петра выполнить не получалось.
«Скульптор переделывал голову всадника бесконечно, но все равно его работа не нравилась Екатерине II, — поделился историк и биограф Петра I Алексей Доронин. — Императрица хотела уже пригласить для этого другого скульптора, но тут за дело взялась юная помощница Фальконе. Она с первого раза успешно вылепила голову императора: лицо получилось мужественным и открытым, а в глазах Петра читалась смелость и мудрость. По воспоминаниям современников, Колло была влюблена в Фальконе, поэтому она сделала зрачки Петру в форме сердец».
За выполненную работу Мари-Анн Колло вскоре приняли в члены Российской Академии художеств, назначив ей пожизненную пенсию. Змею под ногами всадника создал русский скульптор Федор Гордеев. Гипсовую модель памятника завершили в 1769 году.
Поиски и перевозка легендарного Гром-камня
Фальконе намеревался установить памятник на большом постаменте, который был бы высечен из единого куска скалы. Согласно замыслу скульптора, высота постамента для изваяния должна была превышать 11 метров. Подходящей глыбы не нашлось, поэтому по просьбе французского мастера в газете «Санкт-Петербургские новости» обнародовали объявление о поисках нужного камня. Глыбу обнаружил крестьянин Семен Вишняков: он предложил гигантский Гром-камень, который лежал близ деревни Конная Лахта. Валун весом около двух тонн был на редкость крупный: 13 метров в длину, шесть метров в ширину и восемь — в высоту. Местные утверждали, что камень откололся от гранитной скалы вследствие удара молнии, в честь этого события и получил свое название. За находку крестьянину выплатили вознаграждение в размере 100 рублей.
Когда рабочие достали глыбу из земли, яму из-под камня заполнила вода, в результате появился водоем. Он сохранился и его называют Петровским прудом. Камень перевозили в Петербург около года. В ноябре 1769 года земля подмерзла и перестала проваливаться под тяжестью глыбы, этим воспользовались и повезли камень на побережье Финского залива. Туда его привезли в апреле следующего года. Отсюда постамент для Петра доставили в город на Неве по водному пути на специально сооруженном для этой задачи корабле. В октябре 1770 года камень поставили на Сенатскую площадь. Для перемещения глыбы на сушу корабль потребовалось немного притопить и опустить на вбитые в дно реки сваи. Скульптор приступил к обтесыванию камня еще в пути, а завершил работу прямо на площади в Петербурге. После этого валун стал заметно меньше.
Героический подвиг при отливке памятника
Ожидалось, что скульптура будет огромной, поэтому за трудную работу не решался браться ни один литейщик. Особую трудность составляло то, что в наличии было только три точки опоры, а толщина стенок передней части скульптуры должна была составить не более сантиметра. В итоге отливку памятника согласился выполнить пушечных дел мастер Емельян Хайлов, а подготовительные работы к этому процессу провел сам Фальконе. Бронзовый сплав для изваяния мастера изготовили совместно. Во время работ лопнула труба, по которой тек горячий жидкий сплав, и бронза полилась наружу.
«Хайлов проявил невиданный героизм, — сказал Доронин. — Он моментально стащил с себя армяк, намочил его, обмазал глиной и приложил к месту разрыва трубы. Мастер рисковал своей жизнью для того, чтобы не допустить пожара и спасти памятник. При этом Хайлов испортил себе зрение и получил сильнейшие ожоги рук».
Завершение работ и торжественное открытие
Вопреки отважному поступку мастера, верхнюю часть памятника спасти не смогли, поэтому ее понадобилось переделывать. Спустя три года отливку завершили. В одной из складок плаща Петра скульптор сделал надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
В этом же году Фальконе пришлось покинуть Россию, не успев закончить работу над памятником. Бронзовое изваяние завершил архитектор Юрий Фельтон. Над этой скульптурой он трудился еще четыре года. 18 августа 1782 года на Сенатской площади в торжественной обстановке открыли памятник Петру. Скульптора Фальконе на праздник не позвали.
Пушкин посвятил памятнику поэму «Медный всадник». С подачи поэта данное название прижилось, и бронзовый памятник стало принято называть Медным всадником.