Найти в Дзене
Познающий

Парадокс береговой линии - вы ошибаетесь, если думаете, что знаете насколько большая у нас страна

Парадокс береговой линии — это математическое понятие, описывающее противоречивое наблюдение, согласно которому длина береговой линии не является фиксированной величиной, а зависит от масштаба, в котором она измеряется. При меньших масштабах выявляется больше деталей береговой линии, что приводит к увеличению её измеряемой длины. И наоборот, при больших масштабах многие из мелких деталей сглаживаются, что приводит к уменьшению измеренной длины. На анимации выше видно, что чем более обобщенной является береговая линия, как это происходит на картах большего масштаба, тем меньше её протяжённость. И наоборот, чем более детальной вы делаете карту, например, при увеличении масштаба, тем больше деталей становится видно. Этот парадокс был впервые обнаружен математиком Льюисом Фраем Ричардсоном в 1961 году и с тех пор наблюдался на многих естественных и созданных человеком береговых линиях по всему миру. В 1951 году математик и пацифист Льюис Фрай Ричардсон изучал вооружённые конфликты. В част
Оглавление

Парадокс береговой линии — это математическое понятие, описывающее противоречивое наблюдение, согласно которому длина береговой линии не является фиксированной величиной, а зависит от масштаба, в котором она измеряется.

При меньших масштабах выявляется больше деталей береговой линии, что приводит к увеличению её измеряемой длины. И наоборот, при больших масштабах многие из мелких деталей сглаживаются, что приводит к уменьшению измеренной длины.
Пример парадокса береговой линии на острове Филлип, Виктория, Австралия.
Пример парадокса береговой линии на острове Филлип, Виктория, Австралия.

На анимации выше видно, что чем более обобщенной является береговая линия, как это происходит на картах большего масштаба, тем меньше её протяжённость. И наоборот, чем более детальной вы делаете карту, например, при увеличении масштаба, тем больше деталей становится видно.

Этот парадокс был впервые обнаружен математиком Льюисом Фраем Ричардсоном в 1961 году и с тех пор наблюдался на многих естественных и созданных человеком береговых линиях по всему миру.

Немного истории

В 1951 году математик и пацифист Льюис Фрай Ричардсон изучал вооружённые конфликты. В частности, он пытался ответить на гипотезу о том, влияет ли протяжённость общей границы двух стран на вероятность начала войны между ними.

В то время преобладающим методом оценки длины границы (или береговой линии) было использование крупномасштабной карты или аэрофотоснимка и набора циркулей. С помощью циркулей граница делилась на n равных прямолинейных отрезков длиной l.

Ричардсон обнаружил, что сумма отрезков (общая длина границы) обратно пропорциональна общей длине отрезков l.

Изучая пограничные споры, Ричардсон заметил, что Испания утверждала, что длина испано-португальской границы составляет 987 км, а Португалия — 1214 км, что составляет разницу в 227 км. Теперь это можно объяснить исключительно тем, что две страны использовали разные масштабы для измерения своей границы.

Это наблюдение и положило начало парадоксу береговой линии.

Ещё один классический пример — измерение береговой линии Великобритании. Если уменьшит масштаб до 100 км. на 1 см, то длина береговой линии Великобритании составит примерно 2800 км. Если же увеличить масштаб до 50 км на 1см, то общая длина увеличивается до 3400 км — на 600 км.

-2

Имеет ли это всё значение?

Парадокс береговой линии имеет важные последствия для изучения географии, геологии и картографии. Например, длина береговой линии может использоваться как мера длинны при измерении размера или площади страны, но эта мера может значительно варьироваться в зависимости от масштаба, в котором она измеряется.

Кроме того, фрактальная природа береговых линий может затруднять их точное отображение на картах или в географических информационных системах (ГИС). Это связано с тем, что карты должны представлять береговые линии в фиксированном масштабе, что может привести к потере важных деталей в более мелких масштабах или к искажениям в более крупных.

Парадокс береговой линии наблюдался во многих других природных и искусственных береговых линиях по всему миру. Например, береговые линии Норвегии и Новой Зеландии особенно фрактальны, с множеством небольших заливов и бухт, которые вносят свой вклад в их общую протяжённость. В отличие от них, береговые линии Австралии и Антарктиды относительно гладкие и менее фрактальные, что приводит к меньшей измеряемой длине.