Восемь лет назад, когда в одной из московских школ зазвучали новости о внедрении системы распознавания эмоций, казалось, что это не более чем инновация, призванная помочь учителям лучше понимать своих учеников. Однако вскоре в воздухе воцарилось недовольство, а злобные обсуждения заполонили родительские чаты. Проект превратился в настоящий скандал, который и сейчас не утихает.
Система, меняющая школу
Система распознавания эмоций, которая была внедрена в образовании, основывается на анализе мимики и жестов учеников. Камеры, установленные в классах, фиксируют каждое движение и каждую эмоцию. По сути, это большой брат, который следит за состоянием ребенка каждый день с утра до вечера. Сначала родители и педагоги были впечатлены возможностями технологии: система могла выявлять стресс, тревогу и даже радость, предлагая учителям адаптировать свои методы обучения в зависимости от эмоционального фона в классе. Но в скором времени пришло осознание, что данная технология имеет много подводных камней.
Конфиденциальность или контроль?
Раскрывая тему, сразу стоит задать вопрос: где проходит черта между безопасностью и нарушением личного пространства? Люди, находящиеся под постоянным наблюдением, теряют ощущение свободы, не могут быть настоящими. В ситуации, когда ребёнка каждую секунду анализируют на предмет распознавания его эмоционального состояния, возникает множество вопросов:
- Как воспринимает ребенок постоянный контроль, и как это сказывается на его психоэмоциональном состоянии?
- Кто будет отвечать за возможные ошибки системы, когда она неправильно интерпретирует эмоции?
- Где хранится и кто получает доступ к собранной информации?
Данные вопросы остаются без ответа, оставляя множество родителей и педагогов в неведении. Разве могут технологии, призванные заботиться о детях, стать потенциальным нарушением их прав?
Машины вместо педагогов
На первый взгляд, с использованием технологий все проблемы решаются сами собой: система анализирует эмоции и предлагает учителю подходы к каждому ученику. Но за этим скрывается опасная тенденция: педагоги начинают полагаться не на свое чуткое восприятие, а на холодные алгоритмы. Одно дело, когда учитель чувствует, когда ученик не в духе и предлагает ему поддержку, и совсем другое — когда он делает это, основываясь на данных, полученных от машины.
Представьте себе ситуацию: в классе сидит Саша, который переживает тяжелый период в жизни. Его родители разводятся, и он не может сосредоточиться. Система распознавания фиксирует его подавленное состояние, но учитель, полагаясь на агрегированные данные, решает «подправить» его настроение не так, как следовало бы. Саша может оказаться наедине со своей бедой, и эта ситуация ещё больше усугубит его эмоциональное состояние.
Реальные примеры и последствия
Отдельный случай произошел в одной из школ Подмосковья, где внедрение системы привело к тому, что у детей начала развиваться высокая степень тревожности. Причиной стали постоянные комментарии учителей о том, как «система выявила их низкий уровень вовлеченности». В результате ученики стали стесняться своих эмоций, перестали быть открытыми и перестали доверять взрослым, которые должны были их поддерживать.
«Мы не можем быть свободными, если нас всегда наблюдают. Мы не можем учиться, если нам не позволяют ошибаться». — Лена, ученица 9 класса.
Эмоции очень сложны и многогранны. Если система ошибается, то это может создать ложное мнение о ребенке. Важно понимать, что каждый ребенок — это личность со своими переживаниями и уникальным опытом. Неужели мы готовы ставить под сомнение эти важные аспекты в имени «науки» и «технологий»?
Что делать?
Как защитить права детей в условиях, когда технологии становятся все более решающими? Прежде всего, необходимо обратить внимание на законодательные нормы. Важно, чтобы школы, внедряющие технологии распознавания эмоций, имели четкие рамки, оговаривающие, как и для каких целей используются данные, собранные о детях.
- Создание открытых дискуссий с родителями, педагогами и психологами о целях использования технологии.
- Ограничение доступа к данным о детях и их эмоциях – только психологи и педагоги должны иметь к этому доступ.
- Обучение учителей и детей тому, как правильно взаимодействовать с системой, чтобы избежать её негативного влияния.
Создание «умной школы» не должно приводить к угнетению и контролю, а наоборот — способствовать развитию и самовыражению детей. Путь к этому — баланс между технологиями и человеческим теплом.
В заключение
Проект умных школ может стать настоящим прорывом в образовании, но не стоит забывать о том, что за каждой цифрой и каждым алгоритмом скрывается живая душа. Важно научиться использовать технологические достижения во благо, а не во вред. И только тогда мы сможем создать образовательное пространство, в котором будет место как для инноваций, так и для человеческих эмоций.