Когда современные философы и историки философии рассуждают о доказательствах бытия Бога в Средние Века, им порой кажется, что речь идет о вполне академических вопросах, которые могут кое-что сказать уму, но ничего не говорят сердцу. То, что это не совсем так, что за средневековыми доказательствами бытия Божия стоит живой опыт сомнения в этом самом бытии, может рассказать небольшая книга современника Ансельма из Кентербери Отлоха Санкт-Эммерамского (ок. 1010-1072) De suis tentanionibus, varia fortuna et scriptis. В ней помимо прочих дьявольских искушений живо и ярко описано фундаментальное сомнение, пережитое Отлохом, причем не обошлось без беседы с искусителем, который, как у Гете, Достоевского и Томаса Манна, оказывается довольно интересным и искусным собеседником. Вот фрагмент из libellus Отлоха. "Следует упомянуть еще одно искушение и обманчивую мысль, о которой тем труднее мне поведать, чем реже я читал или слышал что-либо подобное от других. Ибо после того, как я был подвергнут вы