Элис Пайк Барни (Alice Pike Barney), известная американская художница, родилась в 1857 году, в Цинциннати, городе на юго-западе штата Огайо, США.
Отец Элис, Сэмюэль Нэптэл Пайк, был успешным бизнесменом и крупнейшим меценатом искусств в Цинциннати, где он построил Оперный театр. Мать Элис была француженкой.
Элис была младшей из четырех наследников Пайков и единственной из них, кто искренне поддерживал культурные начинания отца. С ранних лет она проявляла художественные таланты, а также способности к пению и игре на фортепиано, демонстрируя значительные успехи.
В 1866 году семья Пайк сменила место жительства и перебралась в Нью-Йорк. Там отец семейства, Сэмюэль, приложил немало усилий для возведения здания театра на пересечении Восьмой Авеню и Двадцать Третьей улицы. В будущем эта постройка будет известна как нью-йоркская Grand Opera.
Элис в 1875 году вышла замуж за Альберта Клиффорда Барни, сына богатого промышленника по строительству железнодорожных вагонов в Дэйтоне, штат Огайо.
В 1882 году Элис, вместе с супругом и двумя дочерьми, провела летние месяцы в нью-йоркском отеле Long Beach. В это же время там находился Оскар Уайльд, совершавший турне по Америке с лекциями об искусстве.
Всего один день, проведенный Уайльдом с Элис и её детьми на побережье, оказался судьбоносным. Их разговор кардинально изменил её жизненные приоритеты, Оскар убедил Элис попробовать свои силы в живописи. Но это решение встретило резкую критику со стороны её мужа.
В 1887 году Элис приехала в Париж и поступила в Академию Гранд-Шомьер, чтобы освоить живопись под началом Эмиля Огюста Каролюса-Дюрана и Клаудио Кастелучо, также она брала уроки у французского художника-прерафаэлита Жана-Жака Хеннера.
В 1899 году Элис Барни открыла свой литературный салон в арендованном доме на улице имени Виктора Гюго в одном из престижных районов Парижа, в котором часто бывали известные представители символизма, включая Люсьена Леви-Дюрмэ, Джона Уайта Александера и Эдмона Аман-Жана. Именно символизм оказал влияние на раннее творчество художницы.
Я даже заметила сходство некоторых её работ с картинами Люсьена Леви-Дюрмэ, об этом художнике можно прочитать здесь:
Блистательная и эксцентричная Элис с головой окунулась в мир искусства, заслужив известность своими весьма популярными в светском обществе художественными салонами и изысканным богемным образом жизни.
Пьер (Петр) Трубецкой (1864–1936) — художник-график и живописец, старший брат скульптора Паоло Трубецкого. Пьер посвятил себя, главным образом, портретной живописи.
Этот портрет им написан в 1898 году, находится в коллекции Смитсоновского американского художественного музея (Вашингтон, США)
Элис и её единомышленницы из разных уголков мира являлись воплощением нового социального типа: женщины, ведущие жизнь, достойную высшего света, но пренебрегающие его устаревшими правилами, использующие свое богатство и привилегии для обретения свободы и продвижения идей, чуждых консервативному обществу.
Художница, писательница, театральный режиссер, филантроп, общественный деятель и меценат, Элис Барни блистала в художественных кругах Парижа, Лондона и Вашингтона на рубеже веков.
В XIX столетии, с расширением доступа к образованию, женщины-художницы начали интегрироваться в профессиональную среду, включая создание собственных художественных групп. Несмотря на предвзятое отношение к их работам, считавшихся менее ценными, женщины активно боролись со стереотипами, уверенно продвигая своё творчество. Этот процесс способствовал формированию нового образа образованной, современной и независимой женщины.
Почерпнув вдохновение в известных парижских салонах, Элис Барни вернулась в США из Франции с намерением превратить свой родной город в процветающий центр искусства.
Она активно занялась организацией экспозиций, представляя собственные работы наряду с произведениями признанных художников Вашингтона, таких как Джеймс Генри Мошер, Ричард Норрис Брук, Уильям Генри Холмс и Хобарт Николс.
В ноябре 1901 года в Галерее искусств Коркоран состоялась дебютная персональная выставка Элис Пайк Барни. Её самобытная манера письма мгновенно завоевала сердца публики, выдвинув художницу в авангард местного художественного сообщества. Спустя всего неделю после открытия вернисажа, Элис Барни была избрана вице-президентом Общества художников Вашингтона.
Казалось, вся жизнь Элис была театральной постановкой, написанной ею самой. На её пути встречались ярчайшие звёзды эпохи: Оскар Уайльд, Джеймс Макнил Уистлер и легендарный исследователь Генри Мортон Стэнли, чьё пылкое предложение руки и сердца она с присущей ей грацией когда-то в юности отвергла. Её покладистый нрав и искромётное остроумие будоражили воображение современников.
Творчество Элис Пайк Барни нередко затрагивало темы женственности и эстетики. В произведениях художницы прослеживаются сюрреалистические и фантазийные мотивы, что очень характерно для её стиля. Её манере письма присущи черты мечтательности и приверженности классическим канонам.
В 1911 году, когда Барни исполнилось 53 года, она вступила в брак с Кристианом Хеммиком, которому был всего 23 года. Это событие вызвало живой интерес у журналистов по всему миру, однако в 1920 году их союз распался.
В период Первой мировой войны Элис Барни направила запрос в Конгресс США с просьбой выделить средства на возведение Национального театра, а также монумента Джорджу Вашингтону.
Театр, распахнувший свои двери 4 апреля 1917 года, стал первым в округе национальным театром, доступным для широкой публики.
В последующие годы Элис занималась изобретением и оформлением патентов на ряд механических устройств, создала несколько либретто для оперных постановок и принимала участие в качестве актрисы в ряде спектаклей.
В 1914 году она была избрана председателем Вашингтонского отделения только что сформированной партии "Женщины за мир".
В 1927 году, достигнув 70-летнего возраста, Барни сменила место жительства, переехав в Голливуд, штат Калифорния, чтобы быть поближе к своей старшей сестре.
Многие работы Элис Барни находятся в коллекции Смитсоновского музея американского искусства (Вашингтон, США), в различных частных коллекциях.
Элис Пайк Барни проявляла исключительный талант как в изобразительном искусстве, так и в литературном творчестве, ею были написаны драматические произведения, пьесы, либретто для балетных постановок, короткие рассказы, роман и незавершённая автобиография.
Другие рассказы о художниках в рубрике "Живопись, которая мне нравится" :
Большое спасибо за просмотр :) Всем желаю хорошего дня!)