Найти в Дзене
РУНО - учебный центр

Таможенный транзит: что это на самом деле и где бизнес чаще всего “спотыкается”

Таможенный транзит часто воспринимают как простую формальность: “груз только проезжает — значит, пошлины не нужны”. В целом так и есть: по ст. 142 ТК ЕАЭС транзит — это процедура, при которой товары везут от таможенного органа отправления к таможенному органу назначения без уплаты пошлин и налогов, если соблюдены условия помещения под транзит. Перевозчик вёз электронику транзитом через РФ. На трассе — ремонт моста, +14 часов задержки. Водитель не уведомил, подтверждающих документов не собрали. В пункте назначения срок “просрочен”: разбирательство и усиленный контроль последующих перевозок. Пара листов объяснений и справка от дорожной службы сняли бы все вопросы. Транзит — это гибкость без пошлин, но строго по правилам: условия помещения, обеспечение, сроки , пломбы и транспорт. Знание этих норм = экономия времени, денег и нервов. Хотите наладить транзитные процессы и научиться безошибочно оформлять документы? На курсе «Таможенные процедуры и оформление отдельных видов товаров. Практику
Оглавление
Таможенный транзит: что это на самом деле и где бизнес чаще всего “спотыкается”
Таможенный транзит: что это на самом деле и где бизнес чаще всего “спотыкается”

Таможенный транзит часто воспринимают как простую формальность: “груз только проезжает — значит, пошлины не нужны”. В целом так и есть: по ст. 142 ТК ЕАЭС транзит — это процедура, при которой товары везут от таможенного органа отправления к таможенному органу назначения без уплаты пошлин и налогов, если соблюдены условия помещения под транзит.

Как это работает по закону — коротко и по-человечески

  1. Когда можно применять транзит?
    Когда нужно провести товары через территорию Союза (в т.ч. РФ) не для внутреннего рынка: из пункта ввоза в пункт вывоза, до/из внутреннего таможенного органа, через третьи страны или морские участки. Всё это прямо перечислено в главе 22 ТК ЕАЭС.
  2. Какие условия — “входной билет”?
    Ключевое — обеспечение уплаты пошлин и налогов. Это может быть залог, гарантия или поручительство. Исключения предусмотрены, например, для уполномоченных экономических операторов. Базовые условия помещения в транзит закреплены в ст. 143 ТК ЕАЭС.
  3. Сроки — это не “примерно”, а конкретно.
    Срок доставки устанавливает таможня исходя из маршрута. Для ж/д перевозок есть ориентир: 2000 км = 1 месяц, но не менее 7 дней.
  4. Пломбы и контроль.
    Груз, как правило, идёт под пломбой. Требования к транспортным средствам под пломбами и порядок допуска содержатся в ст. 364 ТК ЕАЭС.

Где бизнес чаще всего ошибается

  • Сроки. “Опоздали на день — не беда”. На самом деле беда: просрочка доставки без документального объяснения — это нарушение условий транзита.
  • Обеспечение. Без него транзит не откроют, а попытка “позже донесём” заканчивается простоем и штрафами.
  • Ошибки в декларации. Неверный код ТН ВЭД или страна происхождения — основание для привлечения по КоАП РФ.
  • Пломба повреждена. Даже если товар цел, факт повреждения пломбы фиксируется как потенциальное нарушение.

Мини-кейс из практики

Перевозчик вёз электронику транзитом через РФ. На трассе — ремонт моста, +14 часов задержки. Водитель не уведомил, подтверждающих документов не собрали. В пункте назначения срок “просрочен”: разбирательство и усиленный контроль последующих перевозок. Пара листов объяснений и справка от дорожной службы сняли бы все вопросы.

Вывод для практиков

Транзит — это гибкость без пошлин, но строго по правилам: условия помещения, обеспечение, сроки , пломбы и транспорт. Знание этих норм = экономия времени, денег и нервов.

Хотите наладить транзитные процессы и научиться безошибочно оформлять документы? На курсе «Таможенные процедуры и оформление отдельных видов товаров. Практикум.» мы разбираем транзит по шагам, даём шаблоны документов и кейсы из практики.