Найти в Дзене

Porsche 911 изначально должен был получить номер 901, но этому помешали юристы Peugeot

Оглавление

В истории спортивного автомобилестроения едва ли найдется машина, которая вызывала бы столь безграничное восхищение и пользовалась бы таким заслуженным уважением, как Porsche 911. За свою более чем семидесятилетнюю историю компания Porsche продала свыше миллиона экземпляров этой модели в самых разных модификациях. Немецкий спортивный автомобиль не только стал предметом вожделения многих коллекционеров, но и заслужил особое признание благодаря инженерному совершенству. Согласно официальному заявлению компании, свыше 70% всех выпущенных 911-х до сих пор на ходу, и именно эта модель принесла более половины из 30 000 гоночных побед, одержанных автомобилями Porsche.

Источник: commons.wikimedia.org
Источник: commons.wikimedia.org

Поэтому может показаться удивительным, что для столь прославленного автомобиля изначально предназначалось иное имя. Перед дебютом машины на Международном автосалоне во Франкфурте в 1963 году ее планировалось назвать Porsche 901. Однако претензии юридического характера со стороны одного французского автопроизводителя вынудили Porsche пересмотреть свои планы, в результате чего модель получила индекс 911. Дело в том, что права на использование трехзначных цифровых обозначений с нулем посередине во Франции принадлежали компании Peugeot.

Porsche уже была готова начать поставки модели 901, но незадолго до ее выхода на рынок, как утверждают в компании, было получено «дружелюбное, но недвусмысленное письмо» от французских коллег. Споры между автоконцернами из-за схожести названий моделей — далеко не редкость. Например, в 2011 году Ford подал в суд на Ferrari из-за индекса F150 гоночного болида, усмотрев в нем сходство с названием своего пикапа F-150. Именно в результате подобных конфликтов и родилось название 911.

Когда цифры имеют значение

В 1963 году, когда менеджеры Porsche готовили новый спорткар к громкой премьере, Peugeot преподнесла неприятный сюрприз, заявив о своих правах на названия вроде 802, 703 и, соответственно, 901. К тому моменту работа над дизайном легендарного автомобиля шла полным ходом, и для будущего шильдика «901» уже были отлиты позолоченные цифры. Этот логотип должен был украшать приборную панель и заднюю часть кузова. Как объясняют представители Porsche в одном из своих видео, «цифры „9“ и „1“ уже были изготовлены в необходимом количестве».

-2

Более того, были отштампованы даже сами металлические эмблемы для крышки двигателя. Впрочем, как показало время, название «девятьсот одиннадцать» оказалось не только благозвучнее, но и фонетически удобнее для произношения, чем более простое «девятьсот один», так что компания невольно получила и это преимущество. Разумеется, в Porsche провели предварительное исследование, чтобы убедиться в отсутствии на рынке других автомобилей с индексом 901. Камнем преткновения стала юридическая тонкость, защищенная только местным французским законодательством.

«Peugeot напомнила о своем эксклюзивном праве на принцип „нуля посередине“ в трехзначных индексах. Во Франции им принадлежат права на все подобные числовые последовательности», — поясняют в Porsche. Таким образом, использование индекса 901 нарушало бы французские законы об авторском праве и защите товарных знаков. По словам представителей немецкого автопроизводителя, известие о назревающем правовом конфликте застало компанию врасплох в самый неподходящий момент, ведь все рекламные материалы, включая логотипы, брошюры и плакаты, были уже отпечатаны.

Гениальный выход из положения

История смены названия поистине удивительна, ведь в ней неожиданное юридическое препятствие встретилось с человеческой изобретательностью. В своих воспоминаниях от 1963 года в Porsche рассказывают, что на заводе в Цуффенхаузене в те дни царила «атмосфера оптимизма и воодушевления, близкая к эйфории». Автомобиль был готов, рекламные материалы тоже. Новость о патентных правах Peugeot прозвучала как гром среди ясного неба. И все же, благодаря находчивости главного дизайнера Фердинанда Александра Порше, компания с честью вышла из этой непростой ситуации.

Источник: Porsche
Источник: Porsche

Его решение было простым и изящным: он предложил просто удвоить единицу. Этот символический жест превратил ноль в единицу, 901 в 911, а саму модель — в легенду. И было глубоко символично, что решающее слово в этом вопросе осталось именно за главным дизайнером. Вошедший в историю компании как «F. A.», он в начале 1960-х годов приступил к работе над 901-й моделью, которая стала его шедевром. Благодаря его гениальной догадке, мир и получил тот автомобиль, который мы сегодня знаем как Porsche 911.

Кстати, именно Фердинанд Александр Порше настоял на замене блестящей хромированной отделки оконных рамок и других элементов на матово-черную. Помимо проектирования гоночных автомобилей, он приложил свой талант и к созданию часов для Porsche AG. Венцом этой работы стал Chronograph I — первые в истории часы с черным корпусом и циферблатом, ставшие бестселлером дизайн-студии Porsche. Фердинанд Александр Порше ушел из жизни в 2012 году, но его наследие продолжает жить в легендарном Porsche 911, который сохраняет свою ДНК даже в современной электрической ипостаси.

Уважаемые читатели, если для вас данная статья была полезной, пожалуйста подпишитесь, это поможет начинающему автору и каналу в продвижении.