В истории спортивного автомобилестроения едва ли найдется машина, которая вызывала бы столь безграничное восхищение и пользовалась бы таким заслуженным уважением, как Porsche 911. За свою более чем семидесятилетнюю историю компания Porsche продала свыше миллиона экземпляров этой модели в самых разных модификациях. Немецкий спортивный автомобиль не только стал предметом вожделения многих коллекционеров, но и заслужил особое признание благодаря инженерному совершенству. Согласно официальному заявлению компании, свыше 70% всех выпущенных 911-х до сих пор на ходу, и именно эта модель принесла более половины из 30 000 гоночных побед, одержанных автомобилями Porsche.
Поэтому может показаться удивительным, что для столь прославленного автомобиля изначально предназначалось иное имя. Перед дебютом машины на Международном автосалоне во Франкфурте в 1963 году ее планировалось назвать Porsche 901. Однако претензии юридического характера со стороны одного французского автопроизводителя вынудили Porsche пересмотреть свои планы, в результате чего модель получила индекс 911. Дело в том, что права на использование трехзначных цифровых обозначений с нулем посередине во Франции принадлежали компании Peugeot.
Porsche уже была готова начать поставки модели 901, но незадолго до ее выхода на рынок, как утверждают в компании, было получено «дружелюбное, но недвусмысленное письмо» от французских коллег. Споры между автоконцернами из-за схожести названий моделей — далеко не редкость. Например, в 2011 году Ford подал в суд на Ferrari из-за индекса F150 гоночного болида, усмотрев в нем сходство с названием своего пикапа F-150. Именно в результате подобных конфликтов и родилось название 911.
Когда цифры имеют значение
В 1963 году, когда менеджеры Porsche готовили новый спорткар к громкой премьере, Peugeot преподнесла неприятный сюрприз, заявив о своих правах на названия вроде 802, 703 и, соответственно, 901. К тому моменту работа над дизайном легендарного автомобиля шла полным ходом, и для будущего шильдика «901» уже были отлиты позолоченные цифры. Этот логотип должен был украшать приборную панель и заднюю часть кузова. Как объясняют представители Porsche в одном из своих видео, «цифры „9“ и „1“ уже были изготовлены в необходимом количестве».
Более того, были отштампованы даже сами металлические эмблемы для крышки двигателя. Впрочем, как показало время, название «девятьсот одиннадцать» оказалось не только благозвучнее, но и фонетически удобнее для произношения, чем более простое «девятьсот один», так что компания невольно получила и это преимущество. Разумеется, в Porsche провели предварительное исследование, чтобы убедиться в отсутствии на рынке других автомобилей с индексом 901. Камнем преткновения стала юридическая тонкость, защищенная только местным французским законодательством.
«Peugeot напомнила о своем эксклюзивном праве на принцип „нуля посередине“ в трехзначных индексах. Во Франции им принадлежат права на все подобные числовые последовательности», — поясняют в Porsche. Таким образом, использование индекса 901 нарушало бы французские законы об авторском праве и защите товарных знаков. По словам представителей немецкого автопроизводителя, известие о назревающем правовом конфликте застало компанию врасплох в самый неподходящий момент, ведь все рекламные материалы, включая логотипы, брошюры и плакаты, были уже отпечатаны.
Гениальный выход из положения
История смены названия поистине удивительна, ведь в ней неожиданное юридическое препятствие встретилось с человеческой изобретательностью. В своих воспоминаниях от 1963 года в Porsche рассказывают, что на заводе в Цуффенхаузене в те дни царила «атмосфера оптимизма и воодушевления, близкая к эйфории». Автомобиль был готов, рекламные материалы тоже. Новость о патентных правах Peugeot прозвучала как гром среди ясного неба. И все же, благодаря находчивости главного дизайнера Фердинанда Александра Порше, компания с честью вышла из этой непростой ситуации.
Его решение было простым и изящным: он предложил просто удвоить единицу. Этот символический жест превратил ноль в единицу, 901 в 911, а саму модель — в легенду. И было глубоко символично, что решающее слово в этом вопросе осталось именно за главным дизайнером. Вошедший в историю компании как «F. A.», он в начале 1960-х годов приступил к работе над 901-й моделью, которая стала его шедевром. Благодаря его гениальной догадке, мир и получил тот автомобиль, который мы сегодня знаем как Porsche 911.
Кстати, именно Фердинанд Александр Порше настоял на замене блестящей хромированной отделки оконных рамок и других элементов на матово-черную. Помимо проектирования гоночных автомобилей, он приложил свой талант и к созданию часов для Porsche AG. Венцом этой работы стал Chronograph I — первые в истории часы с черным корпусом и циферблатом, ставшие бестселлером дизайн-студии Porsche. Фердинанд Александр Порше ушел из жизни в 2012 году, но его наследие продолжает жить в легендарном Porsche 911, который сохраняет свою ДНК даже в современной электрической ипостаси.
Уважаемые читатели, если для вас данная статья была полезной, пожалуйста подпишитесь, это поможет начинающему автору и каналу в продвижении.