Людям, которые сталкивались с опытом, что происходило что-то плохое, когда они находились в расслабленном состоянии - впоследствии может быть очень тяжело телесно расслабляться.
Их психика может всячески сопротивляться этому - и может начать делать что-то, чтобы всё время держать этих людей в напряжённом, не расслабленном состоянии.
Даже, когда они отдыхают или спят, пытаются уснуть - они всё равно не способны качественно расслабить своё тело. Они как будто бы всё время находятся начеку - даже если вовне им точно ничего не угрожает.
У таких людей могут развиваться тревожные состояния (они могут быть у любого человека, у любого типа личности), тревожные личностные черты (или по-другому тревожная адаптация личности) или даже тревожное расстройство (это диагноз, который уже ставит психиатр).
Также у них могут появляться различные трудности со сном (долго не получается уснуть, плохой сон или бессонница), ведь спать - это значит расслабиться. А если для бессознательной части нашей психики расслабление - это самое страшное, что с нами может случиться (потому что был такой опыт), то понятное дело, наша психика будет всячески препятствовать тому, чтобы мы расслаблялись.
И как раз тревожные состояния не дают нашему телу расслабиться, всё время держа нас в напряжении.
И такой способ может служить защитой от повторения травмирующего опыта - если в прошлом с нами случилось что-то страшное, что-то болезненное, когда мы находились в расслабленном состоянии. И наша психика может защищать нас от повторения подобного опыта - через то, что не даёт нам расслабиться.
Также страх перед телесным расслаблением - может приводить к страху быть счастливыми, к запрету на радость и удовольствие. Потому что, когда мы счастливы - мы расслабленны. А если расслабляться опасно - то наша психика тоже будет препятствовать тому, чтобы мы были счастливы, искренне радовались жизни и получали от неё удовольствие. Ведь эти чувства тесно связаны с телесным расслаблением.
Например, мне очень нравится момент, когда моя кошка вроде как спит, но не глубоким сном, и при этом, приоткрывает один глаз - чтобы следить и контролировать то, что происходит вокруг неё. И это отличная метафора того, как живут люди с бессознательной установкой, что расслабляться опасно.
Что даже, когда они вроде как расслабляются - до конца они всё равно никогда не расслабляются. И даже если они отдыхают - они продолжают "находиться начеку", пытаться всё проконтролировать вокруг себя, во всём разобраться, ничего не упустить и т.д. Хотя бы "одним глазом" - но они продолжают за всем следить даже в моменты, предполагающие расслабление.
Такая установка, что "расслабляться опасно" может появиться у человека из-за самого разнообразного негативного опыта. Это может быть последствие травмы насилия. Может быть, когда человек был расслаблен и ничего, как говорится, не предвещало беды, всё было хорошо - беда произошла, и самым неожиданным для человека образом.
То есть человек резко для себя столкнулся с каким-то травмирующим опытом (например, попал в аварию, неожиданно для себя узнал об измене, ему сообщили о смерти близкого человека, когда он совсем этого не ожидал и т.д.).
Может быть, он спал - и в этот момент с ним произошло что-то болезненное или пугающее (например, он подвергся сексуальным домогательствам или его резко разбудили, сообщив ему очень трагическую новость и т.д.).
Кстати, например, если человеку делали какую-то операцию под наркозом - то это тоже ситуация расслабления. Он был расслаблен, не защищён - и в этот момент с его телом делали по сути что-то плохое.
Даже если операция была сделана ему во благо, это понимает наша сознательная, разумная часть, но наше бессознательное и наше тело - может расценивать это как опыт насилия. Любые медицинские вмешательства могут восприниматься нашим телом, как самое настоящее насилие, вне зависимости от того, считаем ли мы их сознательно полезными для себя или нет.
И такой опыт тоже впоследствии может привести к тому, что у человека появится боязнь расслабляться.
Также важно понимать, что страх и невозможность расслабиться может не только исходить из опыта, который человек пережил когда-то в прошлом. Это может быть вполне адекватная реакция на ту среду, в которой человек находится прямо сейчас в своём настоящем.
Если он находится в небезопасном и очень холодном окружении, где он не может быть собой, не может быть живым - то вполне естественна реакция телесного напряжения.
Потому что, когда мы полностью расслабляемся - то мы становимся собой настоящими, становимся максимально живыми, проявляем своё "истинное Я". А быть такими в опасном и нелюбящем окружении - идея, честно говоря, так себе.
Так что иногда сложности с расслаблением могут быть связаны с особенностями того окружения, в котором мы находимся. И иногда "не расслабляться" в той или иной среде - гораздо более верное решение, чем пытаться там расслабиться. Важно это понимать.
Но если человеку очень сложно расслабляться даже в ситуации отдыха, в ситуации, в которой он точно находится в безопасности - то важно разобраться, с чем именно человек боится встретиться, если он расслабится.
То есть - что самое страшное лично для него может случиться, если он прямо сейчас расслабит своё тело и перестанет пытаться проконтролировать всё, что находится вокруг него?
И обычно там у каждого что-то своё - в зависимости от того, какой именно травмирующий опыт пережил человек.
И важно понимать, что сознательно мы можем считать тот свой страх, что заставляет нас всё время напрягаться - надуманным, чрезмерным. Но людям свойственно защищаться от своего травматического прошлого опыта, не помнить о нём, не признаваться себе в наличии у себя травм, преуменьшать их значимость для себя, отщеплять их от себя и т.д.
И если наша психика, наше тело выбирает такую защиту, как отсутствие расслабления - значит на то точно есть причины. И наша задача - проявлять бережность по отношению к себе в отношении тех травм, что нам когда-то пришлось пережить.
Травмы не лечатся через то, что мы обесцениваем их. Травмы лечатся любовью, вниманием и бережным отношением к нашим уязвимым местам. И только так.
Причём не только со стороны других людей, но и со стороны нас самих.
То, как мы относимся к своим травмам, к своим травмированным частям, к своим уязвимым местам - определяет то, насколько эти травмы мы сможем у себя исцелить. Неприязнью и безразличием - травмы точно не лечатся. Травмы лечатся любовью и только любовью.
__________________________
Фильмотренинг "Страх быть счастливой": http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/strakh-byt-schastlivoi