Найти в Дзене
Нижегородская правда

В Нижнем Новгороде обсудили главные тренды рекламного рынка

Оглавление
   Рекламный форум – одно из самых масштабных событий в индустрии рекламы.
Рекламный форум – одно из самых масштабных событий в индустрии рекламы.

Нижний Новгород стал центром притяжения представителей рекламной отрасли со всей страны. В столице Приволжья в 25‑й раз состоялся рекламный форум. Какие вызовы сегодня стоят перед участниками рынка?

Вы ещё не с нами в Telegram? Подписывайтесь, всё самое интересное тут!

Уникальный формат

Рекламный форум в Нижнем Новгороде проводится с 2000 года. Инициатором проведения стал Рекламный совет России. Организатором первого и всех последующих – Торгово‑промышленная палата Нижегородской области при содействии Федеральной антимонопольной службы, Ассоциации коммуникационных агентств России, правительства Нижегородской области и администрации Нижнего Новгорода.

«У рекламного форума свой уникальный формат, – отметила вице-президент Торгово‑промышленной палаты России Елена Дыбова. – На одной площадке собирается профессиональное, очень конкурентное сообщество, чтобы обсудить общие задачи и проблемы».

В этом году форум собрал участников из более чем 30 регионов страны.

«Рекламный форум – это ключевая отраслевая площадка, стратегический ресурс для развития рекламной индустрии в России, – отметила заместитель генерального директора Торгово‑промышленной палаты Нижегородской области Ольга Акимова. – Что касается практической пользы, то, во‑первых, именно на этом форуме все участники могут получить конкретные знания и инсайты от самых топовых представителей рекламной индустрии России. Второе – возможность найти или упрочить деловые связи. Третье – взгляд в будущее: здесь узнают тренды, которые через 10–20 лет охватят не только нашу страну, но и весь мир».

   Форум собрал представителей из более чем 30 регионов страны
Форум собрал представителей из более чем 30 регионов страны

Особое место

Чтобы понять, насколько нетипичная ситуация сложилась на рекламном рынке сегодня, на пленарном заседании эксперты предложили окунуться в историю.

Рекламная отрасль в России начала развиваться в 90‑х годах. Полноценного рынка на тот момент ещё не было. Активно расти он начал в 2000‑х, прибавляя 25–30% ежегодно.

«В 2008 году российский рекламный рынок впервые вошёл в топ‑10 мировых рекламных рынков по объёму, став восьмым, – рассказал вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергей Веселов. – Потом мы мигрировали в интервале с 11‑го по 15‑е место, где сейчас и находимся».

В 2010‑е рекламный рынок не показывал впечатляющих результатов на фоне торможения экономики и снижения доходов населения. А вот с 2020‑го года для рекламного рынка начался ни на что не похожий период.

Первое, что на него повлияло, – цифровизация.

«Мы все теперь можем с помощью маленькой коробочки делать покупки, смотреть фильмы, читать книги, совершать финансовые операции. Потребитель вошёл в цифру, и рекламодатель понимает, где ему этого потребителя ловить, – отметил Сергей Веселов. – Вторая важнейшая особенность – за последние пять лет случилось аж два кризиса, которые стали самыми неопределёнными в этом веке. В этих условиях рекламный рынок научился очень быстро отскакивать: упали-поднялись – это динамика, с которой мы шли. Среди рекламистов стал популярен тезис: мы теперь можем адаптироваться к любому кризису».

По итогам первого полугодия объём отечественного рекламного рынка приблизился к 450 млрд рублей.

«Десятый квартал подряд мы в плюсе, но динамика самым резким образом замедлилась, – рассказал вице-президент АКАР. – В 2023 году по году мы имели +30%, в 2024‑м по году – +24%. В этом году в первом квартале – +11%, во втором – +8%, то есть по итогу около 10%. Основная причина – экономическая. Рост ВВП в 2024 году – 4,3%, по первому полугодию – 1,2%. В четыре раза упала динамика, и рекламный рынок не может не реагировать на это».

Ещё новости по теме

Вектор на восток: логистику с Китаем обсудили в Нижнем Новгороде

«Встали на стоп-кран»: как повышение ключевой ставки отразилось на бизнесе

Реклама в соцсетях и искусственный интеллект: эксперты рассказали о главных трендах рекламного рынка

В тренде

Нижегородский рекламный рынок развивается в соответствии с федеральными трендами. Если в 2024 году рост рекламного рынка составил +16%, то по итогам первого полугодия только +2%.

«Нижний Новгород стабильно входит в пятёрку крупнейших рекламных рынков нашей страны», – отметил Сергей Веселов.

А чего ждут от рекламы нижегородские потребители? Один из главных трендов, как показало исследование Национального рекламного альянса, – усиление осознанности в потреблении.

«Потребление сохраняется, но фокус потребителя смещается из базовых потребностей больше в сторону заботы о себе, о своём здоровье, о своём внешнем виде и о саморазвитии», – пояснила заместитель генерального директора «Национального рекламного альянса» (НРА) по работе с регионами Елена Батракова.

Второй тренд – открытость новому. Это значит, что нижегородцы делают выбор из множества предложений. Они готовы пробовать новые марки, новые продукты.

Третий тренд – значимость доверия.

« Доверие было и остаётся одним из важнейших факторов для выбора среди того многообразия, которое имеет потребитель, – отметила Елена Батракова. – Однако современный метод продвижения не даёт достаточной информации, чтобы этот выбор облегчить и сделать его простым».

Тренды влияют на структуру потребления. Как показало исследование, большинство товарных категорий ушли в отрицательную динамику: одежда и обувь, товары для животных, товары для строительства и ремонта и другие.

Одновременно показывают рост медицинские товары и услуги, спорттовары и фитнес-услуги, бытовая техника и электроника. Всё это опять же, по словам эксперта, говорит об осознанном потреблении, когда фокус потребителя смещается в сторону заботы о себе, своём комфорте, своём здоровье и внешнем виде.

Ещё один положительный тренд, который влияет на поведение нижегородских потребителей на рынке товаров и услуг, – позитивные изменения в оценке своего материального положения. До 34% выросло число тех, кто планирует совершать более дорогие покупки в ближайший год чаще, чем годом ранее.

59% жителей Нижнего Новгорода гордятся местными марками.

Сложности возникают на этапе выбора. Сегодня потребителям приходится выбирать из огромного множества товаров. Половина нижегородцев признались, что при покупке выбирают из трёх и более марок.

«И здесь важно знание марок, чтобы потребителю было проще», – отметила эксперт.

Среди ключевых факторов, которые заставят потребителя переключиться с привычного продукта на новый, – отсутствие привычных брендов, выгодное ценовое предложение, желание попробовать новое.

67% нижегородцев предпочитают покупать товары, которые производятся в их регионе – этот показатель в целом остался неизменным с прошлого года. Однако больший вклад в этот процент стала вносить молодёжь. Если ранее 50% молодых людей от 15 до 24 лет выбирали местные товары, то по итогам свежего опроса этот показатель вырос до 58%.

«Мы видим, что, имея достаточно большое количество предложений, молодёжь выбирает локальные бренды, наши люди лояльно настроены к местным производителям», – отметила Елена Батракова.

При этом почти две трети потребителей по-прежнему испытывают сложности в выборе марок, им не хватает информации, чтобы довериться. 86% онлайн-покупателей встречают большое количество неизвестных брендов.

«Потребитель находится в шоковом состоянии, когда ему нужно выбрать из пяти и более продуктов», – отметила Елена Батракова.

Так что ключевая задача брендов – повышать узнаваемость и доверие к своему продукту.