Роковая встреча
Александр Второй к 1864 году порядком устал от жизни. Сорок шесть лет, больная жена, дела государственные давят. А тут в Петергофе знакомят с княжной Долгорукой - Катей, восемнадцать лет. Думал - еще одна барышня из хороших семей, поклонится и забудется. Только посмотрел на девчонку - а у неё глаза озорные, улыбка настоящая. Разговаривает с ним просто, как с обычным человеком. Вот тут-то царь и понял - попал как последний дурак.
Запретная любовь во дворце
А дальше началось то, что в народе называют "закрутился роман". Александр забыл про все приличия — император, между прочим, который должен был быть образцом добродетели для подданных. Он таскался за княжной как школьник, устраивал свидания в служебных комнатах Зимнего дворца и строчил любовные записки. В одном из писем государь признавался: "Ты — моя жизнь, моё счастье, моё всё".
Дворцовая прислуга только диву давалась — их грозный самодержец вдруг стал напевать под нос и даже подпрыгивать на ходу. Некоторые злоязычные придворные шутили, что государь словно выпил молодильного зелья. А императрица Мария Александровна, и без того слабая от чахотки, окончательно слегла — муж даже не старался скрывать свою новую страсть.
Через несколько лет любовники обзавелись детьми — четверо малышей с фамилией Юрьевские. Александр души не чаял в этих ребятишках, постоянно возился с ними и баловал подарками. А Екатерину он поселил этажом ниже императрицы — представьте себе эту семейную идиллию! Даже бывалые царедворцы, повидавшие на своём веку всякое, хватались за голову от такой наглости.
Скандал, потрясший Россию
К началу 1870-х годов терпение царской семьи лопнуло. Цесаревич Александр несколько раз врывался к отцу с криками: "Ты позоришь династию! Весь Петербург смеется над нами!" Великие князья собирались на семейные советы и требовали прекратить этот цирк. Даже тетки-великие княгини, видавшие на своем веку всякое, открыто возмущались.
Церковные иерархи качали головами - как же так, самодержец живет в грехе на глазах у всей страны. Обер-прокурор Синода Победоносцев писал гневные записки о падении нравственности в высших кругах. А европейские послы строчили донесения: русский царь окончательно спятил от любви.
Хуже всего было то, что Александр даже не думал ничего скрывать. Появлялся с Екатериной в театре, возил ее на парады, представлял иностранным гостям. Старые сановники только руками разводили - такого бесстыдства от помазанника божьего никто не ожидал.
Морганатический брак - вызов традициям
Когда императрица Мария Александровна умерла в июне 1880 года, Александр даже траур толком не выдержал. Через сорок дней после похорон жены тайно обвенчался с Екатериной в дворцовой церкви. Священник дрожал от страха - такого греха на душу брать не хотелось, но царю не откажешь.
Екатерина получила титул светлейшей княгини Юрьевской, а дети стали законными - правда, без права наследования престола. Это называлось морганатическим браком, когда муж знатнее жены и потомство получается второго сорта. В Европе такое случалось, но в России - никогда.
Петербургское общество просто взорвалось. Дамы в салонах ахали и падали в обморок от такой новости. Мужчины матерились в курилках - дескать, довел страну до позора окончательного. Даже либералы, которые царя поддерживали, схватились за головы. А консерваторы вообще заговорили о том, что государь помешался и пора бы его отстранить от дел.
В Европе тоже переполох случился. Австрийский император Франц Иосиф открыто заявил, что такой союз не признает. Прусский кайзер вообще отказался приглашать молодую княгиню на официальные приемы. Александр стал изгоем среди коронованных родственников - и ему было наплевать.
Цена великой любви
После морганатического брака Александр окончательно поссорился со всей семьей. Цесаревич перестал с отцом разговаривать - только по государственным делам и то через зубы. Великие князья демонстративно бойкотировали все мероприятия, где появлялась новоиспеченная княгиня Юрьевская. На семейных обедах воцарилось ледяное молчание.
Екатерина, конечно, пыталась влиять на мужа в государственных вопросах. Она была женщиной умной, хоть и молодой, понимала, что власть - штука серьезная. Подсовывала царю записки о том, кого назначить министром, какие реформы провести. Александр иногда прислушивался, что еще больше бесило окружение. Старые сановники шептались: "Теперь нами правит какая-то девчонка!"
По Петербургу поползли слухи, что император собирается отречься от престола ради жены и детей. Дескать, устал от всего, хочет жить простым человеком где-нибудь в Крыму или за границей. Екатерина действительно уговаривала мужа бросить все и уехать - она видела, как он страдает от всеобщего осуждения.
Александр и вправду подумывал об отречении. В разговоре с близким другом признался: "Я готов отдать корону, лишь бы жить спокойно с любимой женщиной". Но пока что только думал - бросить страну было выше его сил. А время уже заканчивалось, хотя никто этого не знал.
Трагический финал - любовь, оборванная террором
Первого марта 1881 года Александр поехал на развод караула как обычно. Екатерина просила его остаться дома - всю ночь ей снились кошмары. "Не езди сегодня, у меня сердце не на месте", - говорила она. Но царь только рукой махнул: "Не суеверничай, милая".
В половине третьего дня на Екатерининском канале первая бомба Рысакова повредила царскую карету. Александр вышел посмотреть на террориста, и тут Гриневицкий метнул вторую бомбу прямо под ноги императору. Ноги разорвало в клочья, кровь хлестала фонтаном.
Умирающего царя привезли в Зимний дворец. Екатерина металась по комнате как зверь в клетке, хваталась за врачей: "Спасите его! Делайте что угодно!" Но было поздно. Через час Александр скончался на руках у любимой женщины, так и не придя в сознание.
Новый император Александр Третий в тот же день дал понять княгине Юрьевской, что в России ей больше не место. "Собирайтесь и убирайтесь за границу вместе с детишками", - сказал он сухо. Никаких денег, никаких пенсий - только то, что успела припрятать. Екатерина поняла: сказка кончилась, начинается суровая реальность.
Эпилог - наследие великой любви
Екатерина Долгорукая прожила в изгнании еще сорок один год. Умерла в Ницце в 1922 году, так и не вернувшись в Россию. Дети от морганатического брака разбрелись по Европе - кто стал художником, кто военным, кто просто прожигателем жизни.
Эта любовная история изменила ход русской истории больше, чем кажется на первый взгляд. Если бы не роман с Долгорукой, Александр Второй мог бы провести еще несколько реформ, наладить отношения с либералами. А так получилось, что царь-освободитель последние годы жизни больше думал о личном счастье, чем о стране.