ШОС животворящий: поможет ли прошедший саммит запустить проект Курагино-Кызыл как часть нового международного транспортного коридора.
На прошедшем в Китае саммит стран ШОС обсуждались проекты по экономическому сотрудничеству между Россией и Китаем для увеличения товарооборота. И даже шире – о проектах, которые стимулируют межрегиональное экономическое взаимодействие с целью повышения автономности экономики стран ШОС и глобального Юга в целом.
Вот и глава Минтранса Андрей Никитин подтвердил, что
«Россия готова обсуждать с Монголией строительство новых железных дорог для соединения с китайскими. Коллеги хотят дополнительные какие-то соединения сделать. Мы готовы это
обсуждать, но <...> надо считать аналитику, считать экономику…»
Министр у нас новый и он, наверняка, не знал, что такие проекты с достаточной степенью экспертной проработки существуют, более того, еще в 2016г. между РФ, Монголией и Китаем было подписана программа создания
экономического коридора между тремя странами.
А учитывая создаваемый экономический коридор Китай-Пакистан с выходом к порту Гвадар и Ормузскому
проливу, в перспективе речь могла бы идти об амбициозном международном транспортном коридоре Россия-Монголия- Китай-Пакистан.
Транспортно-логистической основой нового экономического коридора должна стать международная ж/д магистраль «Южно-Сибирская магистраль (Курагино) – Кызыл – Монголия – Хами (КНР) – Урумчи (КНР) – Исламабад (Пакистан) – Гвадар (Пакистан), которая откроет для российского экспорта прямой путь к портам Индийского океана, проходящий через территории исключительно дружественных стран.
Однако, со стороны России пока, кроме экспертных обсуждений, мало что сделано. Вот монгольские товарищи и напоминают министру Никитину – пора что-то делать!!! Президенты договорились о расширении экономического сотрудничества. Как ни парадоксально, но главными застрельщиками и инициаторами этого проекта являются сибирские регионы и бизнес, которые заинтересованы в дополнительных маршрутах для экспорта своей продукции и импорта необходимых товаров и ресурсов. Именно поэтому проект предлагается ими в форме концессионного соглашения при участии российских и международных частных инвесторов. Заметьте, не чисто за государственный бюджет, а с привлечением частных инвестиций! То есть, бизнес посчитал, что ROI положительный. Нужны только господдержка, гарантии и политическая воля.
Потенциальная грузовая база железной дороги «(Курагино) – Кызыл – Хами (КНР)», по оценке Центра экономики инфраструктуры, составит от 42 до 65 млн т в год. Объем инвестиций в строительство участка «Курагино – Кызыл» в рамках концессионного соглашения при участии железнодорожных компаний РФ, КНР и Монголии, за счет средств заинтересованных частных инвесторов оценивается в сумму более 1 трлн руб.
Красивая цифра, красивый проект. Будет что представить президентам на следующем саммите ШОС.Главное – начать.
Мы знакомы с проектом с момента его обсуждения на Совете по Сибири в Совете Федерации в апреле этого года и считаем, что он заслуживает, как минимум, обсуждения. Особенно в свете саммита ШОС и новых геополитических раскладов.
Какие первичные планы инициаторов проекта. Двухпутная не электрифицированная ж/д линия от ст. Курагино (участок Абакан — Тайшет Южно-Сибирской магистрали) по направлению на Кызыл и далее через территорию Монголии до станции Хами (Китай).Важный фактор - близость к основным районам генерации грузовой базы. Одним из грузов коридора может стать каменный уголь, добываемый как по пути следования (Элегестское угольное месторождение – 70 км), так и в близлежащих регионах (Кемерово, Хакасия, Красноярский край).
Пробег из проблемных сегодня из-за своей удаленности угольных регионов значительно сокращается: из Кузбасса до ст. Курагино 500 км, из тупиковой для РЖД Хакасии – около 150 км. То есть, у угольного экспорта появляется альтернативный маршрут на рынки сбыта, ион значительно короче, чем через Восточный полигон. И это как раз тот случай, когда мы поддерживаем угольный экспорт, поскольку в этом случае, у него естьвсе шансы стать экономически обоснованным.
Эта дорога также будет востребована для перевозки зерна, удобрений, металлических руд, и других грузов. Ее запуск стимулирует освоение новых месторождений, в частности, месторождения Ирбинского рудного узла и Краснокаменского рудного узла(Курагинский район) с балансовыми запасами железной руды в несколько сотен миллионов тонн и потенциальным объемом добычи до 9-10 млн т ежегодно. А также минеральные ресурсы самого дотационного региона РФ Республики Тыва –
энергетических и коксующихся углей, черных, цветных и редких металлов (золота, цинка, меди и др.), а также асбеста, соли и других ресурсов. В обратную сторону по коридору могут импорт - машины, оборудование, дефицитное сырье (до 1 млн т глинозема), товары широкого потребления. Потенциальная грузовая база ж\д «Курагино–Кызыл–Хами (КНР)», по оценке ЦЭИ, составит от 42 до65 млн т в год, в зависимости от рассматриваемого сценария.
Для начала реализации проекта «Курагино – Кызыл» в рамках формирования МТК «Россия-Монголия-Китай-Пакистан» егоинициаторы говорят не о миллиардах, которые необходимо выделить из бюджета, а вполне посильном для государства WishList:
- Предоставление дороге статуса частной для ее строительства в рамках концессионного соглашения на средства частных инвесторов.
- Включение строительства «Курагино – Кызыл» внацпроект «Эффективная транспортная система».
- Облегченные техтребования к первому этапу строительства по аналогии с частной Тихоокеанской железной дорогой.
- Согласование примыкания проектируемой железнойдороги к сети общего пользования
- Поддержка правительства на международном уровне при обсуждении и согласовании проекта с Монголией и КНР.
В общем-то, условия не выглядят чрезмерными и невыполнимыми.