Недавние неприятные события произошедшие в Екатеринбурге, напомнили об особенностях размещения заключенных внутри следственного изолятора.
Все поступившие в СИЗО, распределяются по камерам – изолированным, запираемым жилым помещениям, в которых они должны находиться в период заключения под стражу.
По жестко соблюдаемому специальному закону не могут совместно находиться в одной камере: мужчины и женщины. Дам вообще стараются размещать в отдельных этажах и даже корпусах. При этом они никогда не обделены вниманием мужской части сидельцев. Тюремные страсти, широко освещенные в блатной лирике вполне реальны. Сейчас, при наличии современных средств связи, большую часть тайной межкамерной переписки составляют рисунки цветов со стихами, тюремный бумажный эквивалент букетов из живых цветов. Из «общего» постоянно в женские камеры по известным тюремным путям поставляются традиционные сигареты, чай, конфеты. Тюремные романы сродни курортным – пока сидят, общаются и не на шутку любят, а потом связи рвут этапы, сроки и расстояния.
Всегда содержатся отдельно, в специально выделенных камерах действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов, таможенных органов, службы судебных приставов, уголовно-исполнительной системы, все чаще оказывающиеся за решеткой судьи, не редкие адвокаты и работники налоговых органов, а также военнослужащие бывших внутренних войск и нынешней национальной гвардии. Даже вывод лиц, данной категории из камер осуществляется строго отдельно от всех остальных сидельцев.
Раздельно содержаться несовершеннолетние и взрослые. Несовершеннолетние преступники – колючие цветы жизни, настоящая головная боль для сотрудников любого СИЗО и будущее преступного мира… Как обычные дети любят играться. Но, к сожалению, у попавших в тюрьму нравственных уродцев игры тоже уродливые. Малолетки играют в прятки или футбол друг другом, а на утро из камер выносят поломанные кровати, оторванные раковины и даже ранее намертво прикрепленные к стене батареи. Видеокамера не может остановить преступление, она может его только зафиксировать, пока ее тоже не оторвут. Дети лезут в криминальную субкультуру, как обезьяны играют в масти, пытаются жить по понятиям, при этом не понимая их смысл. Именно в этой среде растут стремящиеся, которые повзрослев уже идут в блатные.
Не должны находиться в одной камере совместно с ранее уже содержавшимися (отбывавшими наказание) в местах лишения свободы, подозреваемые и обвиняемые впервые привлекаемые к уголовной ответственности (как и впервые осужденные к лишению свободы).
Всегда раздельно содержаться подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу (подельники) и в целях недопущения сговора администрацией СИЗО должны приниматься все меры к исключению контактов между ними.
В отдельных камерах изолированно от других заключенных в СИЗО должны содержаться: особо опасные рецидивисты; осужденные к смертной казни и пожизненному заключению, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества, а так же подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля людьми; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; террористический акт; содействие террористической деятельности; прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности; захват заложника; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;
По результатам обязательных медицинских обследований, от здоровых сидельцев изолируются больные инфекционными заболеваниями (в том числе заразными кожными и венерическими, туберкулезом) или нуждающиеся в особом медицинском наблюдении (в том числе находящиеся на стационарном лечении в медицинской части или больнице СИЗО, больные психическими расстройствами).
Стандартные камеры очень похожи на современных уродцев градостроения - квартиры-студии, только с очень прочными армированными стенами, двойными железными дверями и оконными решетками, установленным оборудованием и специальной мебелью уже не "от застройщика", а "от хозяина":
- одноярусными или двухъярусными железными кроватями, в народе – нары, в тюрьме – шконки;
- наглухо закреплённым столом с деревянными скамейками (могут лихо отрываться озлобленными сидельцами и использоваться в качестве тарана);
- шкафом для продуктов (забитым как правило несъеденным хлебом который выдаётся в количестве согласно установленной норме, явно превышающей разумную, голодом в тюрьме никого не морят);
- вешалкой для верхней одежды;
- умывальником и полкой для туалетных принадлежностей;
- вмонтированным в стену куском зеркала (в момент заселения камеры превращающегося в осколок);
- бачком с питьевой водой (перекочевавший из 20-х годов прошлого века аксессуар, потерявший с появлением водопровода смысл и используемый в настоящее время в качестве табурета);
- радиодинамиком (несмотря на часто фактическое отсутствие радиовещания);
- урной для мусора с красивым, звучным сленговым названием – баян, который специально выделенный человек – баянист, ежедневно при утренней проверке выносит из камеры;
- тазами гигиенических целей и для стирки одежды;
- потолочными светильниками дневного освещения – никогда не выключающиеся и ночного освещения – никогда не включающегося;
- телевизором и холодильником (по возможности, но сейчас практически во всех камерах они есть, а в камерах для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке).
Как и обычные квартиры жилого дома, камеры следственного изолятора обеспечены центральным отоплением, водоснабжением, канализацией и электроэнергией, унитазы в камерах размещаются в изолированных кабинах и при наличии возможности умывальник в камере размещается за пределами кабины.
Подробнее в нашей книге "О СИЗО: путеводитель по следственному изолятору и тюремной медицине" https://www.litres.ru/book/a-o-bakunin/o-sizo-putevoditel-po-sledstvennomu-izolyatoru-i-turemnoy-medi-63697967/