Когда мы решаемся на операцию, особенно на столь сложную, как эндопротезирование, для нас пациента встает важный вопрос — можно ли довериться врачу? Вопрос не только о профессионализме, но и о том, как понять, что на самом деле ждет тебя за дверью операционной.
Ярким примером послужит история моего пациента Алексея, 49 лет. Он обратился с болью в тазобедренном суставе, и, как многие, он верил, что операция — это волшебное решение всех проблем. Помню его слова: «Мне обещали, что через месяц я забуду о боли. Но спустя полгода я снова на таблетках...». Данный кейс — не единственный, и я хочу, чтобы вы не повторили ошибки, связанные с недостаточным осознанием рисков.
Данные показывают, что 23% пациентов сомневаются в честности врачей после эндопротезирования. Такой страх можно понять, и моя задача — помочь вам подготовиться к операции и последующей реабилитации.
Меня зовут Максим Вадимович Исаев, я травматолог-ортопед с 19-летним стажем. Специализируюсь на малоинвазивном протезировании, провел более 2000 операции эндопротезирования крупных суставов. Сегодня я расскажу, как современные технологии позволяют вернуться к активной жизни в рекордные сроки и почему так важно обсуждать с врачом все возможные риски.
Как часто пациенты сталкиваются с несоответствием ожиданий и реальности после операции?
Скажу честно — такие случаи не редкость. Мы, врачи, всегда стремимся к максимальному результату, но важно понимать, что каждый человек уникален, и результат будет зависеть от множества факторов, в том числе и от вас. Поэтому я всегда стараюсь рассказать пациентам о возможных рисках, дабы вы не питали иллюзий и не смотрели на ситуацию через «розовые очки».
Ошибка 1: «Гарантии 100% результата»
Многие пациенты приходят и говорят: «Вы же доктор, вы же все можете, ну так скажите мне, что результат будет 100% успешный». Однако ни один хирург не может предсказать, как срастется кость или как поведет себя организм.
Невозможно обещать пациенту 100% результат. Речь идет о предсказуемости и вероятности, но никто не может полностью исключить возможные осложнения. Важно понимать, что, возраст пациента, наличие хронических заболеваний и степень деформации сустава — все это в первую очередь влияет на риски осложнений.
Я всегда делаю акцента на том, что мы работаем с огромным количеством факторов, но каждый организм уникален, и невозможно каждому гарантировать желаемый результат.
Ошибка 2: Умалчивание о возможных осложнениях
Иногда, чтобы не напугать пациента, стараются не упоминать возможные осложнения: инфекции, тромбоз или разницу в длине ног. Эти темы неприятны для специалистов, поэтому многие боятся, что могут потерять пациента.
Что делать в такой ситуации? Просто быть честным: объяснить все риски заранее для готовности пациента к любому сценарию. Я всегда предупреждаю о рисках, но стараюсь сделать это так, чтобы не вызвать паники, а наоборот, подготовить к возможным трудностям. Важно не бояться обсуждать такие моменты.
Пример из практики: Людмила, 60 лет, обратилась ко мне после эндопротезирования тазобедренного сустава. Она была очень довольна операцией, но через месяц после выписки обнаружила, что прооперированная нога длинее другой на 2 см. Мы провели дополнительное обследование (телерентгенометрию) и обнаружили, что разница в длине конечностей обусловлена преимущественно особенностями развития. Нога изначально была длинее на 1,5 см за счет более длинных костей голени и бедра, на фоне восстановления нормального натяжения мышц мы удлинили ее еще на 4 мм и пациентка начала чувствовать эту разницу. Мы подкорректировали длину с помощью специальной стельки, и Людмила снова вернулась к активной жизни. Пациентке планируется замена и второго сустава, во время которой мы планируем выполнить выравнивание длины ног. Но именно эта ситуация подтверждает, как важно предупреждать пациента о возможных рисках, а не скрывать их.
Ошибка 3: «Подмена понятий»
Когда пациент слышит: «У меня такого не бывает», это не всегда означает, что операция пройдет безупречно. Очень важно, чтобы в общении с пациентом не использовались фразы «никогда» или «это невозможно». Данные выражения создают ложную иллюзию абсолютной безопасности.
Я всегда говорю, что каждый случай уникален, и не стоит надеяться, что с вами не произойдет ничего непредсказуемого. Нужно подходить к каждому случаю индивидуально.
Ошибка 4: Игнорирование индивидуальных особенностей
Каждый пациент — это отдельная история. Например, пациент с диабетом или гипертонией будет проходить период восстановления дольше, чем тот, кто не имеет таких проблем. И хотя данный факт кажется очевидным, далеко не всегда врачи об этом говорят.
У меня на приеме пациент обязательно должен рассказать о своих хронических заболеваниях, т.к. это играет важную роль в постановке диагноза. Если бы все пациенты получали одинаковые рекомендации, мы бы не могли рассчитывать на успешный результат.
Ошибка 5: Отсутствие плана «Б»
Очень часто пациенты после операции остаются без должного внимания, особенно при наличии осложнений. Хирург «испаряется», и человек не знает, к кому обратиться за помощью.
Идеальный план после операции — это не только хороший результат, но и стабильная поддержка на протяжении всего восстановления. Если что-то пошло не так, пациенту нужно знать, куда обратиться. Я всегда даю своим пациентам контактную информацию для связи после операции, ведь меня крайне важно, чтобы каждый чувствовал заботу и поддержку.
Как проверить честность врача: пара лайфхаков
Проверить, насколько врач с вами откровенен довольно просто:
- Если врач говорит, что операция «простая и без рисков» — это повод насторожиться.
- Попросите показать статистику проведенных им операций, включая с осложнениями.
- Ищите специалиста, который интересуется вашими ожиданиями, а не обещает «чудо».
Помните! Важно, чтобы вы чувствовали, что врач честен с вами, а не просто пытается угодить.
Доверие — это улица с двусторонним движением.
Доверие не возникает мгновенно, и его нужно заслужить — бесспорный факт. Помните, что ваше критическое отношение и вопросы — это не признак недоверия, а единственный способ защищаться. Задавайте вопросы, сравнивайте мнения 2-3 специалистов, но в то же время не ищите подвох в каждом слове.
Сталкивались ли вы с нечестными обещаниями врачей? Как это повлияло на ваше доверие к медицине? Поделитесь в комментариях!
Если у вас возникли вопросы, запишитесь на консультацию, мы обсудим все риски и возможности в индивидуальном порядке.