Найти в Дзене

Проблема сохранения ориентации на духовную составляющую у студентов в современном образовательном процессе.

Современный образовательный процесс не только связан с человеком, но и направлен на человека, поэтому его цель оставалась и остается неизменной – это формирование гармонично развитой личности. Применительно к нашему времени, «соответствующей требованиям современного общества XXI века» [3,с.129]. Однако, несмотря на сохранение цели образовательного процесса, заложенной еще много столетий назад, остаются вопросы, насколько она достижима, учитывая ее идеальность и насколько она актуальна для современного студента? Эти вопросы не праздные, на что указывает развитие педагогики как науки, до сих пор ищущей оптимальной методики формирования всесторонне развитой личности, выраженной в балансе между физическим состоянием человека, его умственными способностями и его же нравственными качествами, а также пытающейся заложить основание именно такого понимания образовательного процесса у студентов. Последнее, сегодня, становится самым сложным в образовании, столкнувшегося с результатами культуры

Современный образовательный процесс не только связан с человеком, но и направлен на человека, поэтому его цель оставалась и остается неизменной – это формирование гармонично развитой личности. Применительно к нашему времени, «соответствующей требованиям современного общества XXI века» [3,с.129]. Однако, несмотря на сохранение цели образовательного процесса, заложенной еще много столетий назад, остаются вопросы, насколько она достижима, учитывая ее идеальность и насколько она актуальна для современного студента? Эти вопросы не праздные, на что указывает развитие педагогики как науки, до сих пор ищущей оптимальной методики формирования всесторонне развитой личности, выраженной в балансе между физическим состоянием человека, его умственными способностями и его же нравственными качествами, а также пытающейся заложить основание именно такого понимания образовательного процесса у студентов.

Последнее, сегодня, становится самым сложным в образовании, столкнувшегося с результатами культуры, получившей наименование постмодернизм, где не предполагается единого нарратива в понимании того, каким должен быть человек, то есть, нет ясно сформированного его образа, который мог бы стать идеалом совершенного человека, не только развивающегося, но и высоконравственного и ответственного. За место этого, как метко отметил Смирнов С.А., предлагается соблазн человеческого «не бытия», редуцирование его до определенной модели, набора функций, сводимых к удовлетворению простейших потребностей, того, что доступно без особого труда. [6, с.14]. В образовательной среде, это находит свое выражение в самоустранении студентов от процесса получения знания, сведения его к простым поведенческим и внутриличностно-деятельным алгоритмам, результатом которых становится получение зачета, экзамена и, в конце обучения, диплома. Это порождает глубокое противоречие между целью образовательного процесса и реальностью культуры, в которой он осуществляется, снятие чего необходимо и невозможно без уделения особого внимания ориентации студента на духовную составляющую человека, без которой нельзя говорить о полноценном образовании и становлении человека как личности.

Как, в свое время, отметила Андрюшина Н.Е. «Духовный мир … представляет собой сложное явление, неотделимое от самого человека, отражающее его многообразные связи с окружающей природной и социальной средой» [2, с.2]. Духовное измерение, часть внутреннего мира человека, включающего в себя все идеальное, эмоционально-чувственное, ценностное. Оно часть сферы индивидуальной жизни, где присутствует все, от заблуждений, знания, верований до устремления к чему-либо.

В образовательном процессе духовная составляющая проявляется в формировании представления человека о самом себе, через отделение, присущих только ему, компонентов. К которым относятся духовно-нравственные ценности, идеалы, концепты, идеи, всего того, что имеет отношение к абсолютному, безусловному, не ограниченному временем и пространством, с тем, что делает его частью чего-то большего, частью человечества со всей его мудростью и приобретенными знаниями. Духовное в контексте образования служит инструментом собирания человеческой личности, ее конструирования при помощи фундаментального знания, позволяющего человеку создать структуру внутреннего мира, выполняющую ориентирующую и идентифицирующую функцию. Создающего полюс не случайного, не частного, а абсолютно значимого в контексте истории, человечества и личного существования самого человека.

Духовная составляющая фундирует его целостность, проявляющуюся, как было уже отмечено, в балансе между физическим состоянием человека, его умственными способностями и его же нравственными качествами.

Именно духовный мир в человеке формирует то, что получило наименование в русской философской мысли как духовность, о которой часто говорят и пишут современные психологи и педагоги, старающиеся обратить внимание на глубокий духовно-нравственный кризис, как следствия «все ускоряющегося технического и научного прогресса, утраты моральных ориентиров и ценностей, снижения качества образования, предоставляемого семьей и школой» [5]. Духовность, для многих, становится ценностной ориентацией, стремлением человека к преодолению своей биологической природы и раскрытию ее человеческой составляющей, выражающейся в самоактуализации, в устремленности к Высшей правде, честности и т.п [4]. Она всегда наполняется нравственным и моральным содержанием, связывается с внутренним развитием, но при этом, нередко, не рассматривается как проявление целостности духовного мира, что делает ее чем-то условным и до конца не ясным, а также не снимающим противоречия между пониманием человека в постмодернистской культуре и целью образовательного процесса. Духовность, по этой причине, начинает приобретать сугубо абстрактный характер и чрезмерную теоретичность, не всегда понимаемую и воспринимаемую студентами.

Преодоление этой трудности возможно, если рассматривать духовную составляющую человека через выделение ее как элемента внутреннего мира и как целостность, на формирование которой влияет образовательный процесс. Тогда духовный мир может пониматься, через взаимосвязь и единство всех его компонентов конституирующихся его субъектностью, способностью самостоятельно мыслить и производить действия на основе волеизъявления. Именно субъектность всегда выступала инструментом педагогико-воспитательного воздействия на обучающихся в образовательном процессе, посредством которого студент приобретал навык в научных исследованиях.

В контексте духовной целостности, именно благодаря субъектности происходит ее становление, а следствием этого и упорядочивание внутреннего мира человека, без чего, он не может мыслить себя чем-то целым. Для образовательного процесса, это имеет ключевое значение. Отсутствие внутренней самосогласованности и упорядоченности у студента не способствует его включению в процесс систематического получения знания, оно становится фрагментарным и не взаимосвязанным, что отвечает только культурным особенностям современного мира, сконцентрированном на образе «мобильного человека», быстро приспосабливающегося к изменениям и не обремененного чем-то «фундаментальным» и постоянным, но не самому образованию, ставящему задачу воспитания достойного специалиста в той или иной сфере.

Методологически, обращение внимание студентов на духовную составляющую самих себя, может и должно выражаться через прямые диалоговые контакты с преподавателем, что, теоретически и предполагают, например, семинары, однако в современных реалиях, в силу качественных культурных изменений, это связано с большими затруднениями. Современные студенты не готовы и порой не понимают необходимость этого. Одним из способов решения данной проблемы, может стать актуализация рассматриваемых на занятиях тем, через контекст повседневности и мировоззрения присутствующих на занятиях студентов. Необходимо рассматриваемые вопросы ставить так, чтобы обучающиеся вынуждены были обращать их к себе лично, а уж потом ко всему вообще.

В заключении, хотелось бы отметить: необходимость нахождения пути к духовной целостности, проблема вечная, потому что человек обречен на поиск самого себя и своей сущности, обречен искать ответ на вопрос, кто он есть такой. Однако для большинства людей, ответ на него не очевиден, особенно, когда мы говорим о современном мире и его культуре.

При так называемой атомарности нашего общества, когда человек представляет собой единицу, условно связанную с общим человечеством лишь через свою биологическую природу, он оказывается перед выбором поиска своего внутреннего единства и согласованности, основываясь лишь на своих пожеланиях и тех моделях самоустроения, какие соотносятся с идеями индивидуальности представленными в нашей культуре очень широко.

К этому добавляется технологический прогресс, породивший искушение отказаться вообще от пути к духовной целостности. Это выражено в уходе от фундаментального знания, которое позволяет человеку осознанно разместить себя в мире и выстроив представлении о себе, как его части, направить созидательную энергию на благоустройство его будущего.

Результатом становится отказ от возвышенного, по своему содержанию, смысла жизни. Созданию ложных идеалов, абсолютизироваемых, но при этом, не являющимися абсолютом.

Исходя из сказанного, можно утверждать, рассмотрение и изучение духовной целостности и ее роли в образовательном процессе, более, чем актуально.

Литература:

1 Аверин А.Н. Структура духовного мира человека. – Воронеж – 2008. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-duhovnogo-mira-cheloveka-1

2 Андрюшина Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема. - Автореферат. Москва – 1992. С.

3 Ахмедьянова А.Х. Методологические подходы, принципы и направления формирования развитой личности обучающегося. // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. – 2018. - №6 т.13. – С.129-134.

4 Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса. – Москва – 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnost-kak-tsennostnaya-osnova-obrazovatelnogo-protsessa

5 Муравьева Ю.В. Значение формирования нравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2023. - URL: https://multiurok.ru/files/nauchnaia-statia-znachenie-formirovaniia-nravstven.html

6 Смирнов С.А. Человек и цифра или соблазн не быть. – Новосибирск: ООО «Офет – TM», 2023. – 384с.

Фотография из открытых интернет источников.
Фотография из открытых интернет источников.