1. Название сериала
А вы в курсе, что второй сезон носит подзаголовок «Книга Кэрол»? Всё из-за того, что Мелисса Макбрайд должна была появиться вместе с Дэрилом ещё в первом сезоне, и сериал изначально планировался как «Дэрил и Кэрол». Но из-за её плотного графика этого не случилось. Так что не всегда в проблемах сериала виноваты сценаристы или режиссёры — иногда это просто непреодолимые обстоятельства реальной жизни, которые приходится решать на лету.
2. Отсылки на другие вселенные
Когда Кэрол думает, как ей перебраться на другой континент, она встречает Эша с самолётом. У Эша вся территория электрифицирована и питается от генератора. Это сразу напоминает Билла из The Last of Us, который так же жил в одиночестве, окружив себя ловушками.
Также можно вспомнить первую часть игры The Walking Dead с каннибалами: у них был забор под напряжением, работающий от постоянно барахлящего генератора.
3. Визуализация чувств Кэрол
Система Эша — это не просто деталь антуража. На мой взгляд, это один из лучших примеров воплощения внутреннего мира главного героя через персонажа второго плана.
Кэрол — закрытый человек. Ей не свойственно проявлять слабость и сентиментальность, хотя она умеет использовать это как инструмент для манипуляции, что мы и видим в начале. Она строит из себя женщину с проблемой, которой Эш должен помочь.
Через Эша мы лучше понимаем, что творится у неё внутри: замкнутая территория, откуда нет выхода, но которая начинает давать сбои. Генератор можно сравнить с её внутренними надломами и периодическими вспышками ПТСР.
А внутри периметра стоит целый алтарь ребёнку, перед которым Эш винит себя в том, что не смог его спасти. И где он находится? В теплице. Символично: вина Кэрол «прорастает» и рвётся наружу.
Так мы видим две её мотивации: явную — найти Дэрила, и скрытую — справиться с потерей дочери. И любопытно, что Дэрил остаётся единственным живым свидетелем её трагедии: все остальные либо мертвы, либо, как Рик, исчезли.
4. Тупилаки
Во время перелёта Кэрол и Эш делают остановку в Гренландии. Там экоактивисты называют ходячих «тупилаками». Я удивился, но в культуре гренландских эскимосов действительно есть такие существа. Шаманы создавали их из частей убитых животных или даже детей, проводя над ними ритуалы (иногда с извращённым подтекстом). В итоге оживал мертвец, цель которого — убить того, кого указывал шаман.
Если же жертва оказывалась сильнее в магическом смысле, тупилак мог повернуть против создателя.
Это сразу отсылает к Жанне, которая хотела создать армию управляемых ходячих с помощью сыворотки — но в итоге сама же и погибла от своего изобретения.
5. Сказки братьев Гримм
В Париже Кэрол выслеживает бойцов Пуаро. Чтобы отследить грузовик с едой, она делает дырку в мешке с зерном. Это прямая отсылка к сказке братьев Гримм «Гензель и Гретель», где мальчик также оставлял крошки, чтобы найти дорогу.
А сама Жанна и её организация напоминают злую колдунью с пряничным домиком. Только вместо сладостей — обещания. Людей она заманивает едой ради экспериментов.
6. Сходства предысторий
В предыстории Жанны нам показали, что она начинала как уборщица в Лувре, а в итоге стала главой крупной фашистской организации. Тут напрашиваются лёгкие параллели: вспомним, что Гитлеру в своё время прочили карьеру художника.
Подобные превращения «из грязи в князи» в «Ходячих» встречаются не раз. Например, Иезекииль — простой охранник зоопарка, который благодаря работе получил тигра и стал лидером сообщества. Или Гильермо из первого сезона — охранник пансионата, неожиданно оказавшийся во главе банды, заботящейся о стариках.
7. Красные маки
Многим могло остаться непонятным, с кем сравнила бабушка Диди Жанну и что за «Красные маки», к которым принадлежал её отец.
На самом деле «Красные маки» — это партизаны во Франции, которые во время оккупации боролись с фашистами. Получается, Диди напрямую сопоставила Жанну с врагами своего народа, назвав её фашисткой.
8. Конспирология
Мотивация Жанны выглядит странно и даже отдаёт американской пропагандой.
Она злится на страну за то, что та охраняет произведения искусства лучше, чем своих граждан. Но напомним: Франция долгие годы держала колонии, вывозила оттуда ценности, а во времена Второй мировой именно во Франции нацисты складировали награбленные сокровища. Возможно, не без одобрения и выгоды для местных властей.
В итоге получаем историю, где личная боль Жанны накладывается на прямую критику французского государства времён войны. Кстати, критика Франции в сериале звучит часто (например, сцены с Кадроном, который ругает медицину).
9. Что за склепы во Франции?
Помните катакомбы с черепами, куда герои периодически попадают?
Исторически под Парижем множество каменоломен. Когда город начал разрастаться и не хватало места на кладбищах, власти решили перенести останки в подземелья. Таких перезахоронений было несколько, поэтому там действительно тысячи человеческих костей.
Со временем туннели начали размываться грунтовыми водами, их стали заливать бетоном, чтобы земля не проваливалась. Но часть катакомб до сих пор можно увидеть. Если будете в Париже — рекомендую музей Карнавале, там всё это показано.
10. Грибной заговор
Замечали, что ключевые психологические сдвиги у Дэрила и Кэрол происходят именно после «грибного трипа»? Они надышались спорами светящихся грибов, и Кэрол смогла проститься с дочерью, а Дэрил — разорвать порочный круг воспоминаний о деде.
Совпадение или нет — вопрос открытый. Но выглядит так, будто авторам подсказали идеи либо шаманы с аяуаской, либо консультанты по психоделикам.
11. Американец освободил Францию?
И наконец — общий посыл сезона.
Американец приезжает в оккупированную фашистами Европу, убивает главных злодеев, увозит ценного «пророка» в США, а теперь планирует двигаться дальше — в Англию, а потом и в Испанию.
Любопытно, что именно сейчас появляется такой сюжет: история о том, как Америка «спасает Европу».
Ты можешь увеличить количество моих публикаций нажав кнопку — "Поддержать"🧡
TG - https://t.me/horbushin