Реджис Трамблей, католический священник, получивший степень доктора богословия в Риме, никогда не предполагал, что переедет жить в российский Крым, обвенчается с русской женщиной и покрестится в православную веру под именем Василий. Но случилось именно так.
Реджис родился в небольшом промышленном городке Уотервилл в штате Мэн (США), и первую половину жизни посвятил теологии. Будучи рождён в религиозной семье, мальчик посещал католическую школу, а в возрасте 15 лет поступил в семинарию кармелитского Ниагарского колледжа в округе Южный Онтарио в Канаде, где получил степень бакалавра истории и философии США. Затем его отправили в Рим на четыре года изучать теологию и Священное Писание в Папском Григорианском университете. Вернувшись обратно, Реджис был рукоположен в сан католического священника в своем родном городе Уотервилл. Будучи священником, он в течение трёх лет служил в большом приходе в Финиксе, штат Аризона, после чего шесть лет преподавал журналистику и фотожурналистику в католической средней школе кармелиток в Тусоне.
Но степенная жизнь теолога для энергичного, ищущего правды – человеческой и божией – юноши оказалась слишком тесной. Еще в школе он серьёзно увлекался спортом (хоккеем, бейсболом, американским футболом), писал спортивные репортажи, учился искусству фотографии. После трёхлетнего преподавания теологии в Финиксе Реджис покинул орден кармелитов и католическую церковь, женился и вырастил троих замечательных детей. Он тренировал свою дочь и двух сыновей в футболе, бейсболе, софтболе и хоккее с шайбой и продолжал играть в хоккей с шайбой, пока ему не исполнилось 55 лет.
Любовь к путешествиям и стремление больше узнать окружающий мир, его реалии и проблемы сделали из молодого богослова бойкое перо журналиста. Он начал много ездить по миру. Но поездка в 2011 году в Южную Корею радикально поменяла его жизнь. Он получил доступ к документам, подтверждающим, что в период с 1947 по 1948 год американские военные убили там около 60 тысяч корейцев. Эти документы были засекречены до 2000 года. Реджис снял документальный фильм «Призраки Чеджудо», рассказывающий об этой страшной трагедии и о современных семилетних ежедневных протестах против строительства на острове Чеджудо американской военной базы. В 2016 году Реджис заканчивал работу над вторым документальным фильмом об угрозе ядерной войны между США и Россией и ради поиска правды о ситуации в России и вокруг крымского референдума журналист приехал в нашу страну. И влюбился в неё навсегда. Уже в 2020-м он переехал в Ялту, женился на русской женщине – гиде-переводчике, принял православную веру и организовал клуб «Друзья Крыма в США».
«Последние пять лет, которые я живу в Ялте, одни из лучших лет в моей жизни, – делится с нами Реджис. – Официально я уже давно на пенсии, но именно сейчас я работаю намного больше, продуктивнее и плодотворнее, чем когда-либо».
Сегодня Реджис Трамблей ведёт очень активную общественную работу: несколько раз в неделю проводит видеостримы с участием разных спикеров, встречается с волонтёрами, общественниками, представителями органов власти, комментирует политические события нашим и зарубежным медиаресурсам. И конечно, снимает документальное кино.
«Как режиссёр-документалист я стараюсь через свой взгляд и через свою камеру показать американскому народу жизнь здесь, в Ялте, в России. Сам я изучаю эту жизнь, пытаюсь понять разные её стороны, это моя основная миссия как режиссёра-документалиста», – рассказывает о своей творческой задаче Реджис.
В какой-то момент коллеги спросили у него, почему в США нет отделения клуба «Друзья Крыма». И тогда Реджис обратился к своим друзьям в Америке и около 20 человек, видевшие Крым после 2014 года своими глазами, приняли решение организовать такое объединение у себя в стране.
«Многие из них активно выступают, презентуют Крым, Россию, рассказывают правду. Они распространяют мои видеоработы о России. Очень активная группа. Сегодня их около 30 человек. В Канаде уже есть клуб, на Ямайке, в Австралии, Новой Зеландии и в Африке. Число участников клуба постоянно растёт», – рассказывает Реджис.
Песни, дача и селёдка
Поскольку в своей прошлой жизни Реджис Трамблей очень много путешествовал – был в самых экзотических местах: на Гавайях, Маршалловых и Карибских островах, в Южной Корее и Японии – встреча с российской действительностью не стала для него культурным шоком. И благодаря супруге американец смог глубже узнать культуру России, постепенно изучить все стороны российской действительности. Однако пока сильно мешает языковой барьер, ведь русский язык для пожилого человека освоить не просто. Поэтому читает Пушкина по-английски, но одну застольную песню обещает выучить на русском в самое ближайшее время. Это будет песня «Дорогой длинною...».
«В конце праздничного застолья русские всегда поют что-то. В Америке просто нет такого, чтобы люди собирались, пели песни, говорили тосты, разговаривали обо всём», – говорит Реджис.
Единственное, что он, видимо, никогда не поймёт, это то, как мы едим селёдку. Если рыба не жареная, то она сырая. Как можно есть сырую солёную рыбу, удивляется американец. Однако он считает, что в остальном русская кухня очень вкусная, здоровая, без странных ингредиентов. И ещё Реджис никак не может привыкнуть к нашим забитым до отказа автобусам. Ведь в Америке или Канаде люди, даже пожилые, в подавляющем большинстве пользуются личным автомобилем. Немного печалит то, что нет времени заниматься спортом. Хотя хоккейные матчи российских команд Реджис старается не пропускать, отдавая должное мастерству наших спортсменов.
Ещё одной национальной культурной особенностью восхищается русский американец. Массовым увлечением дачей. С советских времен даже городской житель в России считает нужным иметь хотя бы небольшой клочок земли, на которой можно вырастить кустик-другой чего-то полезного. В частных домах на окраине Ялты он с интересом наблюдает, как хозяева колдуют на своём небольшом участке, стараясь вырастить и собрать самый вкусный и полезный урожай. Реджис в путешествиях по России часто бывал в сельской местности, а однажды судьба его забросила в далёкую северную деревню в Коми. Так что о деревенской жизни в России он кое-что знает. Однако всю прелесть и спортивный азарт такого русского вида спорта, как классическая загородная дача с огородом, американец ещё не постиг. Но у него всё впереди!
Вера и история
Для верующего человека важно всегда иметь возможность духовного общения с близкими по вере братьями. В своё время Реджис был рукоположен в католические священники, но в России прошёл чин присоединения через таинство крещения и получил имя Василий. Знакомясь с религиозными достопримечательностями Крыма, в расположенном недалеко от Бахчисарая Свято-Николаевском монастыре познакомился с его настоятелем отцом Варнавой и отцом Гамалиилом, которые стали его духовными наставниками в православной вере. Новообращённый с восторгом встретил открытие музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес».
«Ничего подобного в своей жизни я не видел, – восхищается Реджис. – Мы три раза ездили смотреть знаменитый спектакль “Грифон”. В Америке ничего подобного Херсонесу нет. В западных странах люди даже близко не подходят к тому уровню понимания истории, как в России. Русские намного глубже знают и чувствуют свою историю. Чувство патриотизма у русских уникально, нельзя сравнить ни с какой другой страной. Мне здесь очень хорошо, потому что сегодня Россия – мой дом».
Так, начиная с 2016 года, американец канадского происхождения, ставший русским православным, живёт и работает в России. Живёт в мире и безопасности, в атмосфере доброжелательного общения и в стремлении лучше познать русскую душу и русскую культуру. И обещает спеть на русском лучшую, по его мнению, застольную песню вместе со всеми друзьями Крыма.