Найти в Дзене
Книжный ум

"Любовник леди Чаттерли" - роман, где страсть сильнее приличий

Может ли привычная жизнь может оказаться клеткой? Вроде всё есть: дом, статус, надёжность. А внутри — пустота. Именно об этом думаешь, когда начинаешь читать эту книгу. И да, я ожидала чего-то вроде старинного любовного романа с кружевами и долгими взглядами. Но получила совсем другое — книгу, где страсть сталкивается с пустотой брака, а тело спорит с разумом.

***
***

Сюжет, на первый взгляд, прост. Констанс Чаттерли, молодая женщина из обеспеченной семьи, живёт с мужем Клиффордом. Он возвращается с войны инвалидом, прикованным к инвалидному креслу. Казалось бы, трагедия могла бы сблизить их, но произошло обратное. Он погружается в мир книг, философии и разговоров о будущем Англии. Она же остаётся наедине с пустотой — эмоциональной и физической. И вот появляется он, лесничий Оливер Меллорс. Человек из другого мира, грубоватый, простой, но живой. Между ними завязывается связь, которая переворачивает её жизнь.

Лоуренс пишет о страсти не как о чём-то греховном, а как о естественной части жизни. Для своего времени это было настоящим вызовом. Роман о любви и страсти, который долгое время считался скандальным. Его запрещали, изымали из тиража. И я понимаю почему. Здесь нет привычных нам романтических прикрас, здесь есть честность. Иногда даже слишком. Откровенные сцены выписаны не ради провокации, а чтобы показать: любовь — это не только слова, но и телесность.

Констанс кажется наивной, даже капризной. Муж не может дать ей того, чего она хочет, но он же дает ей карт-бланш с одной стороны. Он сам ей говорит - "я не против наследника, если вдруг ты понесешь от другого мужчины" . Это вызывает противоречие. С одной стороны, я понимаю их — женщина хочет быть любимой, хочет чувствовать себя живой, а муж очень привязан к ней, пусть и эгоистично, и не хочет отпускать от себя. С другой — оправдание измены. Хотя, может, я слишком современно на это смотрю?

Меня удивил сам Меллорс. Обычно в романах мужчина-любовник — это рыцарь, почти идеал. А тут — человек со своими грубостями, резкостью, с бранными словами. Хотя он воспитанный человек, служил в Индии, и может говорить литературным языком, когда надо. Но с Констанс он грубоват, называет ее деревенскими эпитетами. Он не картинка, не мечта, а реальный мужчина, который живёт в согласии с собой и природой. Может, именно этого и не хватало Констанс? Не идеала, а живого дыхания.

А вот что важнее — социальные правила или внутренняя свобода? Время после Первой мировой было жёстким, классовые различия казались непробиваемыми. Леди и лесничий? Немыслимо. Но Лоуренс показывает: страсть может разрушить все перегородки. И всё же роман не превращается в сказку о Золушке. Здесь нет счастливого конца в привычном смысле.

В этой книге о женской свободе (скажем условно) много разговоров о будущем общества, о машинах, о том, куда движется Англия. Лоуренс словно предупреждает: люди теряют контакт с природой и собой. Вот почему сцены в лесу такие важные. Там герои наконец-то живые, а не деревянные.

И знаете, что меня больше всего поразило? То, как книга про запретную любовь звучит сегодня. Прошло сто лет, а вопросы те же: как быть, если брак — пустота? Можно ли переступить через условности ради настоящего чувства? Стоит ли жить «как положено» или всё-таки «как хочется»? Вроде бы другой век, другие нравы, а суть та же.

Можно ли оправдать Констанс? Или всё-таки предательство остаётся предательством, даже если оно рождено тоской? Я не могу дать себе однозначного ответа.

Так что, если вы думаете, что роман - скандал ХХ века — это просто история про любовь, не спешите. Это история про одиночество, поиск себя и право на счастье. Да, откровенная. Да, местами смущающая. И ставшая классикой.

_________________________________________

Каждая книга — это целая вселенная, и я с радостью стану вашим проводником. Подписывайтесь, чтобы вместе открывать новые миры на страницах произведений!

_______________________________

Что еще почитать на канале?