Друзья мои, сегодня, в рамках кинонедели канала «Пензенские встречи», продолжаем размышлять о современных отечественных фильмах, которые, на мой взгляд, достойны нашего внимания, прежде всего, как оставляющие след в душе и заставляющие нас о многом задуматься…
Но, прежде чем представить вашему вниманию очередной выбор, замечу следующее. Как свежий пример, – вчерашний товарищеский матч сборных России и Иордании с интересом наблюдал на спортивном телеканале «Матч-ТВ». Игра была весьма увлекательной, с обоюдоострыми атаками команд, – было непонятно, кто же в итоге возьмёт верх, хотя накануне многие были почти уверены в нашей победе. Впрочем, на то он и футбол, чтобы развеивать все прогнозы. Досмотрел матч до конца в переживаниях, но довольный-таки мирным исходом – 0:0. Но вот если бы этот матч смотрел в записи, не зная результата, а кто-то рядом, будучи в курсе итога, тут же сообщил мне о нём… Ну, вы понимаете реакцию разочарованного болельщика, который тем самым лишился всякой интриги для просмотра игры. То же самое можно сказать и о спойлерстве в кино. Заглянем в ту же «Википедию»…
«Спо́йлер (от англ. to spoil — «портить») – преждевременно раскрытая сюжетная информация, которая разрушает интригу, не даёт её пережить самостоятельно и, следовательно, лишает читателя/зрителя/игрока некоторой части удовольствия от этого сюжета, чем портит впечатление от него.
Некоторые фильмы начинаются либо заканчиваются предупреждением о недопустимости спойлеров. Например, классический триллер «Дьяволицы» (1954) заканчивается просьбой: «Не уподобляйтесь дьяволицам! Не лишайте удовольствия своих друзей, которые могут проявить интерес к этому фильму. Не рассказывайте им то, что вы видели. Спасибо вам от их имени».
Одним из первых этот термин использовал Дуглас Кенни в своей статье «Спойлеры», опубликованной в 1971 году в журнале National Lampoon.
В XXI веке многие зрители крайне критически относятся к спойлерам. Появился даже термин «спойлерофобия» (англ. spoilerphobia) – явление, когда люди агрессивно реагируют на раскрытие любой информации о сюжете, а не только раскрытие тайны, портящее впечатление…»
…Именно поэтому в своих отзывах и размышлениях о фильмах стараюсь бережно обходить стороной раскрытие сюжета. При этом вызывают явное раздражение некоторые отзывы и даже рецензии профессиональных журналистов и кинообозревателей…
Свежий тому пример – рецензия Дениса Корсакова («Комсомольская правда»), выпущенная как раз в день премьеры фильма «Кракен» (именно о нем поговорим сегодня) на страницах издания.
Мало того, что автор подробно описал сюжет картины, так ещё и назвал фильм несмешным героическим кино, упрекнул создателей в невнятном изображении кракена и наличии лишних персонажей, а также в том, что большинство сцен с монстром показали в трейлере. Одним словом, постарался, как мог…
Со своей стороны, постараюсь не согласиться с автором той рецензии, ибо вчера фильм оставил самые яркие впечатления после просмотра.
Казалось бы, продолжительность картины составляет 2 часа 15 минут, но смотрится она на одном дыхании, да ещё держит тебя в постоянном напряжении, особенно в финальных драматических сценах.
Но предварительно заглянем в фильмографию режиссёра (оказывается, мы родились с ним в один год!) Николая Лебедева. Здесь находим, например, триллер по его сценарию «Змеиный источник» (1997), военный боевик «Звезда» (2002), фэнтези-боевик «Волкодав из рода Серых Псов (2006), спортивную драму о «Легенде №17» (2013), римейк-триллер «Экипаж» (2016), историческую драму «Нюрнберг» (2023) и другие картины. Наверняка, уже по этим кинолентам зрители хорошо знают и помнят их автора…
Что интересно, многие кинокритики пытаются найти определенные несостыковки и нюансы с реальным положением дел в конкретике морской службы, технической и бытовой её стороны, а морские «волки» цепляются за каждый термин и определение, видя определенное несоответствие. Но ведь фильм не документальный, а (уж извините!) – художественный. Причем, главное внимание зрителя подчинено напряженному развитию сюжета, его ход открывает новые и новые мысли и надежды в его душе, он «болеет» за главных героев и становится свидетелем противостояния с «антигероями».
Нельзя не восхититься операторской работой Сергея Мачильского и спецэффектами этого настоящего подводного триллера, над созданием которого работала многочисленная группа (в заключительных титрах картины их перечисление на музыкальном фоне занимает весьма приличное время). Отметим, кстати, и замечательную работу и саунд-треки композитора Артёма Васильева, гармонично отражавшие атмосферу картины.
Ну, а главное внимание зрителей, конечно же, было приковано к персонажам капитанов подводных лодок – братьям Ворониным, Виктору и Александру (Александр Петров и Виктор Добронравов), а также контрадмирала по кличке Волкодав (Алексей Гуськов). Именно они составили своеобразный костяк «дирижёров», движущий весь ход картины в окружении целого эпипажа подлодки.
Сценаристы Андрей Сидоров и помогавший ему в этой работе Николай Лебедев сумели так гармонично и последовательно его «разложить по полочкам», что нашли место и для любовной истории, и гуманного решения проблемы с иностранцами на судне (Диана Пожарская и Антон Риваль), и для счастливого примирения двух братьев-капитанов, и для истории их трогательных взаимоотношений с мамой (Анна Каменкова), и для отеческой похвалы командующего ВМФ (Сергей Гармаш).
Фильм Николая Лебедева оставляет самые светлые и трогательные чувства. Думается, что он станет одним из претендентов на конкурсную программу традиционного ежегодного кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина в Пензе в этом году.