Уже очень долгое время мне не хотелось писать развёрнутые отзывы на книги. Я читала, исправно ставила оценки, но выкладывала прочитанное с минимальным количеством примечаний, наподобие «прочла быстро», «понравилось/не понравилось». Не хотелось ничего расписывать, уж не знаю почему – то ли лень, то ли не было ничего, что цепляло бы за живое. Но не в этот раз. Сейчас я под сильным впечатлением и, пока до конца не переварила прочитанное, решила всё-таки написать.
С творчеством Андрея Подшибякина я знакома, скажем так, шапочно. Его «Последний день лета», который я смогла взять в руки только на второй год после выхода, заставил меня сморщить нос от невероятного обилия мата (я сама матерюсь периодически, но в книге это был жёсткий, неотрывный от сюжета перебор) и отложить в сторону – меня не впечатлил. А вот «Проводы», прочитанные в сборнике «Зимние рассказы» от Букмейта, наоборот, очень заинтересовали своей выверенной тоской и вымороженным отчаянием и заставили взглянуть на автора с другой стороны. Поэтому, когда мне в очередной раз захотелось «чего-то такого», «чего-то хтонно-стремного» и я не получила желаемого от своего любимого автора, я обратила внимание на новый сборник Подшибякина «Голодный мир». Взяла чисто «на пробу», на пару рассказов… и очнулась уже на 50% прочитанного со стойкой мыслью, что это – хорошо. И даже очень!
Но – по порядку. В книге пять рассказов, самый большой из них – первый, на котором я и попалась в ловушку автора, а потом, на автомате, прочла всё остальное, о чём ни грамма не жалею, знаете ли 😅
1. «Хозяйская комната» открывает нам не только книгу, но и секрет того, что может находиться за запертой дверью в съёмной двухкомнатной квартире.
-А там.. Что?
- Там.. Ад..
Владлен, имеющий бабушку-гречанку и при этом носящий славянскую фамилию, снимает неплохую квартиру в Москве. Только беда одна: он платит за «двушку», а живёт только в одной комнате, так как вторую наглухо закрыли хозяева. Однажды он приводит домой девушку из клуба, но та при загадочных обстоятельствах пропадает в ночи, оставив свой мобильник и обувь. Не особо задумываясь, Владлен всё выбрасывает, а потом дверь в ту самую комнату открывается… и он видит ночь, кричащие звёзды и босую, висящую под балкой, но разговаривающую с ним ночную гостью. К такому можно даже привыкнуть, но у «хозяйской комнаты» есть один нюанс – ей постоянно хочется есть…
Всё плохое на экране обычно случалось после того, как герои либо заезжали в новый дом, либо совали нос куда не надо, — а он, Влад, никуда ничего не совал и уж точно не заезжал!»
Рассказ хорош. Мне понравилась данная идея, даже несмотря на то, что в принципе это не ново, – своим исполнением. Прочла на одном дыхании, оторваться не могла. И да, финал с его тотемами, закольцованностью и посылом «помоги себе сам» хоть и оставляет чувство лёгкой недосказанности, но внутри всё равно понимаешь, чем всё закончилось. Тот случай, когда атмосфера и нагнетание страха работают лучше, чем прямолинейный хоррор.
2. «ЗОЖ». О том, кто не курит и не пьёт, тот на корм НЛОшкам пойдёт. Прошёл скорее мимо меня, но удивил, что уж тут, удивил… Заставил задуматься о том, что, пожалуй, хорошо, что я хоть и редко, но могу себе позволить выпить и закурить 😅 М-да, Подшибякин знает, как заставить почувствовать себя частью пищевой цепочки.
3. «Ударник социалистического труда». Впечатлил, что уж там. Подобного точно не ожидаешь, когда читаешь про внука и его девушку, которые едут справлять Новый год в деревню Зюзюкино к бабушке и дедушке. Бабушка тяжело болеет, поэтому вместо стандартных подарков везут целый пакетище лекарств. Правда, зачем им в деревне адреналин, становится понятно гораздо позже, и это «позже» поворачивает вполне себе бытовую историю в самое неожиданное и мрачное русло. Очень сильный и цепляющий рассказ.
4. «Афганец». Рассказ, состоящий из нескольких зарисовок из разных времён – от лихих 90-х до наших дней. Все их объединяет одно – появляющийся в самую трудную, переломную минуту жизни загадочный «Афганец», который не говорит лишних слов, но всегда приходит на помощь, оставляя после себя лишь запах пороха и лёгкое чувство недоумения. История-притча, которая заставляет задуматься о природе чуда и о том, во что мы готовы поверить ради спасения.
Все люди, безусловно, были равны, и цвета их кожи и паспорта не имели никакого значения.
Недолюбливала она только чурок.
5. «Некросеть». Тот самый рассказ, из-за которого я и решилась писать этот отзыв. Тот, что впечатлил сильнее всего и засел глубоко под кожу.
человечество как вид с хохотом мчится к обрыву на автомобиле без тормозов, вдавив педаль газа в пол.
Именно так я себе и представляю «восстание машин», но не в голливудском, а в самом что ни на есть подшибякинском – тоскливом и обречённом варианте. Кажется, Илон Маск как-то говорил, что ИИ станет умнее нас уже лет через пять. Возможно, автор так же задумывается над этим, поэтому и создал данный рассказ. И нет, я не удивлюсь, если он в скором времени сбудется – всё к тому и идёт, и именно это то и страшно
Когда умрет последний разумный обитатель Земли, интернет будет жить еще долго-долго. Боты будут создавать и публиковать созданные генеративными программами иллюстрации и тексты, другие боты будут оставлять комментарии и системные маркеры одобрения, принятые в тех или иных социальных сетях. Мертвый интернет почти не заметит отсутствия живых пользователей: мертвый интернет продолжит жить благодаря орбитальным спутникам, запас прочности которых практически бесконечен.
Это не хоррор в классическом понимании. Это леденящий душу, максимально реалистичный и оттого ещё более жуткий прогноз. Шедевр.
Как итог, хочу сказать, что после прочтения «послесловия» от автора, я всё же решилась дать ещё один шанс «Последнему дню лета». Если верить Подшибякину, мы скоро сможем его не только читать, но и смотреть (идет работа над экранизацией), а также из-за того, что он анонсировал продолжение.
В целом, книга мне очень понравилась. Я рада, что взяла её на прочтение без очереди. Хотелось бы, чтобы подобные эксперименты с новыми авторами каждый раз заканчивались столь же позитивно. «Голодный мир» – это то самое «что-то стремное», которое я так люблю и ищу. Твёрдая пятёрка.
Кто из современных русских авторов смог вас удивить в последнее время?
Напоминаю про свой телеграм канал 🤗